Урок русского языка 3 класс "Почему появляется двойная согласная на стыке приставки и корня"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Осина Елена Владимировна

Урок составлен по программе "Школа 2100" с использованием цифровых образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ

«ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЕТСЯ УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ»

Осина Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 2г. Ершова Саратовской области»

Предмет: русский язык

Класс: 3.

Тема урока: Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня (Урок 46)

Учебник: Русский язык 3 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня)

Задачи:

Образовательные:

– формируем умение выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

– формируем умение группировать (классифицировать) слова в зависимости от орфограммы

Воспитательные:

– воспитываем интерес к изучению русского языка

– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютеры, проектор.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(3 мин)

Предлагает учащимся вспомнить,  какие орфограммы им уже известны. (ЦОР Где бывают орфограммы?

  1. http://sc.tverobr.ru/dlrstore/79d1b92f-c6d5-47ca-875f-8ff6062ae159/%5BNS-RUS_3-01%5D_%5BIA_091%5D.swf)


Выполняют задание.

Сравнивают свой ответ с предложенным на слайде.

Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

(7 мин.)

Словарная работа. Игра «Узнай слово по толкованию»

  1. Игра на льду на коньках (или на травяном поле) в небольшой мяч или шайбу.
  2. Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженными по обеим сторонам.
  3. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.
  4. Пассажирская платформа на железнодорожной станции.
  5. Повествовательное произведение небольшого размера.

Отгадывают слова, записывают их в тетрадь.








Познавательные (умение выявлять сущность,  находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт)



3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

(7 мин)

- В какой части слова находится двойная согласная?

- Чтобы убедиться в правильности ответа, найдём и выделим корень во всех словах.

-   Что вас удивило?

- В каких словах двойная согласная стоит в корне?

- Какое слово является исключением?

Предполагают, обсуждают, делают вывод

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

(4 мин.)

- Где находится двойная согласная в слове рассказ?

  - Как можно назвать то место, где написали двойную согласную?

- Почему в слове рассказ пишется двойная согласная?

- Как вы думаете, это орфограмма?

-   Какое название вы бы дали данной орфограмме? Почему?

Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают. Составляют графическую схему.

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)


Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

5. Реализация

построенного

проекта (3 мин.)

- Может в русском языке такое слово одно?

- Помогите гному разобрать слова по составу и сделайте вывод. (ЦОР На стыке или в корне?)

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/94a69d7e-5cfa-4ef1-a9b8-0de915bb8076/%5BNS-RUS_3-10%5D_%5BIG_139%5D.swf)

Выполняют задание в парах, делают вывод:

В русском языке есть слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц)

6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи (7 мин.)

Предлагает задание: к данным словам подберите однокоренные слова с приставкой рас-

                            свет

                            сердился

      Рас-               смотреть        

                             сад

                             стелить

- Что можете сказать об этих словах?

- Почему в словах появилась двойная согласная?

           

Выполняют задание самостоятельно.


Взаимопроверка в паре.

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин.)

Организует работу детей (можно в парах, индивидуально или фронтально)

Задание: помогите белочкам собрать слова.

(ЦОР Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.)

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/cf4e01f9-235b-40a3-ae1a-20b03a76d837/%5BNS-RUS_3-10%5D_%5BIM_136%5D.swf )

Выполняют задание. Самопроверка по эталону

Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

8. Включение в систему знаний и повторение (5 мин)

Организует работу по учебнику

(выборочное списывание)

Выполняют задания, доказывают правильность выбора

Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Организует беседу:

- Что узнали нового?

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему научились?

- Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным?

Отвечают на вопросы

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

  Где бывают орфограммы? 

Мультимедийный, Практический

Анимация. Интерактивная схема.

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/79d1b92f-c6d5-47ca-875f-8ff6062ae159/%5BNS-RUS_3-01%5D_%5BIA_091%5D.swf

2

На стыке или в корне?

Мультимедийный, Практический

Интерактивное задание. Работа по алгоритму

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/94a69d7e-5cfa-4ef1-a9b8-0de915bb8076/%5BNS-RUS_3-10%5D_%5BIG_139%5D.swf

3

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня 

Мультимедийный, Практический

Интерактивное задание. Игра

http://sc.tverobr.ru/dlrstore/cf4e01f9-235b-40a3-ae1a-20b03a76d837/%5BNS-RUS_3-10%5D_%5BIM_136%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык "Почему появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня"

Конспект урока со слайдами. Урок открытия нового построен на основе деятельностного метода обучения детей....

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Урок русского языка по теме «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня». Программа "Школа 2100"...

Урок русского языка 3 класс "Двойные согласные".

Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.Ход урока1. Организационный момен...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Двойные согласные"

Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.Ход урока1. Организационный момен...

Урок русского языка по теме "Двойные согласные"

Урок русского языка во 2 классе....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова" 3 класс

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных гласных в приставке и корне слова"...