Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гончар Оксана Александровна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова". 

Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc352 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие новых знаний

Цели.

 1.Образовательная: познакомить с понятием  «сложные слова»,  со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь уч-ся, продолжать формировать умение пользоваться словарем, развивать познавательные интересы, навыки самоконтроля и самопроверки.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову, вести коллективно – классную дискуссию.

Оборудование для учителя: компьютерная презентация.

С. И.Ожигов «Толковый словарь».

Оборудование для учащихся: лист на каждого, конверты с заданиями, С. И.Ожегов «Толковый словарь».

Ход урока.

1. Организационный момент. (Самоопределение к деятельности)

Стих про урок русского языка читает учитель.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Начинаем урок русского языка.

А какие секреты слов ты хотел бы узнать?

Я хотел бы узнать, почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова. Узнать о секретах старинных слов.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Найдите значения выражения: 1 слагаемое 25, второе слагаемое 5, найди сумму. (Ответ не дают)

Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Но это не спроста. Найдите сумму 25 и 5.

30

1 слайд.

25+5=30

А что мы складываем  в обычной жизни?

Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан…

1

А на уроке математики?

Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, ..

А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте. Я приготовила для вас конверты. В них подсказки. Ими можно воспользоваться.

В конвертах даны дифференцированные задания.

1 конверт.

ле са      (складываем слоги)

2 конверт.

∩    ^

лес ник           (складываем части слова)

3 конверт.

В дров не лесу нашёл.  (из слов предложения)

   (Проверка) ( При проверке ответы появляются на слайде по щелчку)

Про какого человека так говорят?

Так говорят про ленивого человека.

3. Постановка учебной задачи.

А теперь соберитесь в группу и попробуйте выполнить задание из этого конверта.

4 конверт.

корень, плод, лёд, ход (основы подчёркнуты)

СЛАЙД 3

вариант рассуждений.

Что вам надо было сложить? (основы слова)

Что такое основа?

Основа – часть слова без окончания. Основа указывает на ЛЗ (лексическое значение) данного слова.

Вы смогли сложить основы слова?

А это «ловушка». Основы слов складывать нельзя. Не бывает таких слов плодкорень, кореньплод, лёдход, ходлёт. (Ребёнок перемещает основы по доске, получая новые слова.)

(на слайде по щелчку складываются основы, но слова не получаются))

Все согласны, что это «ловушка»?

Да, основы складывать нельзя. 

А вот   ребята из Гонжинской школы считают, что можно. У них получились слова.

Попробуем все – таки сложить основы?

Да. 

Узнаем, кто из нас прав?

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие детьми» нового знания)

Проверим, а возможно ли сложить  основы корень и плод?

Что такое корень? (в словаре)

Корень – часть растения, которая находится под землей и укрепляет растение в почве, всасывает из неё воду и питательные вещества.

А какие корни вы ещё знаете?

Часть зуба, которая находится в десне – корень. У меня заболел корень зуба.

Корень слова – общая часть родственных слов.

Корень учения. Начало, основа основ. Корень учения труден.

А что такое плод? (в словаре)

Плод – часть растения, в которой есть семена. 

Назовите их.  

Яблоки, груши, помидоры огурцы…

Какие слова могли бы получиться?  СЛАЙД 4

(картинка с корнеплодами)

Что это? Как эти слова можно назвать?

Корнеплод или плодокорень.  

А почему его так назвали?

(на слайде определение) Корнеплод (плодокорень) – растение, корень которого можно есть.

Назовите корнеплоды. (картинка ан слайде.)

Можно было сложить эти две основы?

Да. 

Попробуем сложить еще 2 основы: лёд и ход.

Так же по картинке. СЛАЙД 5

Какое слово получим: ходолед или ледоход?

А что такое ледоход.  (на слайде)

Можно было сложить эти две основы?

Да.

Складывая две основы, что мы складывали?

Два Лексических Значения

И получили слово с новым одним значением.

Кто же был прав: мы или ребята из Гонжинской школы? (Можно ли сложить две основы?)

Правы были они. Основы можно складывать. Мы складываем два ЛЗ и получаем слово с новым значением.

Запишите слова, выделите окончание, основу.

Запись слов на листах.

А вот …написал слово ледоход с –а- ,  а слово корнеплод с –и-, ведь есть слово корни. Кто проверял по словарю? (Если дети написали правильно, учитель предлагает свой вариант: слово ледоход с –а- , ведь есть слово леса,  а слово корнеплод с –и-, ведь есть слово корни.)

(Слова появляются на слайде) (СЛАЙД 6) Посмотрите, как правильно пишутся эти слова.

А какую роль играют эти гласные? (щелчок)

Они объединяют, соединяют две основы.

Дайте им название.

Объединительные, соединительные

Учитель показывает, как выделяются соединительные гласные.

Какие окончания выделили?

Кто  из вас выделил две основы? Были те, кто выделил одну? А кто сомневался? Кто прав?

(Надо выделять две основы. В слове собраны два ЛЗ. А основа и указывает на ЛЗ. Или  данное слово уже с новым значением. Поэтому и одна основа.

ВЫВОД: Мы сложили два ЛЗ, но получилось слово с новым значением. Поэтому и одна основа.) (щелчок)

Как можно назвать такие слова?

Двусоставные, составные, двузначные,..

Проверим себя, прочитав, прочитав название темы в учебнике на стр. 38.

Что же такое сложные слова? (Как образовались сложные слова?)

Сложные слова – слова, которые образовались, когда сложили две основы. А эти основы соединили соединительные гласные –о- и –е- . У таких слов одна основа.

-Назовите тему нашего урока. СЛАЙД 7

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Хотите ли вы все узнать о сложных словах?

СЛАЙД 8      Посмотрите на картинки. Что вы видите? (снегопад)

- Когда так говорят - Начался снегопад? (Когда с неба на землю падает снег)

От каких слов образовалось это слово?

Запись на слайде: снег падает

- Какой корень в слове СНЕГ?

- Какой корень в слове ПАДАЕТ?

- Есть ли корни -снег- и -пад- в слове снегопад?

- Так сколько корней в слове СНЕГОПАД? (В этом слове 2 корня)

И каждый из нас видит снегопад по – своему.

Каким ты видишь снегопад?

Я лежу в сугробе. Хлопья снега падают на меня. Я поймал ртом снежинку.

Я делаю уроки за столом и смотрю в окно. На улице темно. Снежинки плавно опускаются вниз. Они похожи на белых мух.

Я выключил свет в комнате и смотрю в окно. Снежинки кружатся вокруг фонаря, как светлячки.

Составьте 1 предложение про снегопад. Запишите.

 Какими словами можно заменить эти предложения? (устно, на экране по щелчку появляются эти слова.

СЛАЙД 9

Аппарат, которой сам летает по воздуху. (самолёт)

Поток воды, который падает с большой высоты. (водопад)

2) Загадаю вам загадки, а отгадки будете записывать в тетради и на доске, выделим корень, подчеркнем соединительные гласные.

  (ученики записывают слова (один у доски), одновременно они появляются на слайде)

СЛАЙД 10

Без разгона он взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт,
Наш советский… (Вертолёт)
 

Кто один имеет рог?
Отгадайте! (Носорог)

Человек, который идет по дороге. (Пешеход)

Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

Стоит толстячок,
Подбочивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
(Самовар)

Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно...
(кашевар)


- На какие 2 группы вы можете разделить эти сложные слова? (С соединительной гласной о, е) 


(На слайде по щелчку слова распределяются  на две группы.)


На слайде по щелчку появляются схемы:                                                  

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЗМИНУТКА     СЛАЙД 11

Работа по учебнику стр. 39 , упр.  89     СЛАЙД 12      (самостоятельно в тетрадях, один ученик на обратной стороне доски)

   Прочитай слова. Выпишите только сложные и разберите их по составу.

Проверка.

От каких слов образовались данные слова?

7. Включение в систему знаний и повторение.

А почему вы не выписали остальные слова? (они не сложные)

Докажите это. Выпишите их и разберите по составу. (один у доски, остальные в тетради)

Проверка.

Почему эти слова не сложные.   (один корень)

- Оцените свою работу. Поставьте у себя на полях оценку, которую вы считаете заработали. Объясните, почему вы поставили себе именно эту оценку.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке 
- Что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.
СЛАЙД  13
1.  Незнайка считает: Все непонятные слова называются сложными.
2.  Буратино считает: Все длинные слова называются сложными
3.  Красная Шапорчка считает: Слова, в которых два корня, называются сложными.

Кто из них прав?

- Как вы думаете, всё ли вы узнали о сложных словах? (наверное, нет)
Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.
 

Домашнее задание.                          

Дома вы попробуете сочинить сказку про сложные слова. Начало сказки я вам расскажу, а концовка будет у всех разная.

СЛАЙД 14

   В одном многоэтажном доме жили слова: ПАР, ЛЁД, ДЫМ. На крыше дома жила буква О. На каждом этаже были еще свободные квартиры. И вот однажды к ним в дом пришло вселяться слово ХОД…

А что было дальше – придумаете сами. Все полученные сложные слова разберете по составу.

А сейчас покажите мне ту картинку с каким настроением вы уйдете с уроком. (Поднимают мордашки)

Урок закончен. Всем спасибо.

СЛАЙД 15

МОКУ Гудачинская ООШ

                                                  Подготовила и провела

                                                                   Гончар О.А.

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...