Изучение словарных слов по теме"Овощи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тропина Лариса Леонидовна

На уроке  дети знакомятся  с этимологическим и лексическим значением словарных слов по теме «Овощи» с опорой на звуко - буквенный анализ данных слов .В хлде занятия решается коррекционная цель урока: развитие зрительного и слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления путём   включения  в работу анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече - двигательного через выполнение специально подобранных  заданий и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tropina_urok_-_kopiya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

2 кл. - Изучение словарных слов по теме «Овощи»

3 кл. -  Изучение словарных слов  по теме «Овощи».

Продолжительность – 1 урок (40 минут)

Класс: 2-3 класс – комплект

Тип урока: комбинированный

Технологии;

        1. Образовательные:

  1. технология групповой деятельности;
  2. игровая технология;
  3. здоровьесберегающая техология.

        2. Педагогические:

  1. технология личностно – ориентированного обучения;
  2. технология дифференцированного обучения.

        3. Информационные технологии:

  1. Мастер электронных презентаций MS Power Point;
  2. Интернет –ресурсы: http://viki.rdf.ru/,http://www.tlmshkps.edu.hk/subject/oral/games/country/political_map_of_the_world.jpg

 

Произведён оптимальный отбор информационных технологий с учётом

особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: 2 кл. - Закрепление знаний  написания словарных слов по теме «Овощи» с опорой на звуко –буквенный анализ, этимологическое  и лексическое значение словарных слов.

            3 кл. - Закрепление знаний  написания словарных слов по теме «Овощи» с опорой на звуко –буквенный анализ, этимологическое  и лексическое значение словарных слов.

Коррекционная цель: включение в работу анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, рече - двигательного через выполнение заданий и упражнений.

Оборудование: 

  1. Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» 2 класс/ учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида.-М.:Просвещение, 2009;
  2. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 3 класс/учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида.-М.:Просвещение, 2008;
  3. карточки для выполнения заданий;
  4. карточки со словарными словами: 2 кл.-капуста, морковь, огурец, помидор;
  5. 3 кл.- картофель,    овощи.
  6. «звуковые линейки», комплекты кружков красного, синего, зелёного цвета -12 шт.;
  7. памятка «Звуко –буквенный анализ слов»-6 шт.;
  8. плакат «Овощи»;
  9.  «головные уборы» для выступления: капуста, морковь, огурец, помидор, картофель;
  10. игра «Водная раскраска» -2 шт.;
  11. игра «Копатыч –огородник» (изготовитель «Дрофа –Медиа» -1 шт.
  12. муляжи овощей, кастрюля.

ИКТ – оборудование:

  1. мультимедийная установка;
  2. компьютер;
  3. авторская презентация «Изучение словарных слов. Овощи»;
  4. видеоролик по стихотворению Ю.Тувима «Овощи» (viki.rdf.ru/,    автор Шевцова)
  5. идея тренажёра «Звуко –буквенный анализ слов»  И.Жакулиной (viki.rdf.ru/)

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.

            Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Много гостей. Давайте поздороваемся и начнём урок. (Дети стоя здороваются с гостями). Сейчас пусть каждый из вас вспомнит название любого овоща, назовёт его и сядет за парту.

Работать будем в группах . 2 класс – 1 группа; 3класс -2 группа.

Организация рабочего места.

            Проверьте, пожалуйста, наличие на партах: ручек, карандашей, карточки для выполнения заданий, «звуковых линеек», комплекта кружков красного, синего, зелёного цвета.

  1. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: как одним словом мы назовём перечисленные вами продукты?

Ответ детей: Это овощи.

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить о пользе многих овощей и о правильном написании словарных слов.

Какие слова мы называем словарными?

Нам будет легче запомнить написание словарного слова, если мы будем знать его значение.

  Трудные учить слова

  Помогает нам игра.

Инсценировка «Овощные истории» .

            Выступают дети. «Головной убор» - овощ, от имени которого выступает ребёнок.

По ходу инсценировки на слайдах презентации  с изображением  карты мира появляются изображения овощей и названия стран, откуда  произошли названные овощи.

Учитель

          Заспорили однажды овощи на грядках - кто из них самый полезный? Разговор начала капуста.

 (Выходят «капуста» и «огурец»)

Капуста:

Поглядите – я кочан!
Я кочан капустный!
Сто одежек и тюрбан
И внутри не пусто.
Хоть варите, хоть солите,
Молодость свою храните!

Учитель

           Человек познакомился с капустой  давным давно.Первыми начали возделывать капусту древние племена Испании.

Огурец

            А почему, капуста, тебя так назвали?

Капуста

            Мое имя – от латинского слова «капут» - «голова». Меня очень любили в Древнем Египте. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Я очень полезна для пищеварения. В течение всей зимы в квашеной капусте сохраняются нужные человеку витамины. Считалось, что капуста помогает при заболеваниях печени и желудка, заживляет раны, нарывы, улучшает зрение.  Так что я очень полезный овощ, не то, что маленький огурец.

Учитель

           Когда маленький зеленый огурец услышал такие слова, то он очень обиделся. Ведь это по вине капусты он стал иметь такой вид. А было так. Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на речку. Огурец бросился в воду, а кочан капусты стоял на берегу до вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.

Огурец

Я превосходный огурец,
Зеленый, крупный, сладкий,
Мне надоело, наконец,
Лежать на черной грядке.

Учитель

            Родина  огурцов –Индия, но огурцы возделывали и в Древнем Египте, и в Греции.

Огурец

             Я не богат питательными веществами. И все-таки, я – любимый овощ. Как и капуста, я стал известен очень давно. В Древнем Египте богатые люди для здоровья пили огуречный сок, моим соком лечились от лихорадки и собачьих укусов, применяли как незаменимое  средство, очищающее и предохраняющее кожу от старения. Огурцы употребляются в пищу уже около 6000 лет!

Капуста

              Расскажи, огурчик, о своем названии.

Огурец

              В переводе с древнегреческого языка «огурец» значит «неспелый, несозревший». И в самом деле, мои плоды идут на стол незрелыми, а спелые желтые огурцы идут на семена.

(Появляется «помидор»)

Помидор

              Ну, что вы его обижаете? Меня тоже едят зеленым.

Капуста

              И этим ты решил похвалиться?

Помидор

Помидором все довольны:
В помидорах витамин.
Я хорош соленый, свежий,
Я в салатах господин.
Я на кухне вам товарищ –
Без меня борща не сваришь!

Учитель

                 Родина  помидора– Италия.

Помидор

                 В переводе с итальянского языка «помидор» значит «золотое яблоко». В Россию меня завез из Франции богач и меня долгое время выращивали для красоты, как цветы на клумбе. В конце концов, нашелся смелый человек, отведал плоды – и остался жив. В России впервые меня стали выращивать на огородах Одессы в 1850 году.

 (Появляется картофель.)

Картофель

Хоть хвалиться неприлично,
Но я должен вам сказать,
Без картошки на «отлично»
Ни поесть, ни поплясать …
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец!
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт,
И недаром же картошку
Вторым хлебом все зовут

Учитель

              Родина картофеля –Южная Америка.. В Россию первый мешок картофеля был прислан из Голландии Петром I.

Картофель

                  Меня раньше называли «земляным яблоком» , а  в некоторых районах России картофельное пюре и сейчас называют яблочницей.   На придворных балах меня подавали как редкое и лакомое блюдо и посыпали  сахаром.

                  Да, витаминами мы все богаты. А что интересного может рассказать о себе морковка?

Морковь

Про меня рассказ недлинный –
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

Учитель

             Сведения об употреблении капусты тоже известны издавна. Раньше её выращивали по всему побережью Средиземного моря. В моркови содержится чуть ли не весь витаминный алфавит. Она полезна для профилактики малокровия, обладает также антимикробными свойствами.

Морковь

                В средние века меня считали лакомством гномов. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром в ней найдешь слиток золота; ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Картофель

                И что же, получали люди золото?

Морковь

                 Доверчивые люди носили в лес миски, но золота, увы, в них не находили.

Учитель

И долго еще спорили овощи,
Кто из них, из овощей,
И вкуснее, и нужней,
Кто при всех болезнях
Будет всем полезен!

Но пришла хозяйка в огород и стала собирать овощи в корзину.

( все карточки со словарными словами прикрепляются магнитами к доске: словарные слова 2 класса на левую часть доски: капуста, морковь, огурец, помидор , словарные слова 3 класса – на правую часть доски:

  1. Повторение изученного материала.

Учитель: итак, мы узнали много интересного об овощах.

Слайд 9 

Посмотрите на изображение продуктов. Какой из них лишний и почему?

Ответ детей: яблоко лишнее, потому что это фрукт, а не овощ.

Учитель: чем отличаются овощи и фрукты?

Ответ детей: овощи растут на земле или в земле, а фрукты растут на деревьях.

  1. Динамическая пауза.  Развитие моторики кисти рук.

Слайд 11

Дети выполняют движения , стоя у парт.

Учитель: покажите и объясните –как мы собираем урожай из овощей.

Морковку…

Капусту…

Помидоры…

Огурцы…

Картофель…

Ответы детей: морковку выдёргивают, капусту срубают, помидоры и огурцы срывают

 или срезают, картофель выкапывают.

5.Изучение нового материала.

Учитель: мы узнали, откуда, из каких стран появились у нас, в России,овощи. А теперь постараемся запомнить написание словарных слов. Поможет нам в этом звуко –буквенный анализ слов. У каждой группы на парте есть карточка -сопровождение, в которой вы будете отмечать выполненные задания.

1 задание:

Посмотрите на доску, постарайтесь запомнить написание слов. Впишите в карточку –сопровождение непроверяемые гласные.

 2 задание:

1 группа: даны карточки со слогами слов капуста, морковь, огурец, помидор.

2 группа: даны карточки со слогами слов капуста, морковь, огурец, помидор, картофель, овощи.

Задание: соберите  карточки так, чтобы получилось целое слово. Впишите  в карточку –сопровождение количество слогов, поставьте ударение.

Проверка: слайд  13

Перед выполнением следующего задания   вспомните, чем отличаются буквы от звуков.

3 задание: посчитать количество букв в словарных словах, указать в карточке  

сопровождении.  

       Проверка: слайд 14

      4 задание: используя «звуковые линеечки» -посчитать количество звуков в словарных словах, выкладывая кружки красного(обозначение гласных звуков), синего (обозначение согласных звуков твёрдых), зелёного (обозначение согласных звуков мягких) цветов. Количество звуков указать в карточке –сопровождении.

       Проверка: слайд 15 (звуко –буквенный тренажёр слов овощи, морковь, огурец  ).

                          Слайд 16 (все словарные слова)

      5 задание: посчитать количество гласных, согласных в словарных словах, опираясь на «звуковые линейки», вписать ответы в карточку –сопровожение.

       Проверка: слайд 17

  1. Физминутка.

На столе у учителя –муляжи овощей, фруктов.

Задание: подойти, выбрать овощ и сказать, как называется сок из этого овоща.

5.Изучение нового материала.

Какие овощи нужно взять, чтобы сварить овощной суп?( взять муляжи овощей, положить в кастрюлю).

Просмотр видеоролика по стихотворению Ю.Тувим «Овощи»

6.Закрепление изученного материала.

Задание для обучающихся, владеющими навыками письма: отгадать загаданный овощ, записать словарное слово, поставить ударение, подчеркнуть непроверяемую гласную.

 2-3 класс:

  1. Продолговатый, твёрдый, зелёный, хрустящий …(огурец);
  2. Продолговатая, оранжевая, хрустящая, сочная, сладкая, сочная…(морковь);
  3. Уродилась я на славу,

    Голова бела, кудрява,

    Кто любит щи –

    Меня там ищи ….(капуста)

  1. Всех круглее  краснее,

Он в салате всех вкуснее,

И ребята с давних пор очень любят….(помидор)

3 класс:

  1. Неказиста, шишковата,

            А придёт на стол она,

             Скажут весело ребята:де в жизни нам могут пригодиться полученные знания?

             «Как рассыпчата, вкусна!»….(картофель)

  1. Тема, по которой мы сегодня изучали словарные слова:…(овощи)

Задания для обучающихся, которые не владеют навыками письма:

  1. обвести карандашом напечатанные словарные слова;
  2. игра «Водная раскраска» ;
  3. игра «Копатыч –огородник»
  1. Подведение итогов урока.

Подведём итоги урока.

Какие слова мы сегодня изучали на уроке?

Почему они называются словарными словами?

Где в жизни нам могут пригодиться полученные знания?

         Сегодня все работали очень хорошо  и на память каждому – подарок –памятка с написанием словарных слов по теме «Овощи».

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехнические приёмы при изучении словарных слов.

Использование мнемотехнических приёмов на уроках русского языка помогает лучше запомнить словарные слова....

Изучение словарных слов с помощью стихов-рифмовок"

В  уроке показан один из способов изучения словарных слов с помощью ритмичных четверостиший...

Презентация для изучения словарных слов на тему "Зима".

Изучение словарных слов с использованием игрового приёма, приёма самопроверки и ярких, с душой подобранных иллюстраций оживит урок русского языка в любом классе начальной школы....

Использование мнемотехнических приёмов русского языка при изучении словарных слов

Презентация содержит материал об эффективных способах запоминания словарных слов в начальной школе....

Презентация Словарные слова по теме "Овощи"

Повторение написания словарных слов. Отгадывание загадок о каждом овоще....

Методическая тема "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов"

Вопрос обучения детей грамоте всегда стоял чрезвычайно остро, причём, не только в педагогической науке, но и в жизни социума, так как грамотность народа рассматривалась, как его оружие в борьбе за кул...

Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД

Данная разработка может быть использована на  уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...