Типы склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Карпова Лилия Семёновна

 

1. Личностные цели:

– формирование способности к самоучению, саморазвитию;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, толерантности;

– развитие мышления, памяти, внимания, фонематического слуха;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

– развитие навыков сотрудничества со  взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

2. Метапредметные цели:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

– освоение способов решения проблем поискового характера;

– активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– формирование умения использования различных способов поиска информации, готовить своё выступление;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

– умение работать в информационной среде.

3. Предметные цели:

– формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: учить определять типы склонения имён существительных по совокупности признаков ( род, окончание);

–создать условия для изучения отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го ,3-го склонения;

– способствовать выработке умения  использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование:

1. Техническая составляющая:

– персональный компьютер;

– мультимедийный проектор;

– экран.

2. Дидактическая составляющая:

– Желтовская Л.Я. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Часть 2. – М.: АСТ: Астрель, 2010;

– раздаточный материал для работы в паре.

УМК: «Планета знаний»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx52.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

 Педагог (ФИО)                   Карпова    Лилия   Семёновна       Предмет                   русский язык                        Класс    4

Тема урока : «   Типы склонения имени  существительного».

1. Личностные цели:

– формирование способности к самоучению, саморазвитию;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, толерантности;

– развитие мышления, памяти, внимания, фонематического слуха;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;

– развитие навыков сотрудничества со  взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

2. Метапредметные цели:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

– освоение способов решения проблем поискового характера;

– активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– формирование умения использования различных способов поиска информации, готовить своё выступление;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;

– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

– умение работать в информационной среде.

3. Предметные цели:

– формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: учить определять типы склонения имён существительных по совокупности признаков ( род, окончание);

–создать условия для изучения отличительных признаков имён существительных 1-го, 2-го ,3-го склонения;

– способствовать выработке умения  использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование:

1. Техническая составляющая:

– персональный компьютер;

– мультимедийный проектор;

– экран.

2. Дидактическая составляющая:

– Желтовская Л.Я. Русский язык: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы: В 2 ч. Часть 2. – М.: АСТ: Астрель, 2010;

– раздаточный материал для работы в паре.

УМК: «Планета знаний»

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

  1. Цель , которая должна быть достигнута учащимися: включиться в учебную деятельность на личностно- значимом уровне; подготовиться к активной работе в классе.
  2. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
  3. Методы: словесные; стимулирования познавательного интереса.
  4. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

На уроке будьте внимательными,  усидчивыми и старательными.

Я, ты, он, она.

Вместе дружная семья!

Улыбнись соседу слева!

Улыбнись соседу справа!

За работу нам пора!

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам  новые знания и положительные эмоции.

Запишем дату, отступив от предыдущей работы 2 линии. Чтобы весь урок в тетрадях были аккуратные записи, начнём работу с чистописания. (Обратить внимание на посадку учащихся).


Мл      мм     лл      пл     кл


Оро     осо    око    ото    


-Какой способ соединения отрабатывает 1 строчка чистописания? (Нижнее двойное, на 1\3 внизу)


- Какой способ соединения отрабатывает 2 строчка чистописания? (на 1/3 вверху). Оцените себя, поставьте + над теми буквами, которые лучше получились на ваш взгляд. Молодцы, ребята, вы очень старались. Мы готовы продолжить работу? Хорошо.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

  1. Цель , которая должна быть достигнута учащимися: повторить материал о типах спряжения .Вспомнить, что такое спряжение и склонение.
  2. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению сведений о спряжении и склонении; выявить затруднения в деятельности учащихся.
  3.  Методы: информационно – обобщающий; наглядный; создание проблемной ситуации; проектирование совместной деятельности.
  4. Задачи: выявить знание незнание учащихся.
  1. Методы стимулирования: похвала.

-Ребята, мне сегодня на уроке понадобятся исследователи. Люди, которые наблюдают, изучают и открывают что-то новое. Но мне нужно проверить  вашу  готовность к исследовательской работе, предлагаю вам выполнить моё задание  на интерактивной доске.

-На экране разбросаны слова. Соберите из слов предложение, чтобы оно имело смысл. (Разные ответы детей).

-Какое  предложение вам понравилось более всего?   (ученик  выходит к доске и собирает слова в предложение.)

Фоторепортер  покажет и представит свою работу о жизни на природе. ( Давайте запишем это предложение с новой строчки).

 -Какой вопрос вы могли бы задать мне, посмотрев на это предложение? (Кто такой фоторепортёр?)

-Где мы можем посмотреть значение этого слова? ( В толковом словарике, С 129.) .Дети читают значение.

-А Вова приготовил нам значение этого слова, выписав у себя дома из толкового словаря С. И. Ожегова. Послушаем его.  

-Что  можете сказать о значениях этого  слова,  взятых из разных источников? ( Почти одинаковые).

-Какое значение оказалось вам понятнее и ближе?( Ответы разные).

-Подчеркнём, объясним орфограммы, которые мы увидели в этом предложении. (Ученик работает у доски,  объясняя и подчёркивая орфограммы в словах).

-Определите лицо и  спряжение глаголов в этом предложении. Выделите окончания. Что можете сказать?

- Ребята, по каким признакам определяются глаголы 1 и 2 спряжения. (Два варианта окончаний: с гласной   и с гласной- и).

-Что такое спряжение?  (это изменение по лицам и числам).

-Ребята, а теперь определите падеж имён существительных,  назовите существительные, имеющие одинаковую падежную форму (о жизни, на природе). Выделите окончания. Что можете сказать? (разные).

- Ребята, почему  имена существительные, стоящие в одной падежной форме, имеют разные окончания? (затрудняются сказать).

-Предположим, у существительных тоже могут быть особенности в склонении? Посмотрите на тему урока. Может быть их тоже поделили на группы, на типы склонения.

3.

Изучение нового учебного материала. 

Постановка учебной задачи

  1. Цель , которая должна быть достигнута учащимися: сформировать цель урока используя опорные слова.
  2. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: выявление затруднений и корректировка знаний.
  3.  Методы: наглядный; создание проблемной ситуации.

Этап планирования. Построение проекта выхода из затруднения

  1. Цель , которая должна быть достигнута учащимися: учиться на основе имеющихся знаний при работе в парах делать выводы и обобщения; обучать собеседника и вести диалог; готовность признавать существования различных точек зрения

  1. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по разрешению проблемной ситуации , способствовать формированию у учащихся умений реализации нового способа действия; овладение учебными действиями и языковыми средствами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  1.  Методы: деф. обучения;  

создание ситуации взаимопомощи; заинтересованность результатами парной работы; поиск контактов и сотрудничества; учебный диалог.

4.Закрепление учебного материала

Самостоятельная работа в паре с самопроверкой по эталону.

Разноуровневая самостоятельная работа .

  1. Цель , которая должна быть достигнута учащимися: осознать свою учебную деятельность; формировать умение реализовывать новые способы действий.

  1. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условие для реализации умений нового способа деятельности.

5.Итог урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД

  1. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать правильной оценке деятельности своей и класса
  2.  Методы: словесный, наглядный.

Задачи: развивать способность давать адекватную оценку.

 Что бы понять это, для начала, сформулируем цели урока, используя опорные слова на доске. (1) выяснить……2)определить…… 3)почему……..  ( Выяснить, на какие типы склонения делятся имена существительные .  Определить их признаки.  И ответить  вопрос:

почему имена существительные одной падежной формы могут иметь разные окончания.?  

Для этого изучим таблицу в учебнике с.34 и проведём своё исследование.

-Сколько типов склонения  выделили учёные? (3 склонения имён существительных)

-Можете объяснить почему? ( По наличию тех или иных окончаний.)

-Назовите особенности 1,2и 3 склонения, какие существительные относятся к ним?

 -Может ли существительное 1 склонения стать существительным 2 склонения?

Нет–это постоянный грамматический признак существительного. Почему? ( Род -нельзя поменять)

Исследователи - народ во всём сомневающийся, перед открытием нового постоянно сомневаются и часто перепроверяют полученные данные. (Проверим, все ли существительные, изменяются так же, если отнести их к определённому склонению?)

1ряд

Изменяют по падежам слова  1 склонения.

дядя  картина

2 ряд

Изменяют по падежам     2 склонения

конь      море  

3 ряд    3 склонение

Грудь    лень

Ребята, вы можете взять свои слова .

Проверка работы.

Выделите окончания имён существительных. Какой вывод! ( Изменяются так же, как и в таблице)

Вывод: Значит, признаки склонения подходят ко всем существительным.

-Что нужно, чтобы существительное было 1 склонения  ( окончание- а,-я ж и м. род в Им. п)

-Что нужно, чтобы существительное отнесли ко 2 склонению?

-Что нужно ,чтобы существительное отнесли к 3 склонению?.

Физминутка.

1скл. – руки  вверх

2 скл.-

 руки на пояс

3 скл. -  присесть

Тётя,  пень, лень,  стол,  мама,  нога,  степь,  молоко,  учитель, рука, лёд, дядя, грудь, плечо, велосипед

Работа  в  паре.  ( На экране существительные).

Перед тем как приступить к работе, договоритесь, кто сегодня будет «деятель», а кто «контролирующий».

- А теперь самостоятельно распределите существительные по типу склонения, в зависимости от их признаков.

Перо напильник карусель вода дедушка картофель полотенце урожай учение дёготь дядя печаль кастрюля

- Какие признаки следует указывать графически? (Род, окончание). Пара, которая  справится с заданием  быстрее остальных, сделает его на доске).  Проверяем задание. Оцените уровень своей деятельности в паре по 10-бальной шкале. Какие трудности испытывали? Что получилось? У кого совпала оценка деятельности?

Каким алгоритмом пользовались, чтобы распределить слова по типу склонения?

                И.п. ,ед. число| |род| |окончание| = |склонение|

-Ребята, почему же у существительных в одной  падежной форме могут быть разные окончания? (Потому что имена существительные разного склонения). Вернёмся в начало урока. Определим склонение имён существительных.  ( Погода- 1 скл., понедельник-2скл.)

Вывод: окончания существительных зависят от их склонения  и падежа.

Проверим вашу  наблюдательность относительно окончаний  имён существительных.

Вставить пропущенные окончания в предложение:

   чём нужно подумать, прежде чем вставлять окончания? (Какое склонение и падеж).

Я не заплачу  от  бол..,  обид.    отчаяния. Я буду заботиться о мам., брат.  и  дочер.

-Следовательно, для чего человечеству необходимо знать склонение и падеж имён сущ. ( Что бы определить, какое окончание писать.)

Ребята мы работали вместе и в паре, а теперь поработаем самостоятельно.

Разноуровневая  самостоятельная работа.

1 уровень.

Выпишите из текста имена существительные, определите склонения.

2 уровень.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, определите склонения имён существительных.

 3 уровень.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, определите падеж и склонение имён существительных.

 

Зима.

      Подул студеный вет.р. Загудела з.ма в трубу.Зач.рствела грязь на д.роге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся д.ревня стала тёмная, скучная: и д.рога, и избы, и ог.род.

                                                             (Л.Воронкова).

Итог урока. (Приём заполнения «кластера»)

-Что нового сегодня узнали на уроке? Чему научились? Какие трудности испытывали?

-Вернёмся к целям урока, проверим, всё ли удалось выяснить, изучить, исследовать, для этого заполним кластер. (На экране появляется таблица).

Рефлексия.

Ребята, оцените свою работу на уроке по 10 –бальной шкале. Если вам было комфортно на уроке - нарисуйте солнышко, если нет- тучку. Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось…………

Мне понравилось…….

Я могу похвалить себя за………

Домашнее задание. ( По выбору).

  1. Выпишите из  книги 20 существительных, определите их склонение.  ( Можно больше)
  2. Упр.81, с. 36( по заданию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

Русския язык. "Три типа склонения имен существительных"

Урок - исследование.    Дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе,познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию...

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

4 класс.« Три типа склонения имен существительных в единственном числе».

Дать понятие о трех типах склонения имен существительных, научить  распознавать тип склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду....

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного"     (УМК "Школа России")...