"Знаки препинания в конце предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых   знаний

Учитель начальных классов, логопед: Новикова Н.Ю. 

Тема

Знаки препинания в конце предложения

Цели

Образовательные: 

Уточнять знания о грамматических признаках предложения.

 Расширить знания детей о знаках препинания в предложениях.

Закреплять знания о предложении и тексте.

Развивающие:                     

Развивать речь учащихся, учить выразительно читать тексты, используя постановку знаков препинания.

Развивать и обогащать словарный запас детей.

Развивать познавательную активность учащихся.

Развивать каллиграфические навыки. 

Воспитательные:                       

Прививать интерес к русскому языку.

Воспитывать аккуратность при письме.

Ресурсы

- методические

- дидактические

- технические

 

Русский язык. Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой. -  М.: Дрофа, 2011

Русский язык. 2 класс. 1 ч. / Т.Г. Рамзаева. -  М.: Дрофа, 2011

 Стилизованное изображение букы б – белка;  карточки со знаками препинания; шапочка «божья коровка», таблица «Предложения» каждому ученику, кластер «Предложения».

Презентация «Физминутка. Делай как я»; физминутка для глаз.

Организация  пространства

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

  1. Мотивирование к учебной деятельности

3

Создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

Чтобы красиво написать разомнем пальчики.

Пальчиковая игра:

1,2,3,4,5-

поочередно загибаем пальчики на одной руке

1,2,3,4,5.

поочередно загибаем пальчики на другой руке

десять пальцев, две руки, все твои помощники!

сжимаем и разжимаем кисти рук.

  1. Актуализация знаний

5

Повторение изученного материала. Выявление уровня знаний.

На доске:  а   с     о  б    к   а  

Назовите буквы, записанные на доске.

Какие звуки они обозначают?

Разделите их на две группы.  Почему? (гласные и согласные)

Какая буква, обозначающая согласный звук лишняя? (Б-обозначает звонкий согл. звук)

Чистописание

Запишем заглавную и строчную буквы. Бб

Кто нам помогает запомнить написание строчной буквы б?

(Стилизованная картинка белка для коррекции оптической дисграфии)

  1. Постановка и решение проблемы

12

Знакомство с новым материалом.

Постановка проблемного вопроса

Постановка проблемного вопроса

Составьте из букв, записанных на доске слово. (картинка собака)

Загадка, если не составили:

         Заворчал живой замок,

         Лег у двери поперек.

         Две медали на груди,

         Лучше в дом не заходи.

Это новое словарное слово, написание которого мы должны запомнить. Запишем его в словарик, поставим ударение, подчеркнем букву, которую надо запомнить. Сколько слогов в этом слове? Разделите  на слоги.

Составьте предложение с новым словом.

Что такое предложение?

  1. Составьте предложение из слов и прочитайте так, чтобы это было простое сообщение.

кошку лает собака на

                                    Собака лает на кошку.

Что поставим  в конце    предложения? (точку)

 - Какая у неё роль?

 Загораживает путь,

 Предлагает отдохнуть.

Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну

забавную историю.

 Сценка:

       Брошенный кем-то тетрадный листок

        Божьей коровки вниманье привлёк.

        - Что здесь написано?

       Каждую строчку лапками щупала

       Долго она.

       И наконец обнаружила … точку!

        Божья коровка удивлена:

       - Кто умудрился, и главное, как

        Снять у меня со спины этот знак?

-Какой знак надо поставить в предложении, в котором о чем-то спокойно сообщается? Такое предложение, в котором спокойно сообщается, повествуется,  называется повествовательное. Запишем предложение в тетрадь. (Один ученик у доски)

- Как напишем первое слово в предложении?

  1. Составьте предложение из слов, прочитайте  так, чтобы это был вопрос.

лает собака  как

Как лает собака?

Ученик составляет предложение на доске.

Что надо сделать, чтобы в предложении был вопрос?

Что поставим в конце 2 предложения?

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом?

О каком это знаке?

 (карточка с ?)

Разные вопросы задаёт он  всем: Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?

Где?  Куда?  Какая?  Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Каким? О чём?    

Вот какой он мастак – вопросительный знак.

-Кто догадался, как называется предложение с вопросительным знаком в конце? Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительное.  Запишем предложение в тетрадь.  

  1. Составьте предложение из слов, прочитайте   так,  чтобы прозвучало сильное чувство.

очень  я собак люблю

Я очень люблю собак!

Что надо сделать, чтобы предложение читалось с сильным чувством?         

Что поставим в конце 3 предложения?

 Бурным чувствам нет конца,

 Пылкий нрав у молодца.

 Обычно в предложении стоит он для того,

 Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,

 Победу, торжество…!

           (карточка с ! )

Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце ставится восклицательный знак, а предложение называется восклицательное.

Детям раздаются опорные таблицы «Предложения»

  1. Физминутка

3

Физминутка с презентацией «Повторяй за мной»

  1. Первичное закрепление.

10

Первичное обобщение.

Работа с текстом на карточках.

Вы были в осеннем лесу какая тишина вокруг только листья шуршат под ногами.

Что затрудняет чтение текста?  Сегодня на урок к нам пробрался ластик-проказник и стер все знаки препинания. От этого безобразия большие буквы превратились в маленькие.

Предположите, сколько в этом тексте предложений? (3)

- Давайте проверим ваши предположения. Почему вы сделали такой выбор?

 - Какой знак препинания вы поставите после первого предложения?

- Почему? После второго, третьего?

  1. Самостоятельная работа

7

Организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Запишем текст в тетрадь.

Взаимопроверка.

  1. Включение в систему знаний и повторение

3

Автоматизация умственных действий по изученным нормам.

Составление кластера.

Задание на листах в клетку. Я читаю предложения, а вы ставите только знаки, которыми заканчивается предложение.     Каждый знак в новой клеточке в строчку.

Дети идут в школу.

Как прекрасно весной в лесу!

Вы любите читать?

Сколько ребят в нашем классе?

Кошка - домашнее животное.

Самопроверка по образцу.

-Какие же бывают предложения?

-Что содержит повествовательное предложение? Что ставим в конце?

-Что содержит вопросительное предложение?  Что ставим в конце?

- Как произносится восклицательное предложение?  Что ставим в конце? (по ходу беседы составляется кластер)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

повествовательное            восклицательное              вопросительное

        .        !        ?

  1. Рефлексия деятельности

2

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Оцените свою работу на уроке.

Оцените свою работу на уроке (дерево с листьями:  красный – все задания выполнил  -  5; задания выполнил, но были ошибки – 4;  многое не получилось, надо постараться - 3 )

- Каким для вас был урок? Выберите «смайлика», который соответствует вашему настроению  (у детей на партах лежат три разных выражения лица).

Знаки нужно уважать,

Правильно употреблять…

Никогда не забывать!

Я заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.