«Использование системно-деятельностного подхода при составлении алгоритмов-моделей на уроках русского языка»
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Тарабукова Валентина Аджибаловна

   Обыча

  1. Презентация педагогического опыта.

                -Великий сиракузский гений

                 Перевернул бы Землю, нет сомнений!

                 Он разрешил бы наши споры,

                 Когда б имел точку опоры.

                 Так ученик свернул бы горы,

                 Если дать ему эту точку опоры.

                 Такая есть у меня в запасе.

                 Я расскажу о ней в своём мастер-классе!

    Одной из проблем современного школьника является тот огромный поток учебной информации, который он должен принять, переработать и запомнить. Причём запомнить надолго.

     На помощь приходят приёмы учебного моделирования: кодирование и сжатие информации, т.е. сведение нужных понятий, формул, правил, способов проверки в единый образный алгоритм-модель.

    В основе моего педагогического опыта  лежат идеи о психологических аспектах  теории знаков и знаковых систем Л.В.Выготского, изучение проблемы знака и символа в обучении А.В.Бехтерева, взаимосвязь и соотношение понятий «кодирование», «моделирование» Н.Ф.Талызиной, вопросы применения символизации для решения конкретных дидактических задач С.Н. Лысенковой, В.Ф.Шаталова,  а также проблема кодирования информации  как средства рационализации учебного труда, которая поднята в серии учебно-методических пособий Т.Е.Соколовой «Информационная культура младшего школьника».

Алгоритм-модель, создаётся на серии уроков путём совместной поисково-исследовательской деятельности учащихся и учителя.          Это как раз и вписывается в главное требование Федерального государственного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой  подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

2. Представление системы учебных занятий.

На мастер-классе будет представлены:

- приёмы учебного моделирования: сжатие и сохранение учебной информации в виде алгоритма-модели;

- приём «синквейн».

3. Проведение имитационной игры.

      Итак, уважаемые коллеги, я прошу Вас мне помочь разобраться в эффективности приёмов учебного моделирования и приглашаю побывать учениками 2 класса по системе общего развития Л.В.Занкова на серии уроков русского языка по теме «Парные согласные в середине и конце слова».

         Цель для учащихся: научиться проверять слова с парными согласными и подготовиться к контрольной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_master_klass_sistemno-deyatelnostnyy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

учителя начальных классов Тарабуковой Валентины Аджибаловны

«Использование системно-деятельностного подхода при составлении алгоритмов-моделей на уроках русского языка»

  1. Презентация педагогического опыта. 

                -Великий сиракузский гений

                 Перевернул бы Землю, нет сомнений!

                 Он разрешил бы наши споры,

                 Когда б имел точку опоры.

                 Так ученик свернул бы горы,

                 Если дать ему эту точку опоры.

                 Такая есть у меня в запасе.

                 Я расскажу о ней в своём мастер-классе!

    Одной из проблем современного школьника является тот огромный поток учебной информации, который он должен принять, переработать и запомнить. Причём запомнить надолго.

     На помощь приходят приёмы учебного моделирования: кодирование и сжатие информации, т.е. сведение нужных понятий, формул, правил, способов проверки в единый образный алгоритм-модель.

    В основе моего педагогического опыта  лежат идеи о психологических аспектах  теории знаков и знаковых систем Л.В.Выготского, изучение проблемы знака и символа в обучении А.В.Бехтерева, взаимосвязь и соотношение понятий «кодирование», «моделирование» Н.Ф.Талызиной, вопросы применения символизации для решения конкретных дидактических задач С.Н. Лысенковой, В.Ф.Шаталова,  а также проблема кодирования информации  как средства рационализации учебного труда, которая поднята в серии учебно-методических пособий Т.Е.Соколовой «Информационная культура младшего школьника».

Алгоритм-модель, создаётся на серии уроков путём совместной поисково-исследовательской деятельности учащихся и учителя.          Это как раз и вписывается в главное требование Федерального государственного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой  подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

2. Представление системы учебных занятий.

На мастер-классе будет представлены:

- приёмы учебного моделирования: сжатие и сохранение учебной информации в виде алгоритма-модели;

- приём «синквейн».

3. Проведение имитационной игры.

      Итак, уважаемые коллеги, я прошу Вас мне помочь разобраться в эффективности приёмов учебного моделирования и приглашаю побывать учениками 2 класса по системе общего развития Л.В.Занкова на серии уроков русского языка по теме «Парные согласные в середине и конце слова».

         Цель для учащихся: научиться проверять слова с парными согласными и подготовиться к контрольной работе.

        Я вывешиваю лист бумаги. Здесь мы будем записывать наши идеи, в данном случае способы проверки, т.е. создавать алгоритм-модель.

-Давайте определимся сначала, какая у нас орфограмма и как её отразить на бумаге, сжато и образно. Поместим буквы парных согласных в центр. А слева и справа будем записывать наши способы (приёмы) проверки. Эту работу можно провести в начале изучения темы, актуализируя знания детей. На последующих уроках начинаем искать и записывать способы проверки слов.

Учитель предъявляет детям различные слова:

- робкий, гибкий, узкий, вязкий

- жидкий, редкий, сладкий.

- дерзкий, гладкий, сказка

- лачужка, подружка,

- груз, плод, шарф, сосед, круг, арбуз.

- Как проверим эти слова?

      Общий подход, чтобы после согласного звука стоял гласный. Т.е надо подобрать формы слова или родственные слова. А вот какие именно дети затрудняются!

      Мы с детьми находим различные проверочные слова, запоминаем принцип проверки, выбираем символы и знаки, чтобы кратко и ярко отобразить способы проверки в алгоритме-модели, одновременно учим и пытаемся составлять рифмовки для тех, кому они нравятся:

-Правильно писать дружок                  -Слово ласково назови

Нам поможет суффикс –ок-                  И правильно напиши.

-Найти правильный ответ                    -Чтобы написать на «5»,                          

Нам поможет слово «нет».                    Глагол надо подобрать.

-Было мало – стало много.                   -Знаю я давно уже:

Так скорее проверяй!                             В слове «г» проверит «ж»!

    Эти рифмовки придумываются с детьми на разных уроках, записываются детьми в специальных тетрадях. Эти записи хранятся до тех пор, пока не будут обобщены на заключительном уроке по этой теме. Дети с учителем как бы подводят итог всей своей работе и сводят способы проверки (рифмовки) в единый алгоритм.

 Таким образом, вместе с детьми, мы сжимаем полученную информацию и сохраняем её в виде алгоритма-модели, учитывая при этом особенности образной памяти детей, их индивидуальные психические особенности восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики):

                             АЛГОРИТМ

          -ок-                     б-п                       глагол

                                      в-ф

          -очк-                   з-с                        г/ж

          -еньк-                 ж-ш

          -ушк-                  г-к                       мн.ч.

           нет                     д-т                       

Имея листочки-памятки с таким алгоритмом, дети очень хорошо ориентируются на контрольном диктанте, быстро находят проверочные слова и пишут грамотно, без ошибок: у них есть опора!

4. Моделирование 



- Уважаемые коллеги, составьте ваш собственный алгоритм-модель, который бы пригодился вашим ученикам для обобщения какой-нибудь темы по вашему предмету.

а) группа учителей находится на этапе моделирования.

(Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею);

б) обсуждение авторских моделей учебного занятия.

Реакция мастера: «Я возьму эту идею себе!»

«Интересная форма алгоритма-модели!»

5. Приём «синквейн».  Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья - описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвёртая - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейны по теме: "Системно-деятельностный подход"

  1.деятельностный подход

2. интригующий, трудоемкий

3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. Изменяет мое отношение к ученикам.

5. сотрудничество

                             

                              1. подход

                              2. системный и деятельностный

                              3. самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся

                              4. Образование становится эффективным.

                              5. Школа будущего

1.деятельностный подход

2. познавательный, вариативный

3. развивает, научает, обогащает

4. Выше потенциал каждого ребенка

5. открытие

                             1.деятельностный подход

                             2. актуальный, интересный

                             3. организовывает, развивает, направляет

                             4. Стремление к самооценке, самовоспитанию,                                    самообразованию.

                             5. результат

1.деятельностный подход

2. творческий, познавательный

3. развивающий, осмысляющий, обучающий

4. Через тернии к звездам

5. открытие

                    1.деятельностный подход

                    2. развивающий, актуальный

                    3. познавать, изучать, применять

                    4. Хочу уметь применять на уроках

                    5. метод

понятия

Тема обобщения материала

определения

Способы проверки, опора

формулы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка

В статье раскрывается технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка, методика составления дифференцированных заданий,  виды дифференцированной  ...

"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".

Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-ор­фографической работы претерпивает измен...

МОЙ ПОДХОД К СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

В данной статье предлагается новый подход к представлению словарного слова....

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах....

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

Личностно–ориентированный подход к формированию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Целью данной работы является определение оптимальных возможностей использования  личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей....

Реализация метапредметного подхода при формировании УУД школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....