Конспект урока "Работа гласных букв" (систематизация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Казакова Елена Валерьевна

Урок по обучению грамоте в 1 классе. Программа РО система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Данный урок может заинтересовать и учителя, работающего не в РО, так как конкретный материал изучается в любой системе обучения. Интересны приемы и методы работы с детьми, эффективность освоения программы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_urok_obucheniya_gramote.odt17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект    урока   обучения   грамоте

учителя   1 «Б»  класса

ГБОУ СОШ «Лосиный остров» № 368

Казаковой  Елены  Валерьевны

Тема : Работа  гласных  букв

(систематизация)

Программа РО система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Тема : Работа  гласных  букв  (систематизация)

Цели  урока :

        Проанализировать  работу  гласных  букв  в  разных     позициях.

        Систематизировать  работу  гласных  букв.

        Тренировать  учащихся  в  распознавание  работы  гласных  букв  в  разных  позициях.

        Воспитывать  коллективные  отношения: умение  работать  в  группах, парами, слушать  товарищей.

Оборудование :

       У  учащихся – Букварь, тетради  для  схем  слов, тетради  для  тренировочных  работ  по  письму, простой  карандаш.

      У  учителя – плакат  «Город  букв», гласные  буквы  на  магнитах, герои  Букваря  Алеша  и  Маша.

                          Ход           урока.

  1. Организационный  момент (1 минута).

       Проверка  готовности  рабочего  места.

2.Подготовка  к  восприятию  нового  материала.(5 минут)

  1. Посмотрите  на  город  Букв. Зайдем  в  район  гласных  букв. Почему  гласные  буквы  А О У Э Ы  проживают  на  улице  Твердых  команд ?

( Буквы  А О У Э Ы обозначают  твердость  предыдущего  согласного  звука.)

-  Почему   гласные  буквы  Я  Е  Ю  Е  И  проживают  на  улице  Мягких  команд?

( Буквы  Я Е Ю Е И  обозначают  мягкость  предыдущего  согласного  звука.)

-  Хорошо. Откройте  тетради  для  схем  и  составьте  звуковые  модели  и  буквенные  записи  следующих  слов:    Таня ,  Аня ,  Нюра  ,  Юра

( самостоятельная  работа  детей, учитель  проходит  по  рядам  и проверяет  работу  учащихся, на  доске  учитель  записывает  слова  и выделяет  красным  мелом  гласные  буквы  для  анализа их работы),  на  доске:

                Таня     Аня     Нюра     Юра

3. Постановка   цели  урока. Ознакомление  с  новым.(12 минут)

  1. Сегодня  на  уроке  мы  попробуем  разобраться  с  работой  гласных  букв  в  зависимости  от  их  позиции ( места)  в  слове.
  2. Какую  работу  выполняет  гласная  буква    А  в  слове  Таня ?

(Помогает  звуку  Т  быть  твердым)

  1. А  еще  какую  работу  выполняет  буква  А ?

(Обозначает  звук  А)

  1. Сколько  работ  выполняет  гласная  буква  А  в  этом  слове?

(В  этом  слове  гласная  буква  А  выполняет  две  работы)

           -   Какие   работы?

 (Обозначает  твердость  предыдущего  согласного  и  свой  звук  А)  

  1. Обозначим  работу  гласной  буквы  А  в  тетрадях  для схем, а  я  на  доске.
  2. Какую  работу  выполняет  гласная  буква  А  в  слове  Аня?

(Помогает  согласному  быть  твердым)

  1. Какому  согласному  звуку  может  помочь  гласная  буква  А  в этом  слове?

(Она  не  может  обозначать  твердость  так  как  перед  ней  нет  согласного  звука)

  1. Молодец,  Леночка. А  какую  же  работу  выполняет  гласная  буква  А  в  этом  слове?

(Она  обозначает  только  свой  звук  А)

  1. Почему  же  одна  буква  ведет  себя  по- разному, то  обозначает  две  работы, то  одну?

(А  потому, что  в  слове  Таня  она  стоит  после  согласной  Т, а  в  слове  Аня  она  находится  в  начале  слова)

  1. Молодец,  Никита. Значит,  все  зависит  от  места  или  позиции  буквы  в  слове.
  2. Попробуем  проанализировать  работу  гласной  буквы  Ю  в  слове  Нюра. Кто  хочет  попробовать  сам  рассказать  о  работе  буквы  в  этом  слове?

(Буква  Ю  помогает  согласному  звуку Н быть  мягким    и  обозначает  свой  звук)

  1. А  какой  свой  звук  может  обозначать  буква  Ю?

(Звуки  Й  и  У)

  1. То  есть  буква  Ю  обозначает  два  звука. Давайте проверим.  Произнесем  хором  первый  слог.

(   НЮ ( НУ-У-У-У-У))_

  1. Какой  звук  обозначает  гласная  буква  Ю  в  позиции  после  согласного?

(После  согласного  буква  Ю  обозначает  звук  У и  мягкость  предыдущего  согласного  звука.)

  1. Обозначим  в  тетрадочках  для  схем  работу  гласной  буквы  Ю  в  слове  Нюра. (учитель  на  доске).
  2. Сколько  работ  выполняет  буква  Ю  в  этой  позиции?

(Буква  Ю  обозначает  две  работы)

  1. Какие?

(Смягчает  предыдущий  согласный  Н  и  обозначает  звук  У)  

  1. Проанализируем  работу  гласной  буквы  Ю  в  слове  Юра. Хором  произнесем  слово

( Юра)

  1. Произнесем  первый  слог  хором

( Ю ( Й-Й-У-У-У ))

  1. Какую  работу  выполняет  буква  Ю  в  этом  слове?

( Она  обозначает  звуки  Й  и   У)

  1. Зафиксируем  работу  буквы  Ю  в  слове  Юра,  в  тетрадочках  для  схем, а  я  на  доске.
  2. Сколько  работ  обозначает  гласная  Ю  в  этой  позиции?

(гласная  буква  Ю   обозначает  две  работы)

  1. Откроем  Буквари  на  странице  12  вместе  с  нашими  героями  Машей  и   Алешей.
  2. Почему  авторы  книги  выделили  гласную  букву  А  , в  первом  случае  указали  одну  стрелку, а  во  втором - две  стрелки?

( Потому  что  гласная  буква  А  может  выполнять  одну  или  две  работы  в  разных  позициях)

  1. А  что  вы  можете  сказать  о  работе  гласной  буквы  Ю?

( Гласная  буква  Ю  выполняет  две  работы  в  любой  позиции).

        ФИЗКУЛЬТ.  МИНУТКА

      Хомка,  Хомка,  хомячок,

      Полосатенький  бочок,

      Хомка  рано  встает,

      Щечки  моет, шейку  трет.

      Убирает  Хомка  хатку

      И  выходит  на  зарядку.

      Раз, два, три, четыре, пять

      Хочет  Хомка  сильным  стать.

4. Первичное  закрепление  нового  материала.(15 минут)

  1. На  желтом  поле  страницы  12  вы  видите  пять  столбиков  слов. Работаем  парами. Каждая  пара  анализирует  работу  выделенных  гласных  букв  того  столбика, который  я  вам  укажу. Берем  в  руки  простой  карандаш  и  в  учебнике  отмечаем  работу  гласных  букв. Время  выполнения  5  минут.

( Дети  самостоятельно  в  парах  выполняют  работу, учитель  контролирует  действия  детей, на  доске  

учитель  выкладывает  два  ряда  гласных  букв)

           а    о    у    и    э

           я    е    ю   ы    е

  1. И  так,  давайте  обобщим  результаты  наших  наблюдений  в  таблицу.
  2. Сколько  работ  выполняли  гласные  буквы  первого  ряда  в  позиции  после  согласной  буквы?

( Две  работы  выполняли  эти  гласные)

  1. Какие  работы?

(Обозначали  твердость  предыдущего  согласного  звука  и  свой  звук)

- Сколько  работ  выполняли  гласные  буквы  первого  ряда  в  позиции  в  начале  слова?

(Эти  буквы  выполняли  одну  работу)

- Какую  работу  выполняли  гласные  буквы   А О У И Э  в  позиции  в  начале  слова?

(Они  обозначали  свой  звук)

  1. Давайте  зафиксируем  работу  букв  верхнего  ряда  в  таблице, я  на  доске,  а  вы  в  учебниках  карандашом.
  2. А  что  вы  можете  рассказать  о  работе  гласных  букв  второго  ряда  в  зависимости  от  их  позиции  в   словах?

(Они  всегда  выполняют  две  работы, обозначают  два  звука  в  начале  слова  или  обозначают  мягкость  предыдущего  согласного  и  гласный  звук  после  согласной  буквы.)

  1. Молодец,  Даша. Запишем  в  нашу  таблицу  работу  гласных  второго  ряда.
  2. А  почему  буква  Ы  попала  во  второй  ряд?

(Она  не  может  обозначать  одну  работу, так  как  нет  слов  начинающихся  с  этой  буквы)

  1. Умница,  Лена.
  2. Откройте  тетрадочки  для  тренировочных  работ.   Пропустите  две  строчки. Выпишите  только  имена  из  первой  строчки  задания «перышко».  Подчеркните  простым  карандашом  одной  чертой  гласные  буквы  обозначающие  одну  работу  и  двумя  чертами  гласные  буквы  обозначающие  две  работы.
  3. К доске  выходит  Паша. Помоги  нам, пожалуйста,  выполнить  задание.

           ( Паша  выписывает  слово  Ирина  диктует  вслух  то,  что  пишет  и  обозначает  подчеркиванием  работу  гласных.)

  1. Саша, помоги  нам  записать  следующее  слово  и  обозначь  работу  гласных  букв.

( Саша  выписывает  слово  Юля  диктует  вслух  то  что  пишет  и  обозначает  работу  гласных  букв.)

  1. Лера  помоги  нам  записать  следующее  слово  и  обозначь  работу  гласных  букв.

( Работа  аналогична  предыдущим)

  1. На  уроке  письма  мы  продолжим   анализировать работу  гласных  букв  в  разных  позициях.

 

5. Резерв.

    Чтение  и   анализ  текста  Л.Н. Толстого   «Муравей  и  голубка».

    Чтение  хорошо  читающими  учениками ( Паша, Никита, Маша, Лена, Дима)

     Вопросы  учителя.

  1. Почему  Л.Н. Толстой  назвал  текст  Муравей  и  голубка?
  2. О  чем  рассказывается  в  произведении?
  3. В  чем  основной  смысл  текста?
  4. Как  вы  могли  бы  озаглавить  такой  текст?

( Взаимовыручка, Взаимопомощь, и  т. д.)

      Дома  потренируйтесь  читать  текст.

     

                  Страничка    детской  тетради.

1.   Тетрадь  для   схем.

       Таня               Аня

       Нюра               Юра

  1. Тетрадь  для  тренировочных  работ  по  письму.

Ирина ,   Юля,   Ася.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Гласные после шипящих"

Цели урока:Коррекционно-образовательная: Закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, Коррекционно-развивающая:  Развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, ...

Конспект урока "Гласный звук а. Буква А"

1 класс "Школа России" урок обучения грамоте...

Конспект урока "Гласные звуки"

"Гласные звуки" Бунеев...

Конспект урока "Гласная буква Ёё"

Данный урок ставит перед собой следующие задачи:- познакомить детей с новой буквой Ё;- научить читать её в словах и слогах;- совершенствовать технику чтения детей;- привить любовь к родному языку, его...

Конспект урока "Гласные буквы Я, я. Маяк."

Формировать у учащихся представление о функциях буквы Я, совершенствовать навыки чтения, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность....