Урок постановки учебной задачи.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Урок постановки учебной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kabenkova_m.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Кабенкова  М.В.

УРОК   ПОСТАНОВКИ   УЧЕБНОЙ   ЗАДАЧИ

ТЕМА    УРОКА: Одушевленность- неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных (второй урок)

ЦЕЛИ  УРОКА: - обнаружение новой грамматической категории существительных- одушевленности- неодушевленности, сопоставление ее грамматических форм и их значений;

--обнаружение возможности несовпадения грамматических форм одушевленности-неодушевленности с соответствующими грамматическими значениями

--открытие способа определения одушевленности-неодушевленности по вопросу и по форме винительного падежа существительного;

  формирование умения оценивать свою работу и работу своих товарищей.

                                           ХОД       УРОКА

1. СОЗДАНИЕ   СИТУАЦИИ   УСПЕХА.

-О чем мы говорили на прошлом уроке? ( об одушевленности-неодушевленности)

Какие существительные называются одушевленными и неодушевленными?( Если у существительного форма В. п. в обоих числах или хотя бы во множественном совпадает с формой Р.п., то это одушевленное существительное, а если форма В.п. хотя бы в одном из чисел совпадает с формой И.п., то это неодушевленное существительное).

-Давайте посмотрим, все ли правильно умеют определять одушевленность- неодушевленность.

Проводится самостоятельная работа над текстом.Один ребенок работает на индивидуальной доске. Дети работают, пользуясь алгоритмом, выведенным на предыдущем уроке:

                            а) поставь существительное в форму В. п.

                            б) сравни его с формой Р. п.,

                            в) сравни с формой И. п.,

                            г) определи одушевленность-неодушевленность.

   Задание: выписать существительные в два столбика (одушевленные- неодушевленные).

    Зима. Идет мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю. Снег укутал кусты и деревья. Хорошо ходить по лесу в тихий денек. Мохнатые ветки деревьев нависают над тропинкой.Упавший ком снега обсыпал белку и спугнул зайца. В воздухе долго дрожит снежная пыль.

     Проверка: на доске два столбика:

           одушевленные                                                             неодушевленные

             белка                                                                               земля

              заяц                                                                                 лес

              лиса                                                                                 денек

-Саша, как ты оцениваешь свою работу?  (Я считаю, что правильно распределила существительные на одушевленные и неодушевленные, поэтому ставлю «крестик» на самом верху шкалы).

-Ребята, а вы согласны с Сашиной оценкой? (-Она правильно распределила слова. За это можно поставить крестик вверху.-Но Саша не очень красиво написала. За красоту я бы поставила крестик в середине шкалы. –Я согласен, но мы оцениваем не по красоте, а по правильности распределения. Унее все правильно.)

-Все ли согласны с такой оценкой? (Да.)

11. ПОСТАНОВКА          УЗ.

-Вы знаете, в одном из учебников русского языка я прочла, что существительные, которые отвечают на вопрос (кто?), являются одушевленными, а те, которые отвечают на вопрос (что?), являются неодушевленными.

Посмотрите еще раз на выписанные слова и скажите, работает ли этот способ как наш или нет.

                Обсуждают в парах.(-Да, он работает так же, как и наш.У нас слово «земля» неодушевленное и у них (что?) земля –неодушевленное. –По нашему способу слово «белка» одушевленное и по тому способу (кто?) белка-одушевленное. – Оба способа работают одинаково).

-Может , проще работать по этому способу? Наш ведь такой длинный! (  Да, так быстрее и проще._ Наша пара не согласна. Зачем же мы тогда выводили наш способ?

- Мнения разделились. Посмотрите, на доске записано высказывание

111.ФИКСАЦИЯ МЕСТА РАЗРЫВА В ГРАФИКО_ ЗНАКОВОЙ ФОРМЕ,                                  

                      Веселится весь народ.

-Подумайте, на какой вопрос отвечает слово «народ»? ( Народ-это много людей. Значит, вопрос( кто?), одушевленное.

-Как вы справедливо заметили, не зря же мы выводили свой способ. Воспользуйтесь им.

   Работают в парах.

-Что у вас получилось? ( У нас совпадают И. п. и В.п.Значит, неодушевленное._Это ловушка.-Может, такое слово только одно?)

-Тогда вот  еще одно высказывание:

                        В коробке лежала красивая кукла.

-На какой вопрос отвечает слово « кукла»?( (Что?)

-А каким является это существительное-одушевленным или неодушевленным? (-Одушевленным).

В процессе обсуждения на доске появляется следующая запись:

         ( (кто?) народ-одуш.?

               И. п. народ

               В. п. народ

                ( В. п. = И. п.)

                   гр.форма неодуш.

                                                                        ( (что?) кукла- неодуш.?

                                                                              Р.п. кукол

                                                                              В.п. кукол

                                                                                ( В.п. = Р.п. )

                                                                               гр. форма одуш.

       ФОРМУЛИРОВКА     УЗ.

-Как вы думаете, какими будут наши следующие действия? (- Надо придуматьещё такие слова. –Не придумать , поискать в словаре. –Или спросить у родителей.

- Правильно, дома вы расскажете,чем мы занимались на уроке и поищете слова, у которых нельзя по вопросу определить, является существительное одушевленным или неодушевленным. А когда мы с вашими словами поработаем,то сможем ответить на вопрос: от чего зависит выбор вопроса ( кто?) или (что?) к существительному-  от его лексического значения или от грамматического значения одушевленности- неодушевленности и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....

Презентация на тему "Урок постановки учебной задачи в системе РО"

Это примерное построение из опыта  уроков по русскому языку  и математике в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова....

Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.

Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...

Урок русского языка "Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций"

Предмет: Русский языкТема урока: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций.Тип урока: Урок-mixt Учаещиеся знают:        ·...

Конспект урока русского языка для 3 класса Постановка учебной задачи « В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»

Особенностью урока в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное ...

Урок русского языка в 4 классе по теме: " Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием"

Конспект урока в 4 классе по программе Гармония по теме:"Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием"....

Урок по предмету «Русский язык» 1 класс (Обучение грамоте) УМК «Гармония» "Постановка учебной задачи «Звуки [ л] [м ] ; буквы л м»

Урок: постановка учебной задачи «Звуки [ л]  [м ] ; буквы л м» Цели и задачи: 1. Продолжаем формировать умение давать характеристику звуку речи (лесенка звуков)...