Урок русского языка "Исследование слова "ветер" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

На данном уроке обучающиеся обобщают  знания об имени существительном, развивают системное мышление, активизируют и расширяют словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk_yaz_moiseeva.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :  Имя существительное.

                        Исследование слова ветер.

Цель урока:  Обобщить  знания об имени существительном.

                       Развивать системное мышление.

                       Активизировать и расширять словарный запас.

                       

                                                        Ход урока.

1. Орг. момент.

-  Сегодня у нас не совсем обычный урок. На этом уроке мы будем исследовать слово.  Вы будете маленькими исследователями. А кто такие исследователи – это люди которые познают что-то новое и делают научные открытия  . Это слово спрятано в загадке.

       По полю рыщет.

        Поет, да свищет.

        Деревья ломает.

        К земле траву преклоняет.

- Посмотрим  на слово ветер с разных сторон  науки о русском языке.

                 

Познавательный этап.

 2. Первый раздел к которому мы обратимся – это ЛЕКСИКА.  Лексика  изучает  значение слова . синонимы.

 -  Что обозначает слово ветер? Давайте обратимся к словарю.

( В словаре С.И. Ожегова «Ветер -  поток воздуха».

 В Б.Э.С. «Ветер - движение воздуха относительно  земной поверхности. Характеризующееся силой и скоростью».)

  - Как вы думаете, какое определение точнее?

 Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную  картинку. А можно ли изобразить  ветер? Как? Да, действительно ветер изобразить нельзя – мы можем  нарисовать   предметы,  которые подвержены воздействию ветра. Это лес – когда мы заходим  в рощу  слышим как  шелестят листики, трава -  почему они  колышатся  находятся под силой ветра. Можем нарисовать облака которые плывут в небе  - почему потому что их гонит ветер.

 Также  лексика рассматривает  и наличие синонимов.

 - Что такое синонимы?

 Какие синонимы имеет слово  ветер?, Что они обозначают?

 Посмотрим в словаре синонимов.

 Вьюга -  снежная буря.

 Вихрь -  сильный ветер с круговыми  движениями воздуха.

 Запишите синонимы слова ветер.

3.  Что изучает  ОРФОГРАФИЯ? Орфография изучает  правильное написание слов.

 - Произнесем слово ветер, как говорим? Послушаем себя и определим сколько здесь  «опасных» мест.

 Какой звук  стоит в слабой позиции? Проговорим  его несколько раз так, как пишем.

 Запишите в тетрадь, Поставьте ударение, обозначьте   безударную гласную.

4. Что изучает СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? Оно изучает части слова, родственные слова.

 - Какие части  слова  вы знаете? Посмотрим, как сконструировано это слово. Назовите его части? Как  доказать , что здесь нулевое окончание?

Словообразование  рассматривает и группу родственных слов. Какие родственные слова вы можете назвать? (ветерок, ветрище)

Почему они являются родственными? (у них  общий корень  - ветер -)

Запишите эти два слова в тетрадь.

 - О чем сообщает слово ветерок? (легкий ветер)

Через какую часть слова выражено это значение? (Через  - ок-)

 - А какое значение  имеет слово ветрище?  (сильный ветер)

Какая часть слова несет эту информацию? (суффикс  - ищ-)

  5. Что изучает МОРФОЛОГИЯ? Этот раздел изучает (Части речи.)

 - Какие части речи вы знаете?

-Какой частью речи является слово ветер?

- Образуйте  прилагательное от слова ветер

 -Вспомните что такое имя существительное?

 Давайте сделаем морфологический разбор предложения.

 С утра дует сильный ветер.

Ветер – сущ.,неод.,м.р., ед.,ч.

6. Физминутка.

 Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

7. Что изучает СИНТАКСИС? Изучение  предложения и словосочетание.

Перед вами карточки со строчками поэта Михаила Исаковского:

 Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

Поиграл немного ветками черемух,

Пожурил за что-то воробьев знакомых,

И, расправив бодро молодые крылья,

Полетел куда-то вперегонку с пылью.

  - Прочитайте про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

 - Что обозначает слово пожурил?

Ребята, автор в этом стихотворении  как бы одушевляет слово ветер, сравнивает его с человеком.

Запишите первую строчку этого стихотворения. Выделите грамматическую основу предложения.

Подберем к слову ветер признаки. Какой  ветер может быть?

Посмотрите какие я выписала признаки.

Запишем несколько словосочетаний.

8. Последний раздел, который мы сегодня  рассматриваем называется ФРАЗЕОЛОГИЯ.

 Фразеология изучает устойчивое сочетание слов.

 Например:                                           Бросать слова на ветер.

                                                               Искать ветра в поле.

                                                               Свободный как ветер.

                                                                Как ветром сдуло.

Обобщение.

 Вначале урока я сказала, что этот урок у нас необычный. Чем же он необычный?

Что нового узнали?

 У вас на партах  лежат  смайлики,  если вам все  было понятно и интересно нарисуйте

вот такую улыбку,  если что-то было непонятно – вот так, а если совсем неинтересно и непонятно, то вот так.

Ребята,  многие писатели и поэты  давали красочное описание ветру. Готовясь к этому уроку я нашла вот такие строчки, послушайте.

 Сергей Козлов

- По осеннему  лесу ходит ветер. Ходит ветер, опираясь на сосны. Стонут сосны, роняют шишки.

А.Екимцев

 - В журавлином небе

  Ветер тучи носит

  Шепчет верба вербе:

 «Осень . Снова осень.»

Я вам предлагаю тоже найти описание ветра либо в стихотворении, либо в рассказе, а может вы найдете научное описание слова ветер. Это  и будет вашим домашним заданием.

                                                               

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....