Турнир смекалистых по русскому языку для учащихся 4 класса
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Подобраны творческие задания для турнира смекалистых по русскому языку по различным областям русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_russkogo_yazyka.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по стране русского языка

                 (турнир смекалистых для учащихся 3 класса)

Подготовительный этап

В конкурсе принимают участие 3 команды по 9 человек. Каждая команда имеет своё название. Заранее подбирается состав жюри  (родители, библиотекарь, старшеклассники). Подготовлены средства материального выражения очков, начисляемых командам (баранки - сушки), которые нанизываются на ленты, а в конце вручаются в виде гирлянд. В классе плакаты с высказываниями о русском языке, с пословицами, загадками, шарадами, ребусами, весёлыми рисунками.

Программа  турнира

I. Приветствие команд  на турнире.

  1. Под музыку дети занимают игровые столы.
  2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране русского языка.

                    Тем, кто русский язык любит без сомнения,

                    Кто отдаст языку всё своё стремление,

                    Путь открыт в КВН, покажите знания.

                    Справедливое, оцените старания.

Итак, сегодня в турнире играют команды:

  1. «Смекалистые»;
  2. «Сообразительные»;
  3. «Догадливые».

Дети хором говорят название своей команды. На груди у участников эмблемы.

1-я команда – «Смекалистые».

Девиз: Мы смекалистые дети,

             Всё хотим узнать на свете.

             Мы искали и нашли:

             Много правил мы прошли.

2-я команда – «Сообразительные».

Девиз: Мы всегда соображаем,

             Никого не обижаем.

             Будем русский изучать

             И пятерки получать.

3-я команда – «Догадливые».

Девиз: Сколько слов в словаре, столько у нас знаний,

             И попробуйте теперь вы сразиться с нами.

      Жюри подводит итог конкурса «Приветствие», который оценивается 8 баллами; учитываются также эмблемы, костюмы, манера исполнения, выразительность речи, составленный детьми текст.

       Выносится поднос, на нём игла и стакан воды.

II. Приветствие жюри.

                   Пусть глаз ваш будет остр, как игла,

                   А совесть чиста, как эта вода.

III. Конкурс- разминка «Назови одним словом».

3 балла за каждый правильный ответ.

1-я команда. Зарубить на носу … (запомнить).

                          Богатый человек …. (богач).

2-я команда. В час по чайной ложке …. (медленно).

                         Весёлый человек …… (весельчак).

3-я команда. Повесить нос …. (грустить).

                         Сильный человек …. (весельчак).

IV. Проверка домашнего задания.

       Каждая команда получает начало текста. Необходимо придумать продолжение в стиле автора.

1-я команда. Спит будильник. Спит звонок.

                         Просыпается щенок ….

2-я команда. Ночной порой в глуши лесной

                         Медведь к дуплу пробрался ….

3-я команда. Мальчик стричься не желает,

                         Мальчик с кресла уползает ….

V. Конкурс «Ответь на «5».

От каждой команды выступает по 3 человека.

Прочти правильно, что здесь написано:

  1. Портфель, случай, красивее, средство, баловать, арест, петля.
  2. Алфавит, статуя, звонит, столяр, повторим, каталог, начать.
  3. Километр, магазин, километр, библиотека, шофер, партер, начал.

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно:

1-я команда. Чудес..ный, мес..ность, гла..кий, но..ки, по..писать, об..явление, тр..пинка, к..ртофель.

2-я команда. Прекрас..ный, трос..ник, сколь..кий, ло..ки, о..дать, под..езд, сн..жинка,м..рковь.

3-я команда. Опас..ный, прелес..ный, ре..кий, сторо..ка, о..крыть, с..ехал, прин..сут, ж..нглёр.

Сосчитай, сколько звуков и букв  в словах:

1-я команда. Юла. Коньки. Солнце.

2-я команда. Сердце. Деньги. Ёж.

3-я команда. Лестница. Василёк. Яблоки.

VI. Конкурс «Кто больше найдёт».

  1. Из букв слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово.

Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа.

  1. Закончить начатые пословицы:

1-я команда.

            Век живи ….  (век учись).

            Жизнь дана …. (на добрые дела).

Дружба – дружбой, а …  (служба службой).

2-я команда.

Чужой ум – хорошо, а …. (свой - лучше).

Добрая слава лежит, а … (дурная по свету бежит).

Маленькая дружба лучше … (большой ссоры).

3-я команда.

Ум хорошо, а … (два лучше).

Учись доброму, худое … (на ум не пойдёт).

Дружба крепка не лестью, а …. (правдой и честью).

  1. За три минуты придумать как можно больше устойчивых сочетаний, имеющих в своём составе название какого- либо животного или птицы.

(Волком смотреть, собаку съел, козёл отпущения, белая ворона, как с гуся вода.)

VII. Конкурс «Колодец, дай воды напиться»

Выступает 1 человек от команды.

Колодец позволит воды напиться тому, кто правильно выделит «лишнее»:

  1. Воды, водитель, подводный, водянистый.
  2. Водить, наводнение, паводок, подводный.
  3. Водяной, водичка, подводит, водосвятие.

VIII. Анаграммы.

Карточки с заданиями раздать каждому участнику. Необходимо из букв одного слова составить новое слово: за каждый правильный ответ 1 балл.

Кулак (кукла); коршун (шнурок); право (повар).

Каприз (приказ); клоун (кулон, колун); сорт (рост, трос).

Камыш (мышка); кант (танк); просо (опрос).

IX. Весёлый привал (метаграммы).

За каждый правильный ответ 2 балла.

  1. С «М»- приятен, золотист, очень сладок и душист,

С «Л»- зимой бывает, а весной исчезает.

                                                                     (Мёд - лёд)

  1. С буквы «К» живу в лесу,

С буквы «Ч» овец пасу.

                                                               (Кабан - чабан)

  1. С буквы «Р» она течёт,

С буквы «П» для нас печёт

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки.

                                                               (Речка - печка)

  1. С буквой «О» -

Арктический и антарктический,

Без неё

Я знак математический.

                                                               (Полюс - плюс)

  1. С  мягким «Л»  я – под землёй

Бываю каменным и бурым.

А с твёрдым – в комнате любой,

В геометрической фигуре.

                                                                (Уголь - угол)

  1. С «Б» - смертельной я бываю;

С «М» - меха я пожираю;

С «Р» - актёру я нужна;

С «С» - для повара важна.  (   Боль - моль – роль - соль).

     Х. Конкурс капитанов.

Капитаны должны проявить смекалку и ответить на следующие вопросы:

  1. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто – л, г, к)
  2. Что стоит в середине Волги? (Буква Л)
  3. Чем кончается день и начинается ночь? (Мягким знаком)
  4. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?  (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  5. Каким ключом нельзя открыть замок?  (Ключом – источником, музыкальным)
  6. Какую строчку не может прочитать ни один учёный?   (Строчку, прошитую на машинке)
  7. Какие буквы никогда не бывают в начале слова?   (Буквы ъ, ь, ы)
  8. Придумать по одному вопросу противнику.

     ХI. Конкурс болельщиков.

По названным частям составьте слово:

  1. Его корень в слове ЛЕСНОЙ, приставка в слове ПЕРЕЛЁТ, суффикс в  слове ГРИБОК, окончание в слове ВОЛК.     (Перелесок)
  2. Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс  в  слове ЛЕСНИК, окончание в слове ЗАЯЦ.  (Подорожник)
  3. Его корень в слове ЦЕНА, приставка в слове ОХВАТИЛ, суффикс  в слове ГОРКА, окончание в слове ВОДА.   (Оценка)

       XII. Хитрые вопросы. (пока жюри подводит итог)

  1. Как из маленького хвостика сделать большой?   (Убрать «ик», получится «хвост»).

Можно ли превратить рыбу в человека?   (Добавить «ак» - рыбак)

  1. На каком языке написаны эти слова?

Попробуйте их прочитать:

С О Л
М В Е
Е С П
         К Я О
         А К М
         Л О О
         К М Ж
         А Д Е
В Е Т

                        (Смекалка во всяком деле поможет)

Жюри награждает победителей, благодарит за участие в конкурсах.

В заключение дети записывают поговорки и стихи на доске:

Сказанное слово – ветер, а записанное – век.  (Поговорка)

Доброму слову – добрый ответ.

Доброе слово сказать – посошок в руки дать.

                           Родной язык

                    Язык наш прекрасный –

                    Богатый и звучный.

                    То мощный и страстный,

                    То нежно- певучий.

                    В нём есть и усмешка,

                    И меткость и ласка.

                    Написаны им

                    И рассказы, и сказки –

                    Страницы волшебных,

                    Волнующих книг!

                    Люби и храни

                   Наш великий язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков русского языка во 2 классе

Турнир знатоков русского языка –внеклассное мероприятие  с учащимися 2 класса  в рамках недели русского языка в начальной школе.Цель: развитие логического мышления, языковой эрудиции обучающ...

открытый урок по русскому языку в 4 классе "Грамматический турнир. Повторение. Части речи"

В данной разработке представлены задания по повторению темы "части речи" и презентация учителя о деревьях...

Турнир знатоков русского языка (2-3 класс)

Турнир для младших школьников по русскому языку...

Внеурочное занятие по русскому языку для учащихся 4-х классов "Турнир грамотеев"

Внеурочное занятие предназначено для учащихся 4-х классов. Командам предстоит пройти 6 этапов: разминку, орфографический, лексический, фонетический, морфологический, сообразительный. На каждом предста...

"Турнир знатоков" по русскому языку

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе "Турнир знатоков русского языка"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»   ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  3-4 КЛАССОВЦель:- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;- развитие интереса к глубо...