Проект«Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Гонтова Татьяна Тимофеевна

Цель проекта.   Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения на качество  обучения по предмету.                                                                         

  Задачи проекта.   Проверить эффективность проблемно-диалогического обучения:    

    1)в плане  влияния на качество обучения по предмету,  мотивацию к нему;     

    2)на овладение умениями группового взаимодействия.                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание проекта

                                                                                       Шифр проекта

                   

Наименование проекта «Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка по образовательной системе «Школа 2100»

Содержание _______________________________________________________

                                                                                                                   Стр.

1.Наименование проекта                                                                            2

2.Актуальность проекта                                                                             2

3.Цель проекта                                                                                            2

4.Задачи проекта                                                                                        2

5. Ожидаемые результаты проекта                                                          2

6. Краткое описание проекта                                                                  2-7

7. Механизмы реализации                                                                         7

8. План  мероприятий по реализации проекта

9. Перспективы развития проекта                                                            7

10.Смета и источники финансирования  проекта

11.Приложения                                                                                        8-11

                                                                Содержание проекта    

Тема проекта.

 Организация проблемно-диалогического обучения  на уроках русского языка    по образовательной системе «Школа 2100»

Актуальность.                                                                                                                          В современной ситуации глобальных изменений в мире и  обществе особую, глубокую озабоченность большинства людей вызывает судьба подрастающего поколения, его развития, обучения, воспитания.   Общество сегодня качественно изменилось. Изменилось не только в части постоянно  упоминаемых социально-экономических преобразований, но и в характере, отношений, взаимоотношений - межличностных, межгрупповых, в определении жизненных приоритетов, ценностей.     Изменился ребенок. При этом ребенок стал не хуже и не лучше, он просто стал другим. У современного ребенка изменилась система интересов, сфера отношений и структура умственной деятельности.  Изменился и социальный заказ родителей. Родители хотят, чтобы их дети, выпускники современной школы:                                                                                      а) хорошо представляли себе, чем хотят и могут заниматься в жизни;                         б) умели искать и находить решение в нестандартной ситуации;                                   в) самостоятельно принимать решения и отвечать за них;                                              г) легко адаптироваться в любом обществе.                                                               Учителя-практики сегодня пытаются ответить на вопрос:  почему у школьников пропадает мотивация к учению, почему многим детям скучно в школе, куда пропала детская любознательность, какие педагогические технологии нужны сегодня для активизации мыслительной деятельности учащихся? Нужны ли развивающие технологии, результативны ли они?                                                                                       Цель проекта.                                                                                                               Провести исследование и проверить влияние проблемно-диалогического обучения         на качество  обучения по предмету.                                                                            Задачи проекта.                                                                                                            Проверить эффективность проблемно-диалогического обучения:                                                                        1)в плане  влияния на качество обучения по предмету,  мотивацию к нему;                                                  2)на овладение умениями группового взаимодействия.                                                                        Ожидаемые результаты проекта                                                                              Организация проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка позитивно влияет на качество обучения по предмету, на  позитивную мотивацию к нему и на овладение умениями группового взаимодействия.

                                             Содержание

1этап. На первом этапе была изучена литература   по основным направлениям:                                                                                                                                              - проблемное обучение как педагогическое явление;                                                                                                        - проблемные ситуации и задачи как компонент проблемного обучения;                      - коллективный  учебный диалог в начальной школе;                                                         - организация проблемно-диалогического  обучения в начальной школе ;                             - технология проблемно- диалогического обучения в «Школе 2100»;                                   - организация учебного диалога на уроках русского языка;  

  1. организация групповой работы ;
  2. изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;

-  анализ деятельности учителей по организации проблемного обучения;

2этап. На втором этапе были разработаны и проведены проблемно-диалогические уроки;

- использованы диагностические методы: контрольно-измерительные материалы по русскому языку,  математическая обработка.

При разработке уроков используем три способа постановки учебной проблемы:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2. Подводящий к теме диалог.

3.  Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

   Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

      Классу предлагается практическое задание на новый материал, то есть в буквальном смысле предлагается требование «сделайте то, что сегодня будем изучать»

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Установлена взаимосвязь проблемно-диалогических методов с групповой формой работы.

Вместе с детьми  мы выработали правила работы в группе:

1)высказав свое мнение, спроси всех остальных: «Ты согласен?»; «Ты не возражаешь?»; «А ты как думаешь?»;

2)если все согласны, можно действовать; если есть разные мнения, задайте друг другу вопрос: «Почему ты так считаешь?»; «А это можно доказать?»

  Желательно, чтобы каждая группа зафиксировала свою точку зрения на большом листе и затем с комментариями представила ее всему классу.  В дальнейшем учитель организует обсуждение выдвинутых группами версий.

Учитель предлагает ребенку типовые варианты ситуации, обсуждаемой на уроке. Эти наблюдения ложатся в основу планирования следующего урока                                                    

3этап. Результаты реализации проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в 3 классе.                                                                                               Исследование проводилось на базе средней школы  в 3  классе.    В соответствии с целью в 3 классе было проведено отслеживание результатов тематического контроля. Для тематического контроля проведены проверочные работы (№1-8), приведенные в методическом  пособии «Проверочные и контрольные работы по русскому. 3 класс» Е.В.Бунеевой.  Их цель – проверить усвоение программного материала по каждой крупной теме курса. (См. Приложение)    Выполнение этих работ обязательно для всех учащихся. Задания, разработанные автором пособия, носят  критериально - ориентированный характер, то есть знания и умения, которыми нужно владеть для успешного выполнения  этих заданий, можно рассматривать как образовательные цели, стоящие перед третьеклассниками при изучении курса русского языка.                                                                                                                                      О позитивном влиянии проблемно-диалогического  обучения  на качество знаний учащихся  мы можем говорить при успешном взаимодействии в диалоге, который зависит от:                                                                                                                            1) владения учителем технологией побуждающего и подводящего диалога                                                  2)использование на уроках  различных диалоговых приемов: дискуссия, групповая работа, дидактическая игра;                                                                             3)равноправного, партнерского общения субъектов диалога.                                     Это позволяет достигнуть следующих образовательных результатов. При изучении темы: «Правописание проверяемых согласных букв в корне» было проведено 2 урока с использованием технологии проблемно- диалогического обучения, из 6 по теме – результат выполнения контрольной работы составляет 81,88%. При изучении  темы «Сложные слова и их правописание» - 4 урока с проблемно - диалогическим обучением из 6 – результат выполнения контрольной работы составляет 86,92%. Количество уроков с использованием данной технологии увеличивалось с каждой темой, результат контрольной работы №8 составляет 90,58%.  ( См.Приложение 1  )                                 2. Динамика результатов тематических контрольных работ по русскому языку учащихся 3 класса                                                                          Диаграмма 1                                                                                  

                                                                                                                                                               Из этой диаграммы видно, что усвоение учебного материала проходит на достаточно высоком уровне.

     Средние результаты по выполнению тематических  контрольных,  которые  проводились с сентября по февраль, находятся в интервале от 82 до 91%, при этом наблюдается динамика качества выполнения проверочных работ. Это позволяет говорить о том, что все темы курса  были усвоены учащимися достаточно хорошо. При этом лучший результат достигнут при выполнении контрольных работ  №2, №6, №7, №8. По этим же темам было проведено и большее количество уроков  с  использованием  технологии проблемно- диалогического обучения- 3, 5,6,8-соответственно.

Следовательно, чем больше уроков с проблемно-диалогическим обучением, тем выше качество знаний учащихся.

3. Влияние уроков проблемно – диалогического обучения на результаты контрольных работ

Диаграмма 2                                                              

        Сравнение графика результатов проверочных работ и графика количества уроков с проблемно-диалогическим обучением позволяет говорить о том, что чем больше проведено уроков с использованием технологии проблемно-диалогического обучения, тем выше результаты контрольных работ.

4. Сформированность   умений  группового  взаимодействия на уроке русского языка в 3  классе

    Групповая форма работы позволяет обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы; сделать знания ученика более осознанными и глубокими; увеличить речевую активность учащихся на уроке, положительно влияет  также на академическую успешность школьников воздействуя прежде всего на эмоционально- мотивационные компоненты учения.

Как отследить взаимодействие в группе?

  Нами был проведен анализ  сформированности группового взаимодействия на уроках русского языка в начале года и в конце.

Данные приведены в таблице (См. Приложение2)

Отслеживание проводилось по следующим параметрам:

1.Как была организована работа группы при ознакомлении с условием задания    2.Как проходил этап обсуждения способа работы группы над заданиием3.Распределение ролей. Насколько четко определена роль каждого участника в работе над заданием

4.Соблюдались ли изначально установленные роли  и другие договоренности участников в ходе всей  работы над проектом

5.Состоялось ли на заключительном этапе работы объединение отдельных «продуктов» каждого в общий « продукт группы»

6.Взаимотношения между участниками группы в процессе работы(климат в группе)

Результаты наблюдений оценивались по 5 бальной шкале:

 5 баллов - полностью успешная работа на этапе (без ошибок и полностью самостоятельно);

4 балла - частично успешная работа на этапе (с незначительной ошибкой, но самостоятельно);

3 балла - частично успешная работа (с посторонней помощью в какой-то момент работы);

2 балла - частично успешная работа на этапе, но с ошибкой и посторонней помощью;

1 балл - частично  успешная работа, но с ошибками и посторонней помощью в какой-то момент решения.

По таким же параметрам  оценивалась работа учащихся в группе в феврале.

Результаты сформированности умений группового взаимодействия представлены  в таблице (См. Приложение3) Выводим средний балл работы группы вцелом и средний балл работы класса.

Средний балл по классу в начале года составлял 3,4 балла, в конце года -4,4 балла.                                                                        

Сравнение результатов группового взаимодействия в начале года и в феврале более наглядно продемонстрировано в диаграмме 3

Сформированность умений  группового  взаимодействия на уроке русского языка в 3 классе  

                                                                                                      Диаграмма 3

       Сравнивая графики группового взаимодействия на уроках русского языка в разные периоды, наглядно видим динамику организации работы в группе, повышение культуры общения- все эти факторы способствуют  более качественному получению общего «продукта» группы, а значит и повышению качества восприятия изучаемого материала.

       Следовательно, проанализировав выше рассмотренные исследования,   мы можем говорить о позитивном влиянии проблемно-диалогического обучения на качество знаний учащихся.      Несомненно, урок, отвечающий требованиям современного общества, немыслим без использования развивающих технологий, базирующихся на исследовательских, поисковых, творческих методах обучения. Одна из них – проблемно- диалогическая технология.

Механизмы реализации проекта

1.Изучение научно-методической литературы

2.Организация  проблемно-диалогических уроков

3.Проведение диагностики

Опираясь на данный проект можно планировать работу по другим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация. Русский язык. 2 класс. Система "Школа 2100" Тема: "Слова, которые отвечают на вопросы: что делает(-ют)? Что делал(-а)? Что сделал(-а)? (Глагол)

Урок с презентацией по русскому языку во 2 классе. Дети знакомятся с глаголом, вопросами, на которые отвечают глаголы.Повторяют изученный материал по имени существительному и прилагательному. Система ...

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

Урок русского языка - Русскую речь - беречь!, образовательная система "Школа 2100" 4 класс

Этот урок может стать введением в лингвистику. Можно провести его, как внеклассное занятие по русскому языку. Весь класс делится на группы (по 4 человека). Все задания выполняются группами. За подведе...

Рабочая учебная программа по русскому языку по образовательной системе «Школа 2100»

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Бунеевой Е.В., Бунеева Р.Н....

Русский язык в Образовательной системе «Школа 2100»

Особенности реализации Федерального государственного образовательного стандартав начальной школе...