Части речи, звуки, работа над ошибками "Безударные гласные"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Шабаева Татьяна Юлиановна

Дана памятка для работы с частями речи, звуки, работа над ошибками "Безударные гласные" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi.doc47 КБ
Microsoft Office document icon kak_proverit_bezudarnye_glasnye.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuki.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1.  ВОПРОСЫ:  кто? что? 

2. Называет предмет.

3. Имеет постоянные признаки:  одушевленное – неодушевленное (кто?  что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний), склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без окончания ).

        непостоянные признаки:  число (мн.ч и ед.ч.), падеж.

4.  СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)

       И.п  (есть)          кто?  что?

       Р.п   (нет)           кого?  чего?

       Д.п   (рад)           кому?  чему?

       В.п   (вижу)        кого?  что?

       Т.п    (доволен)  кем?  чем?

       П.п   (думаю)     о ком?  о чем?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1.  ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?

2.  Называет признак предмета.

3.  Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по имени существительному).

4.  Имеет постоянные признаки:  качественное (обозначают признаки предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму, подобрать антонимы), относительное (обозначают материал, из которого сделан предмет),

притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному),  

  непостоянные признаки:  род, число, падеж.

ГЛАГОЛ

1.  ВОПРОСЫ:  что делает? что делать? что будет делать?

2.  Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет, радуется).

3. Имеет постоянные признаки:  вид (совершенный, несовершенный), спряжение (1,2).

 непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число, род.

4.  Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и будущего времени.

          Ед.ч.                  мн.ч

   1 лицо  я                    мы

   2 лицо ты                   вы

   3 лицо он                   они

НАРЕЧИЕ

1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере? В какой степени? В какой мере? Какое?

2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.

3. Наречие не изменяется.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?

2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) – порядковые числительные.

3. Имена числительные бывают:

    - простые (из корня, корня и суффикса) три,    

      тринадцать

    - сложные (из двух корней) пятьдесят

    - составные (из нескольких слов) двадцать один

I. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ    ШИПЯЩИХ.

   ЧАСТЬ РЕЧИ

Ь ПИШЕТСЯ

Ь НЕ ПИШЕТСЯ

ИМЯ СУЩ.

Ж.р. 3скл.:

Дочь, ночь, тень

1.м.р.: плащ, меч


2.р.п., мн.ч.: (нет) туч, рощ

ИМЯ ПРИЛАГ.

     ---------

В кратких именах прилагательных:

Хорош, пахуч, свеж

ГЛАГОЛ

1.Неопред.форма: беречь, стеречь

2. 2 лицо ед.ч.:

приедешь, ругаешься

3. в повел.накл.: съешь, назначь




    ---------------

НАРЕЧИЕ

ВСЕГДА

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Уж, замуж, невтерпеж

 

II.  ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.

1.      2 спряжение:

все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить

7 глаголов на –еть–  ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть

4 глагола на –ать–  слышать, гнать, держать, дышать

        1 спряжение:

Все остальные глаголы.

2.   Как выбрать букву для обозначения гласного звука?

 Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2 спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)

III. ПРАВОПИСАНИЕ  -ТСЯ-, -ТЬСЯ-.    

Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его, если нет – то не пиши.

IV. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ.

  1.  -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.

    Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч.,                         если нет изменений суффикса, то пиши -ыва-, ива-

если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-  

1 лицо, наст., буд., времени

Инфинитив(формы прош. времени)

-у-, -ю-

-ова-(ть),-ева-(ть)

-ыва-, -ива-

-ыва-(ть), -ива-(ть)

(выращивать – выращиваю, забрасывать - забрасываю)

(горевать – горюю, бинтовать - бинтую).

 2.  Как выбрать букву для обозначения гласного звука?

Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.

V. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ.

  1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).

  2.  Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)  

VI. О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.

Часть речи

В корне

В суффиксе

В окончании

Имя сущ.

Можно подобрать родственное слово с гласной е. то пиши ё. Если нет то - о. Если сомневаешься - посмотри в словаре (шепот– шептать, шофер)

Под ударением о, без ударения е (ключом, сердцем, грушей)

Наречие.

Как у имен существитель-ных.

Под ударением о, без ударения е (горячо, певуче)

Глагол.

Как у имен существитель-ных.

Всегда под ударением ё (бережёшь)

 



Предварительный просмотр:

КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

 

1. УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ.

2.  РАЗБЕРИ СЛОВО ПО СОСТАВУ.

       - ОКОНЧАНИЕ (ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА)

КАК НАЙТИ ОКОНЧАНИЕ

ГЛАГОЛ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. УЗНАЙ ВРЕМЯ.

  - ЕСЛИ НАСТОЯЩЕЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ, ПРОСПРЯГАЙ (ИЗМЕНИ ПО ЛИЦАМ).

  - ЕСЛИ ПРОШЕДШЕЕ – ИЗМЕНИ ПО РОДАМ (М.Р., Ж.Р., СР.Р.) И ЧИСЛАМ.


ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ ПО ПАДЕЖАМ)  

И ПО РОДАМ


ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ ПО ПАДЕЖАМ)  

ОРФОГРАММА В ОКОНЧАНИИ

1. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ.

 ПОСТАВЬ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ.

все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить

7 глаголов на –еть–  ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть

4 глагола на –ать–  слышать, гнать, держать, дышать ОТНОСЯТСЯ КО            

          2 спряжение.

   Все остальные глаголы

         1 спряжения.

2. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ИЗМЕНИ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ.

1. ПРОВЕРЬ ВОПРОСОМ (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Т.Д.).

1. ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ

     - 1 СКЛОНЕНИЕ Ж.. и М . РОД С ОКОНЧАНИЕМ – А, - Я (ОНА, ОН)

     - 2 СКЛОНЕНИЕ М. РОД (ОН) БЕЗ ОКОНЧАНИЯ И СР.РОД (ОНО)

     - 3 СКЛОНЕНИЕ Ж. РОД (ОНА), БЕЗ ОКОНЧАНИЯ.

2. ЗАМЕНИ СЛОВОМ:

    1.СКЛ.      ЗЕМЛЯ

    2.СКЛ.      ОКНО

    3.СКЛ.      РОЖЬ (СТЕПЬ)

         

           - ОСНОВУ (У ГЛАГОЛА –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)

           - КОРЕНЬ (ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА)

ЕСЛИ ОРФОГРАММА В КОРНЕ: ПОСТАВЬ В СИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ИЛИ ПОСМОТРИ В СЛОВАРЕ.

           - СУФФИКС И ПРИСТАВКУ (ВСПОМНИ НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК)

 Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.



Предварительный просмотр:

                                           ЗВУКИ

                   ГЛАСНЫЕ                                                            

                                                                                                         СОГЛАСНЫЕ 

                                                                                                   

УДАРНЫЕ         БЕЗУДАРНЫЕ                 

                                                                                      ЗВОНКИЕ -  ГЛУХИЕ          ТВЕРДЫЕ -  МЯГКИЕ

                                                                                   

                                                                                       ПАРНЫЕ    НЕПАРНЫЕ                ПАРНЫЕ    НЕПАРНЫЕ

 

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:  6      [а]    [о]       [у]    [э]     [и]    [ы]

 БУКВ:                         10   а   я    о   ё     у ю   э  е     и       ы

ПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ - ЗВОНКОСТИ:    [б]    [г]    [д]    [з]    [ж]    [в]

                                                                               [п]    [к]   [т]    [с]   [ш]    [ф]

НЕПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ - ЗВОНКОСТИ: [м]    [л]   [р]     [й]   [н]    [ц]    [х]   [ч’]    [щ’]  

                                                                                 

ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ:                  [ж]    [ц]  [ш]

 ВСЕГДА МЯГКИЕ:                   [ч’]    [щ’]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по русскому языку по теме "Звуки и буквы" и "Части речи. Глагол" 2 класс

Проверочные работы в форме теста направлена на проверку изученных орфограмм в теме "Звуки и буквы" и знаний по теме "Глагол" за 2 класс....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

Части речи. Проверочная работа. 4 класс

Работа была дана после изучения темы "Части речи" в 4-ом классе по программе "Школа России"...

Проверочная работа по теме "Повторение. Звуки и буквы. Части речи"

Проверочная работа по теме "Повторение. Звуки и буквы. Части речи" составлена в двух вариантах (УМК "Начальная школа 21 века" )...