Конкретизируем значение..Распространяем мысль...
методическая разработка (русский язык, 3 класс) на тему

Киселёва Наталия Михайловна

Как средства языка помогают конкретизировать значение слов и распространять мысли в предложении и тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_russkiy_yazyk_seminar.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

Урок русского языка по программе «Планета знаний»

Тема: Конкретизируем значение, распространяем мысль…

Цель: Наблюдение за средствами языка, выделение в них главного. Выяснить, с помощью чего конкретизируем значение слов и распространяем мысли. Определяем, как  меняется при этом речь.

Пособия: Карточки с надписью средств языка, кроссворд, презентации детей.

Ход урока

1. Организационный момент

    В мире много интересного,

    Нам порою неизвестного.

    Миру знаний нет предела,

    Так скорей, друзья, за дело.

          Желаю вам успешного путешествия по планете знаний.

2. Знакомство с темой

    Как называются эта страна знаний? (с.40)

    Прочитайте маршрутный лист и познакомьтесь с темами, которые  мы будем

    изучать.

    Над чем работаем сегодня на уроке? (с.41)

    Как вы понимаете выражение конкретизировать? (конкретно)

    Для чего нужна конкретность в русском языке? (Чтобы было

    ясно,чётко,понятно)

    Что значит распространять мысль? ( Расширять, увеличивать, много слов)

    Что мы должны понять на уроке?

    (Что конкретизируем и что распространяем?

    Как конкретизируем значение  и распространяем мысли?

    Зачем нужно конкретизировать и распространять мысли?)

    Обратите внимание, какая буква повторяется в теме урока?

   

  3.Работа по теме урока.

     Назовите,  какие бывают средства языка?

     Что главное в каждом из средств  языка?

     Что вы ещё можете сказать о средствах языка? ( Что дополняет главное).                                      

     А что значит  дополнять? ( Конкретизировать, уточнять, распространять)

     Что дополняет каждое из  средств  языка?

     Объясните на примерах, как вы  понимаете, что главное в примерах, а что           дополняет и распространяет главное.

     Зачем мы конкретизируем значение  и распространяем мысли?

     (Для образования новых слов, красиво, понятно говорить, быть интересным

     рассказчиком, чтобы тебя понимали, чтобы красивым был язык)

       

  4.Закрепление  изученного  по теме

     Назовите первое  средство языка                    слово

     Словообразование. Угадай слово.

     Приставка в слове забег.

     Корень в слове морозец.

     Суффикс в  слове ночка.

     Окончание в слове лыжи. (заморозки)

     Корень в слове зимний.

     Суффикс в слове кормушка.

     Окончание в слове река.  (зимушка)

      Корень в слове снежок.

     Суффикс в слове пушинка.

     Окончание в слове лисица. (снежинка)

     Слова записать на доске и разобрать по составу

     Подобрать к каждому слову родственные слова.

     (1ряд –заморозки, 2ряд-зимушка, 3ряд –снежинка)

     Заморозки-морозы, морозище, мороженое, подморозить, замороженные.

     Зимушка - зимний, зимовка, озимые, зимовать.

     Снежинка-снеговик, снегирь, подснежник, снежный, снегурочка.

     Обобщение: Какие части слова дополняют главное (корень)?

  5.Закрепление  знаний о словосочетании

    Назовите следующее средство языка.               словосочетание

    Найди главное слово, разгадав кроссворд.

    Кроссворд «Снеговик»

  1. Подморозило вчера,

     Налетела мошкара,

     И от этой мошкары

     Стали белыми дворы.

  2. Есть, ребята, у меня

     Два серебряных коня.

     Езжу сразу на обоих.

     Что за кони у меня?

  3. В небе тучи растревожит,

     Дождь прогонит проливной,

     Лодке парусной поможет,

     Засвистит в трубе печной.

     Побывал везде на свете

     Озорной, веселый ...

  4. Четыре раза к нам приходит дед.

     И каждый раз он в разное одет.

     Четыре раза платье поменяет

     И снова все сначала повторяет.

  5. Схватил за щеки, кончик носа,

     Разрисовал окно без спросу.

     Но кто же это? Вот вопрос.

     Все это делает ...

  6. Две плетенки, две сестренки

     Из овечьей пряжи тонкой.

     Как гулять — так надевать,

     Чтоб не мерзли пять да пять.

  7. Белая звездочка с неба упала,

     Мне на ладошку легла и пропала.

  8. Что же это за девица?

     Не швея, не мастерица

     Ничего сама не шьет,

     А в иголках круглый год.

     Ответы

   1. Снег. 2. Коньки. 3. Ветер. 4. Год.

   5. Мороз. 6. Варежки. 7. Снежинка. 8. Елка.

       В выделенных клетках — слово "Снеговик".

      Подбери к  главному слову снеговик  зависимые слова. (чудный, прелестный,           красивый, огромный, подтаявший)

      Как называют в русском языке слова чудный, прелестный, красивый?

      Пушист…одеялом, серебрист…инеем, лёгк… шалью, в золот… огне.

      Как понимаете в золотом огне.

      Обобщение: Какая часть в словосочетании дополняет главное?

6. Закрепление  знаний о предложении.

    Назовите следующее средство языка.               предложение

    Игра «Аттракцион»

    Дополни предложение.

    Дети кормят.

    Дети кормят птиц.

    Зимой дети кормят птиц.

    Зимой в парке дети кормят птиц.

    Запиши предложение, подчеркни главные и второстепенные члены   предложения

7. Закрепление  знаний о тексте.

    Назовите следующее средство языка.                текст

    Работа с учебником. ( стр. 43 упр. 2)

    Какой вид текста?

    Прочитай главную мысль теста.

    Какие предложения дополняют главное?

    Объясни орфограммы в тексте.

    Запиши главную мысль текста.

8.Физминутка.

9 .Прослушивание презентации об омонимах.

   В тексте упр.2 автор помогает прочитать слово. Назовите  его.

   Как можно по - другому его прочитать.                  закапает- закапает

  Такие слова в русском языке называют омонимы. Значение таких слов надо    конкретизировать. Эти слова изучали ученики класса и познакомьтесь с  их  работой.

   Найди омонимы.

   Снежное покрывало всё поле покрывало.

10. Прослушивание презентации о синонимах.

      Какую работу выполняют синонимы?

11. Мы – редакторы. Работа с учебником. (стр.43 упр.5)

      Редактирование текста. (устная работа)

12.Итог урока.

 На какие вопросы искали ответ?

      (Для чего и зачем конкретизируем  значение и распространяем мысли?)

     ( Чтобы красиво говорить, передать точно свои мысли, для общения, сделать речь красивой)

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету !

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно -

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно. (А. ШИБАЕВ)

Дополнительные задания.

Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашёл Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Учим детей мыслить"4класс

Родительский практикум .Родителям предлагается ознакомиться с тестированием обучающихся, рекомендуются упражнения для тренировки развития мышления.Ресурс выполнен с мультимедийным сопровождением....

Программа проектной деятельности "Клуб юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"

Данная программа проектной деятельности учащихся разработана в соответствии с требованиями ФГОС на все 4 года обучения в начальной школе....

Календарно - тематическое планирование занятий "Клуба юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"

Данное КТП составлено в соответствии с представленной программой Клуба юных знатоков....

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""

КОНСПЕКТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...