Урок русского языка. 3 класс. Система Л. В. Занкова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Наталия Алексеевна Васильева

 

Урок русского языка в 3 классе. Система Л. В. Занкова.

 

Тема: Родительный падеж имён существительных первого склонения.

Цель: расширить имеющиеся знания учащихся о родительном падеже имён существительных 1 склонения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r._p.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе. Система Л. В. Занкова.

Тема: Родительный падеж имён существительных первого склонения.

Цель: расширить имеющиеся знания учащихся о родительном падеже имён существительных 1 склонения.

Задачи:

1) познакомить  с правописанием ударных и безударных окончаний существительных в родительном падеже;

 предлогами, которые употребляются с существительными в родительном падеже,

2)развивать умения распознавать падеж, склонение имён существительных;

3) воспитывать самостоятельность, аккуратность, взаимоуважение, пробуждать интерес к русскому языку, русской поэзии, способствовать эстетическому воспитанию  школьников.

Оборудование: индивидуальные карточки с таблицами, карточки  с дифференцированными заданиями для групповой работы,  карточки для работы в паре; учебники Поляковой А.В. для 3-го класса, опорные таблицы по теме урока «Падежи, предлоги, вопросы»; мультимедийный проектор.

Ход урока.

I.Оргмомент.

      1. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

        Доброе утро, друзья! Я рада вас видеть. Хорошего вам настроения.

        Девиз нашего урока:  Ученье - свет, а неученье – тьма. (Слайд 2)

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Назовите знакомые пословицы о грамоте и учёбе.

 (  Не говори: учился, а говори, что узнал.

 Очки грамоте не учат.

Повторенье - мать ученья.

Мудрым никто не родился.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Корень учения горек, да плод его сладок.)

       2. Оформление тетрадей.

       3. Минутка чистописания.

- Какая буква чаще других встречается в пословице? ( Буква е.)

- Красиво напишите одну строчку эту букву, учитывая последовательность, данную на доске, на второй строчке запишите пословицу: Ученье - свет, а неученье – тьма.

II. Актуализация  знаний.

 Сегодня мы продолжим путешествие по стране знаний. Перед нами город имён существительных.( слайд 3) Жители  города рады нас встретить. Чтобы открылся замок на главных воротах города, необходимо вспомнить, чем отличаются имена существительные от других частей речи.

(ответы учащихся:

- отвечают на вопросы: кто? что?

-обозначают…

-бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные

-различаются по родам, склонениям

-изменяются по числам, падежам

-в предложении бывают подлежащим, второстепенным членом .)

-В городе  3 главные улицы. Как, вы, думаете, какие? ( 1 склонения, 2, 3.)

6 парков. Подскажите, как они называются? ( Парк именительного падежа, Парк родительного падежа…)

-На какие вопросы  отвечают существительные в этих парках, нам на доске напишет один ученик, склоняя слова зима, мама.

-В каждый парк нужно одевать разные окончания и можно брать с собой друзей-помощников.

Словарная работа.

- У ворот нас встретили необычные слова: (слайд 4)

-Почему они необычные? (Это словарные слова)

-С каким мы не знакомы? (север) Сообщение значения слова подготовленным учеником.

-В этом слове две буквы е, запишите его на следующей строчке, поставьте знак ударения, подчеркните букву, написание которой надо запомнить.

-Составьте предложение с этим словом. (устно)

-По какому признаку это можно разделить эти слова на 3 группы?

 -Какие существительные относятся к первому склонению? Ко второму? К третьему?

(Слайд 5-таблица склонений)

-Это задание у доски выполнит один ученик.

-А что нужно сделать чтобы определить склонение, если существительное стоит в косвенной форме? (алгоритм – слайд 6)

Работа в группе. ( Дифференцированные задания.)

Прочитать стих выразительно. Найти имена существительные, определить склонение.

(Во время работы звучит музыка.)

 Проверьте  выполнение задания на доске, дайте оценку (сигнальные карточки), аргументируйте.

Проверка работы в группе.

-Вот мы и узнали, на каких улицах живут встретившиеся нам имена существительные.

О том, как  часто ходят слова в разные парки нам расскажет докладчик, который ознакомился со справочным материалом. ( слайды 7,8,9)

-С именительным и  винительным падежами мы подробно знакомились на прошлых уроках. Кто догадался, о каком падеже мы будем говорить сегодня? (Определение  темы урока – слайд 10)

III. Работа по теме урока.

1.Создание проблемной ситуации, постановка цели урока.

На горке я встретила Аню. У Ани были санки. ( слайд 11)

-Поставьте  вопросы к выделенным словам.

-Какие вопросы? (одинаковые) (слайд 12)

-Значит, это одинаковый падеж? ( нет)

 -Почему? (разные окончания, в винительном падеж нет окончания: -и )

 -В каких падежах есть такие вопросы?

 -Определите падеж в 1 предложении. (в.п., т.к. вопрос: кого? окончание: –ю )

 -Логично, во втором предложении существительное стоит в форме родительного падежа.

  -Всё ли мы знаем о родительном падеже?

-Какова цель нашего урока? (Узнать больше о родительном падеже.) (слайд13)

      2.Работа над новым материалом.

Написание ударных и безударных окончаний.

-Проверьте склонение слов у доски. Дайте оценку. Аргументируйте.

-Чем отличаются окончания  слов зима и мама? ( Ударением)

-Как вы думаете, а в родительном падеже будет отличаться написание ударного и безударного окончаний? (Я думаю, что не будет. А я думаю, что будет отличаться.)             -Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание на карточках (из упр.318 с.29 ). Работаем по вариантам по плану:( Слайд 14)

  1. Определи падеж.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели окончание.

1 вариант

у реки

для семьи

без доски

около реки

из земли

2 вариант

у опушки

для ёлки

без дороги

около деревни

из рощи

- Имена существительные в каком падеже у вас записаны?

(Первый  вариант: имена существительные стоят в Р. п.

 Второй  вариант: у нас тоже стоят в Р. п.

- Какие окончания имеют существительные?

(Певый вариант:окончания у –и, стоят под ударением.

Второй  вариант: окончания –и, безударные.

-Сделайте вывод, как пишутся ударные и безударные окончания существительных в Р. п.

-Сравним наш вывод с правилом учебника стр. 29, 30.

Физкультминутка.

Употребление предлогов с родительным падежом 1склонения.

-Какие предлоги использовали с формой родительного падежа имён существительных?

 Работа в паре.

- Спишите. Используя алгоритм, определите падеж, склонение у выделенных имен существительных, выделите окончание, подчеркните предлоги. ( Задание на карточках. Слайд 15 - алгоритм  .)

До встречи подружки скучали. Дорожка шла от школы к парку. Вокруг ёлки стояли снеговики. Ребята катались с горки.

- Что общего у выделенных слов? (Имена существительные стоят в Р. п., имеют окончания -ы, -и.)

-На какие вопросы отвечают имена существительные в Р. п.? ( Кого? Чего?)

-Поставьте смысловые вопросы. ( Где? Когда? Откуда?)

- Какие предлоги употребили? (Предлоги до, с, вокруг, от.)

Заполните строку родительного падежа в ваших таблицах.

-Назовите главные члены, записанных вами предложений.

-Существительные в форме родительного падежа являются главными или второстепенными членами? (Второстепенными.)

3.Закрепление.

 Работа по учебнику стр. 30, упр. 319. (Устно.)

       4. Обобщение.

- Что мы узнали о Р. п.?

Ученик отвечает по опоре.( Слайд 16.)

- Как пишутся окончания в ударном и безударном положении?

- С какими предлогами употребляется?

- Каким членом предложения является?

  1. Имена существительные в Р. п., в ударном и безударном окончании пишутся одинаково.
  2. С родительным падежом употребляются предлоги:  у, без, из, до, около, для, от, вокруг.
  3. В предложении бывает второстепенным членом.

IV. Подведение итогов урока.

- Кому понравилось наше путешествие? Какое настроение?

-Дайте оценку своей работе на уроке.

Молодцы! Сегодня все были трудолюбивы, все старались и я довольна вашими ответами.

V.  Рефлексия.

VI. Домашнее задание – упр. 321 с. 30, выучить правила на с. 29, 30.

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе

Тематическое  планирование  уроков  русского  языка  в 1 классе  по  учебнику  А. В. Поляковой...

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс

Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."...

разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова...

«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»

В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....