Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.
методическая разработка по русскому языку по теме

Аккуратова Наталья Васильевна

 

   Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст — его дошкольный и школьный периоды. В это время язык усваивается стихийно, в общении. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

   Главная цель работы над связной речью во всех звеньях школы состоит в том, чтобы научить детей монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_statya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.

   Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст — его дошкольный и школьный периоды. В это время язык усваивается стихийно, в общении. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

   Главная цель работы над связной речью во всех звеньях школы состоит в том, чтобы научить детей монологической речи. Это означает научить их умениям понимать и создавать текст. Умение понимать и анализировать чужой текст обеспечивает формирование умения создавать свой текст.

   В развитии речи школьника выделяют три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением. Все эти линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для для связной речи; при подготовке к пересказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

   Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы. сочинения — представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений. В них сливаются все умения — и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и по композиции текста, и умение накапливать материал... И чтобы достичь этой ступени необходимо проводить кропотливую работу.

   Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира — это характерный признак духовной жизни детской личности. Если бы ребенок не воспринимал гармонического единства окружающих вещей и явлений — цвета, звуков, запахов, состояний, движений как красоты являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты жизни, мир его был бы хмурым и неприветливым.

   необходимо всегда помнить (видеть в учениках), что детское сердце в одинаковой мере чувствительно и к красоте природы, и к музыке, и к родному слову. нельзя развивать речь ребенка не совершенствуя его восприятие мира, его чувств, не воспитывая кропотливо его ум.

 Любить поэзию природы.

«Чтение, подкрепленное наблюдениями природы, обогащает и расширяет знания о виденном и способствует общему развитию ребенка, учит любить природу и понимать ее красоту, развивает художественный вкус, воспитывает эстетические чувства.»

   Дети должны иметь конкретные представления о природе, о ее жизни, тогда им будет легче оценивать красоту языка писателя или мастерство художника, сумевшего написать в своем произведении живую картину.

   Большая часть рассказов, помещенных в учебниках, посвящена родной природе. Но как бы хорошо ни была описана природа, нельзя ограничиваться только произведением. Ведь самые лучшие из них только отчасти передают богатство окружающего мира.

К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики. Он писал: «А воля, а простор, природа, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?». Богат и прекрасен мир вокруг нас. Чем глубже ребенок знает природу, тем больше она дарит ему чистой и светлой радости. Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти. «Природа становится могучим источником лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи».(В.А. Сухомлинский) Поэтому, необходимо как можно чаще ходить в лес, на речку, в парк... Такие прогулки- короткие уроки мышления и воспитания чувств. Цель- запечатлеть в сознании яркие картины природы, учиться анализировать и думать. У ребят возникает естественная потребность выражать в речи свои мысли и чувства. Организуя работу учащихся по развитию речи, необходимо последовательно ставить перед ними все новые и новые задачи, расширяя круг наблюдений и познаний. Важно давать посильные задачи, создать трудовую атмосферу, вызывать соответствующие эмоции — все это способствует прочному усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, воспитанию воли, привычки к умственному труду. Начинать надо с простых предложений. Например, дается задание обвести по трафарету елочку, кораблик и составить предложение.

(Кораблик плывет по морю. На опушке леса росла маленькая елочка.) Как еще можно сказать вместо слова елочка? (Ель.) Потом предложить детям заштриховать предметы цветными карандашами или ручками, описать свою елочку, кораблик, вспомнив свои наблюдения на экскурсии, во время прогулок. (Моя елочка красивая, стройная и пушистая. Моя елочка пушистая, колючая красавица в всегда зеленом наряде.) Слово «всегда» всем классом заменим на «вечно».

   Следующий этап — это учить устанавливать взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие предложений в тексте. Например, в альбоме с помощью трафарета геометрических фигур построить смысловую композицию. Последовательность такова: обвели по трафарету круг, прочертили лучики. солнышко заштриховали (попутно развиваем мелкую моторику рук). Составили предложение. (Светит яркое солнышко.) Обвели самолет, составили предложение. ( В небе летит самолет.) Обвели елочки, составили и о них предложение. (Вдоль дороги растут ели.) Обвели машину. (По шоссе мчится автомобиль.) Вот и получился рассказ.

                 Светит яркое солнышко. В небе летит самолет. Вдоль дороги растут ели.

                 По шоссе мчится автомобиль.

Можно дать и готовый рисунок и по вопросам составить рассказ.

   В классе всегда находятся дети, которые могут читать. Поэтому, текст написанный заранее на бумаге, ребята с удовольствием читают. При повторном чтении голосом выделяют важные по смыслу слова.

   Полезно составлять текст и по вопросам:

                  - Что зреет в поле?

                  - Кто пришел на уборку урожая?

                  - Каким был урожай этого года?

Составить тест можно и по опорным словам: зреет, рожь, золотая, колхозники, пришли, был, урожай, богатый.

   Следующий этап — упражнения, направленные на обучение выбору слова.

Дети должны уметь в своей речи ярко, живо рисовать все, что видят вокруг себя. Они должны  научиться пользоваться словами также, как художник кистью и красками. Эти упражнения необходимо сочетать с грамматико-орфографической работой. Например,

  1. с помощью трафарета сделать рисунок к тексту:

«Взошли ростки пшеницы. Дождик напоил их водой. солнышко ласкало своим теплом молодые всходы.»

  1. -Какими словами можно охарактеризовать хлеб? (Душистый, свежий, мягкий, ароматный, пшеничный, трудный...)

- А какой предмет можно охарактеризовать вот этими словами: легкие, прозрачные, высокие, пушистые? Облака.)

   Следующий этап: научить соединять предложения в тексте, определять слово, которое перекинет мостик к последующим предложениям.

 «Началась большая стройка. На стройку приехали люди разных профессий. Прибыли и строительные материалы.»

- Подчеркните слово, которое из первого предложения перешло во второе и соединило    их.

Следующая ступенька — продолжить начатый рассказ.

Все дети не могут повторить то, что сказал или прочитал учитель, но стоит показать картинку, как у них возникает стремление выразить в речи возбужденные ею мысли и чувства. В основе обучения речи детей должны лежать постоянно усложняющиеся упражнения в составлении небольших рассказов, непосредственно связанных с переживаниями детей, с их настроением.

   Для воспитания чувств, для возбуждения положительных эмоций лучше всего использовать музыку, живопись, поэзию, природу.

   В первом классе надо научить словесному пересказу, умению высказывать свои мысли о предмете, должно начаться и обучение пересказу. Каждое сказанное ребенком слово означает, что он поднялся на ступеньку выше.

   Пословицы и поговорки помогут сформировать у ребят понятие Родины, своего отношения к ней. Например, «Человек без Родины, что соловей без песни.», «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.», «Родина — мать, умей за нее постоять.»...

   Существующая связь между умениями воспринимать, излагать и создавать текст строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определение темы, идеи, выделение слов и предложений, важных для раскрытия сути текста, деление текста на части, составление плана и т. д.

   Радость познания дается человеку только тогда, когда он познает несравненно больше, чем требуется знать. И учительская задача не заключается в том, чтобы ребят постоянно толкать. бесконечно пугать двойками, а в том, чтобы вести каждого, даже слабого, равнодушного к знаниям, в мир богатый интеллектуальной жизнью. В начальной школе учитель для ребенка — ключ от огромного мира, в который он сам прокладывает путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1- 4 классов

Развитие речи – важная задача обучения родному языку.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать форми...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Информационно-коммуникационные технологии -новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся.

Изложение -     один из видов работы по развитию связной речи. В основе него лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного, (исходного). При пров...

Развитие связной речи учащихся

Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку....

Материалы для проведения семинара для родителей. Тема "Развитие связной речи учащихся"

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Проблема развития речи младших школьников стоит остро на сегодняшний день. Решить ...

«Работа по развитию связной речи учащихся с нарушенной слуховой функцией в начальном звене»

Любые отклонения в физическом или психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии речи, формирован...

Статья "Особенности развития связной речи учащихся с ОВЗ на уроках русского языка"

Статья посвящена особенностям  развития связной речи учащихся с ОВЗ на уроках  русского языка...