"Развитие орфографической зоркости обучающихся начальной школы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Кривенко Галина Викторовна

  Для обучения ребят грамотному письму очень важно проводить на уроках работу по развитию орфографической зоркости учащихся. В данном материале я поделилась методикой работы над данной темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов». 

Четвёртый год работаю над темой по самообразованию «Развитие орфографической зоркости у учащихся младших классов». Проблема грамотного письма волнует и учителей, и родителей. Формирование грамотности невозможно без знания правил правописания и умения их применять на практике.

Согласно современной методике обучения орфографии, необходимая рациональная основа умений и навыков формируется с помощью специфических понятий орфографии и семантико – грамматических правил, составляющих смысл правописания. Языковой материал орфографических упражнений должен отражать процессуальную сторону правила, нацеливая при этом учащегося не только на  знание правила, но и на умение его применять. Общеизвестно, что осознанно усваивается только то, на что направлено внимание школьника. Активизировать и направить внимание учащихся и с помощью наглядных средств обучения, в роли которых выступает языковой материал упражнений: слова, словосочетания, предложения, тексты.

Несомненно, языковой материал должен вызывать интерес к предмету, языку. Большое значение имеет живое изложение материала, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, убеждающего школьника в том, что овладеть языком – значит повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить и писать ещё живее и ярче.

Рассмотрим языковой материал орфографических упражнений на примере темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Данная тема является одной из самых сложных для усвоения младшими школьниками. Одной из причин ошибочного написания безударных личных окончаний глаголов является несформированность грамматических умений, составляющих операционную сторону навыка. Наиболее значимым умением считается умение поставить глагол в неопределённую форму. Учащиеся затрудняются в этом, если не различают значений близких по смыслу глаголов, относящихся к разным спряжениям. Кроме того, учащиеся не могут в однокоренных словах уловить оттенок значения, вносимый определённой морфемой.

Объяснить значения глаголов, раскрыть их многозначность, как показывает практика, помогает приём синонимизации. Работа над глагольной синонимикой, как и вообще над лексической синонимией, должна строиться в направлении расширения пассивного словаря школьника за счёт новых слов и всё более широкого перевода их из пассивного словаря в активный словарь. С этой целью можно предложить следующий материал:

  1. Прочитайте слова.

Шалить, проказничать, озорничать, баловаться, дурачиться.

 - Почему так много слов с значением «шалить»? Укажите, какие из данных слов означают:

  1. просто шалость  - любую;
  2. невинную шалость – без вреда;
  3. недобрую шалость, от которой может быть вред людям или животным.

Распределим синонимы в две группы. В первую группу запишем глаголы I спряжения, во вторую группу глаголы II спряжения, употребив их в форме настоящего времени множественного числа.

  1. Прочитайте.

Строить – разрушать, соединять - …., увеличивать - …, улучшать - …, спрашивать - …, продавать - …, веселиться - …, брать - … .

 - К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите в первый столбик пары разнокорневых антонимов,  в другой – пары однокорневых.

Объясните значение глаголов. Определите спряжения глаголов.

              Формированию познавательного интереса у учащихся способствует такой языковой материал, как устойчивые словосочетания, фразеологизмы

  1.  Замените близкие по значению устойчивые словосочетания глаголов в неопределённой форме.
  1. Водить за нос, кривить душой.
  2. Сидеть, сложа руки, бить баклуши.
  3. Молоть языком, молоть чушь.
  4. Намылить голову, задать жару.

 - Укажите спряжение. Выделите окончания. Запишите получившиеся глаголы в форме 2 – го лица единственного и множественного числа.

Образец:

  1. Обманывать ( I ) спряжение – обманывает, обманывают.
  1. – К. И. Чуковский писал: «Маленьким детям не хватает глаголов, существующих во «взрослом» языке, они создают свои собственные».

- Прочитайте, какие глаголы получаются у трехлетних детей:

- Ой, какой пузырь я выпузырила!

- Собака пасть разинула, а потом зазинула.

- Ах, как обснегилась улица!

- Погоди, я еще не отсонилась.

- Как вы думаете, что обозначают данные глаголы? Какое значение придают словам выделенные приставки? Образуйте «взрослые» глаголы, используя данные приставки. Запишите их в тетрадь. Обратите внимание на написание выделенных глаголов.

     Повысить познавательную активность урока, оживить его, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе языкового материала из произведений устного народного творчества:

Отгадайте загадку.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

   - Знаете ли вы, что у белки зубы растут на протяжении всей жизни? Поэтому белке по зубам даже самые крепкие орешки. Её хвост очень красив. Но такой пушистый хвост не просто украшение, именно он, словно маленький парашют, помогает белке совершать прыжки с ветки на ветку.

        Напишите, что ещё вы знаете про белку. В своём тексте выделите все орфограммы.

             Изучение любой орфографической темы должно быть организованно с помощью материала, вызывающего у школьников положительные эмоции. На материале текстов можно формировать орфографическую зоркость и орфографический слух.

   Можно сказать с уверенностью, что языковой материал упражнений должен обеспечить постоянную мотивацию учащихся, устойчивый интерес к орфографическим занятиям.

   Кроме языкового материала существует множество способов работы над развитием орфографической зоркости учащихся младших классов.

На уроках русского языка, начиная со 2 класса, по мере изучения орфограмм, использую орфографическое домино. Карточки разрезаются по горизонтальным линиям (слева на каждой карточке помещен ответ на один из вопросов игры). Первым начинает игру тот ученик, кому достается карточка без ответа. Он задает вопрос, а остальные слушают и ищут ответ в своих карточках. Тот, кто найдет правильный ответ, закрывает левую сторону полоской бумаги, задает вопрос, записанный на правой стороне карточки, и т.д. У ученика, не знающего ответ, левая сторона карточки остается открытой. Игру можно проводить в форме соревнований по рядам. Побеждает тот ряд, где все игроки закрыли левую сторону карточки. Орфографическое домино формирует у школьников умение обнаруживать орфограммы на слух. Время от времени слова-примеры правой стороны карточки меняются.

Орфографическое домино.

Что такое орфография?

Орфография – правописание, т.е. система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Какая орфограмма в словах?

Лыжи, шило, шина, живот.

Гласные после шипящих ж и ш.

Какая орфограмма в словах?

Чаща, роща, чайник, дача, щавель.

Гласные после шипящих ч и щ.

Какая орфограмма в словах?

Чуковский, щука, чулки, чудеса.

Гласные после шипящих ч и щ.

Какая орфограмма в словах?

Собака Дружок, кошка Мурка, теленок Милка, Корней Иванович Чуковский.

Заглавная буква в фамилиях, именах отчествах людей и кличках животных.

Какая орфограмма в словах?

Дочка, конечно, мощный, помощник.

Сочетание чк, чн, щн.

Какая орфограмма в словах?

Зерно, слова, кольцо, весло, далекий.

Для закрепления знаний частей речи тоже использую домино.

Наречие.

Какая часть речи обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?.

Глагол.

Какая часть речи обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?, какие?

Местоимение.

Какая часть речи обозначает действия предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Имя прилагательное.

Какая часть речи указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?.

Имя существительное.

Какая часть речи обозначает признак действия предмета, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда?

Какие части речи вы знаете?

Подобную работу провожу для закрепления знаний таблицы умножения, вычислительных навыков в пределах 10, с переходом через 10, членов предложения.

Для развития орфографической зоркости учащихся, лучшего запоминания словарных слов, частей речи, частей слова и членов предложения использую мнемонические приёмы запоминания. При знакомстве с новым словарным словом ребята проговаривают его орфоэпически, затем читают по карточке орфографически, закрывают глаза и запоминают написание, проговаривают орфографически соседу, слушают его и только после этого записывают в тетрадь. Затем составляют предложения с данным словом, чтобы понять его лексическое значение. При такой работе у ребят работают три вида памяти: слуховая, зрительная и моторная.

Придя в школу, ребята уже знают много стихов, могут запоминать произвольно. Однако это умение несовершенно. Легко и быстро запоминают непроизвольно то, что интересно, что вызывает сильные чувства. Поэтому я использую на уроках правила в стихах.

Например:

1. В предложении главное подлежащее

И ему внимание надлежащее:

Это кто? А это что?

Разве это всё равно?

А сказуемое скажет

Кто что делает и с подлежащим свяжет.

2. Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедленья

Тут же отыщутся дополнения.

3. Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей? и какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

4. Перед союзами «А» и «НО» не думай впустую, а ставь запятую.

5. Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

6. Звонкая согласная обхитрить старается,

Если встанет на конец, сразу оглушается.

Слово быстро изменю, гласную подставлю

Ни одной ошибки в слове не оставлю.

7. Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение!

А словарные слова

Не проверишь никогда,

Их запомни навсегда.

8. Не выучил – не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу «не» пиши!

9. Вид совершенный: рвётся

В вопрос приставка «с».

Что сделает? Проснётся,

Умоется, поест.

Но нет приставки, значит,

Работа лишь кипит:

Решается задача, сопутствует удача, -

Несовершенный вид.

10. Та часть речи, которая упала с печи

И ударилась об пол, называется глагол.

11.  Чтоб не обиделась корова

Ине прокисло молоко.

Мы оба этих трудных слова

Напишем в корне с буквой «О».

Даёт корова молоко!

Оро – оло пишем с «О».

12. Оля съела на обед

Десять вкусненьких котлет.

На котлету «О» похожа.

«О» в обеде пишем тоже.

13. Карандаш мы подточили,

Букву «А» в нём получили.

14. Солнышко на «О» похоже,

«О» в погоде пишем тоже.

Рябины ягоды, друзья,

Похожи  тут на букву я.

Таких стишков в моей педкопилке более 40. Практически на все изучаемые правила.

Часто раздаю тексты с ошибками по изученным правилам. В четвёртом классе такие тексты содержат от 20 до 50 ошибок. Сначала каждый ученик исправляет карандашом ошибки в своей карточке, пользуясь словарями. После окончания проверки проводится совместный поиск ошибок и исправление их. На каждую найденную ошибку вспоминают правило, нумеруют ошибки в тексте. На обороте листа ставят цифру и кратко записывают правило. Например, жи, ши; гриб – грибы; словарное слово и т. д.

Затем проверяю задания. Если в работе остались неисправленные ошибки, это говорит о том, что ребёнок слабо усвоил пройденные правила правописания. Если карандашом исправлено всё, то материал ребёнком усвоен. Этот метод работы переносится и при взаимопроверке работы. Ребята меняются тетрадями, исправляют ошибки, выставляют друг другу оценки на полях. Этот вид работы используют при диктантах, самодиктантах и взаимодиктантах. К самодиктанту дети готовятся дома. Заучивают тексты, отрывки стихотворений, а на уроках записывают по памяти.  

При проведении взаимодиктантов использую методику М. Г. Булановой. Заранее готовлю вырезки из газет, журналов, или печатаю сама. В 3, 4 классах ребята сами подбирают такие тексты, которые им интересны.  Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя. По ходу чтения задают вопросы учителю. Затем первый ученик (он работает учителем) диктует своему соседу первое предложение вслух, сосед повторяет вслух, после записывает предложение по памяти.  Таким образом, зачитывается второе, третье предложение и т. д. На следующем этапе происходит смена ролей. После окончания диктанта ребята обмениваются тетрадями, проверяют работу, не подсматривая в карточку, исправляют ошибки карандашом. На следующем этапе работы проверяют по карточкам, исправляя ошибки карандашом. Затем проводится коллективный разбор ошибок. Допустивший ошибки ученик под контролем своего соседа делает устный разбор ошибок, второй ему помогает. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок. Оценки выставляют друг другу на полях карандашом. Если ребёнок не согласен со своей оценкой, он просит учителя проверить его работу и оценить. Чтобы не возникло негативных отношений между ребятами, настраиваю ребят на объективное оценивание работ. Они проверяют и не обижаются, что у одного оценка ниже, чем у другого. При проведении взаимодиктантов ребята могут выбрать себе партнёра по желанию, иногда формируются пары по одинаковой букве в фамилии, имени, месяце рождения, одинаковому имени мамы,  по цвету глаз, или назначаются учителем и т. д.

Данная методика помогает формированию грамотности языка через сравнение текста с эталоном, развивает устную и письменную речь учащихся, развивает внимание при поиске ошибок, прослеживается развитие мотивации запоминать правильность написания слов, правил. Идёт развитие сотрудничества, взаимопомощи, товарищества. Такую работу ребята выполняют с удовольствием.  

Ребята, научившись оценивать ответы других, легко переходят на самооценку. Рассуждают так: «Предложение по членам я разобрал правильно, части речи указал верно, не допустил ошибок, на дополнительный вопрос ответить не смог. Мне нужно поставить оценку «4». Уже во втором классе с самооценкой справляются отлично. Это хорошо тем, что, готовя домашнее задание, ребята знают, какую оценку они получат. И у них никогда не возникает сомнения в том, что учитель им занизил оценку. Самооценкой начинают овладевать с первого класса. У каждого ребенка на столе лежит лист бумаги, разделенный на равные квадраты. Они цветными карандашами закрашивают в конце  урока квадрат. Всё понятно – зелёным цветом, не совсем понятно – синим, ничего не понял – красным.

При обучении письму применяю  методику П. С. Жедек.  Применяю её методику работы над предложением в 1 классе. Запись предложения провожу в следующей последовательности. Записываем предложение «Падал пушистый снег».

  1. Читаю предложение орфоэпически.
  2. Ребята хором повторяют за мной.
  3. Составляем схему данного предложения. В схеме подчёркиваем места, где оформляются правила написания предложения.
  4. Читаю предложение орфографически.
  5. Дети повторяют за мной хором.
  6. В схеме делим слова на слоги дужками.
  7. Читаю по слогам, водя указкой на доске.
  8. Дети читают по слогам, водя за  указкой.
  9. Записывают предложение.
  10. Под гласными ставят точку, рисуют под словами слоговые дужки, ставят ударение.
  11. Сверяют то, что написали со схемой.
  12.  Прочитывают предложение. Проверяют.
  13. Определяют места, где написание расходится с произношением, и называют их опасными местами.

Ребята с первых дней фиксируют опасные места. Например, слово снег. Я заостряю внимание ребят на том, что мы говорим снек, пишем снег. Значит, буква г в слове является опасным местом. (Аналогичная работа проводится со словом пушистый). Над опасным местом зажигаем маячок. (Я на доске прикрепляю красный магнит, ученики карандашом точку).  В течение первого класса ребята тренируются видеть опасные места, а со второго класса учатся их проверять.

Данная работа с первых дней обучения письму помогает развитию орфографической зоркости, концентрирует внимание ребят.

Мною проработана методика групповой работы В. В. Гузеева. Использую в своей практике работу в парах постоянного и подвижного состава. В основном создаю пары «слабый» + «сильный» ученик. Работая  в такой паре, сильный ученик помогает слабому в усвоении материала, в отработке алгоритма действий. При изучении нового материала, создаю пары «сильный» + «сильный» ученик, «слабый» + «слабый». Сильные ребята сами должны разрешить проблему, а слабым детям я оказываю помощь устно или раздаю карточки  с указанием последовательности исследования.

Работу в парах начинаю уже со второго класса. Учу детей анализировать и оценивать ответы своих товарищей. Затем работа усложняется. Ребята проверяют друг у друга правила, стихи, письменные работы, проводят взаимодиктанты, взаимоопросы, взаимопроверку, проговаривают друг другу алгоритм выполнения работы. Например, при изучении правописания безударных падежных окончаний имён существительных в 4 классе они рассуждают следующим образом:

  1. гуляли (где? в чём?) в парке – это существительное употреблено в предложном падеже;
  2. парк – он мой – мужского рода, с  нулевым окончанием, значит, относится ко 2 склонению; существительное 2 склонения в П. п. имеет окончание – е.

            Итак, если использовать в обучении детей младшего школьного возраста различные приёмы, способствующие формированию навыка правописания непроверяемых орфограмм, то результативность работы значительно повысится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы

Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....

развитие орфографической зоркости в начальной школе

Статья для учителей начальных классов...

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

Развитие орфографической зоркости в начальной школе.

      Н.С.Рождественский писал  «Грамотное письмо  - не просто движение  пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитей ребенок, чем богаче его сл...

Развитие орфографической зоркости в начальной школе

В статье перечислены основные приемы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы на уроках русского языка....

Статья "Технологии и концепция развития орфографической зоркости школьника начальной школы. "

Статья "Технологии и концепция развития орфографической зоркости школьника начальной школы.  "...