Коллективный проект «Тайны слова»
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Коллективный  проект «Тайны слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_slova.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективный  проект

«Тайны слова»

Работу выполняли:

учащиеся 4 класса

2012-2013 учебный год.

Проект «Тайны слова»

 

 

Пояснительная записка.

 «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данного проекта является актуальной. Еще одной из причин создания данного проекта является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

 Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

В школьных программах по русскому языку для начальных классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 

Восполнить этот недостаток возможно, работая с проектом по русскому языку. Проект «Тайны слова» должен побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.

Организация проекта позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

Проект  «Тайны слова». Занимательная лексика для младших школьников» рассчитан на 8 часов и предлагается для работы с обучающимися 4 класса.

Цель и задачи проекта.

Основная цель  проекта – вызвать интерес к изучению русского языка,

Задачи проекта:

Развитие интереса к изучению тайн русского языка. 

Воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное. 

Углубление уже имеющихся знаний о лексике. 

Изучить и исследовать вместе с детьми конкретные лексические понятия. 

Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся. 

Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции .

Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы

Приобретение исследовательского опыта.

Развитие умения творчески оформлять и доносить. до заинтересованной аудитории.

                                       Этапы работы.

      Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение заданий, определение информации, постановка задач.

 Класс делится на 6 групп, которые получают задания:

- 1-группа:  собрать материал о Лексическом значении слов. Прямое и переносное значение слова. Роль ударения в русском языке.  

-2 группа: собрать материал о синонимах и антонимах.

-3 группа: собрать материал об омонимах.

-4 группа: собрать материал о паронимах.

-5 группа: собрать материал об архаизмах.

6 группа:  собрать материал о фразеологизмах.

   Этап 2. Разработка проекта.

Задача этапа – сбор и уточнение информации.

  Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и в парах.

 Учитель наблюдает и консультирует

Этап 3. Оценка результатов.

Задача этапа – анализ выполнения заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала к презентации.

Этап 4. Защита проекта.  Деловая игра.

  1. Задача этапа –      обобщить и систематизировать полученные знания о «Тайнах слова» .
  2. развивать умение принимать решения при возникновении проблемной ситуации;
  3. воспитывать умение работать командой; быть успешными в жизни; воспитание творческой личности; повышение познавательной активности, нравственное воспитание.

                     

№ П/п

                            Тема

Дата

Примечания.

1.

Погружение в проект.

2.

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова    

 Ударение меняет значение.   

3.

Пёстрое семейство синонимов.     Великое противостояние антонимов.  

4.

Слова-двойники. Омонимы.

 ( Омоформы, омофоны, омографы)    

5.

Похожи, но не одинаковы.  Паронимы.   

6.

Из глубины веков. Архаизмы.    

7.

 Устойчивые сравнения. Фразеологические сочетания    

8.

 Защита проекта. Деловая игра.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по русскому языку "Тайны слов"

Познакомить учащихся с правилами работы со словарем....

Презентация по русскому языку: Тайны слов

Познакомить учащихся с правилами работы со словарем....

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "К тайнам слова: занимательная лексика" 4 класс.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района  города Саратова«Рассмотрено»Руководитель МО____________ Н.В.ЮринаПротокол №...

Внеклассное мероприятие на анти коррупционную тему. "Тайна слова коррупция"

Внеклассное мероприятие на анти коррупционную тему. "Тайна слова коррупция" .В данном материале раскрывается значение слова коррупция....

Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика"

Занятие кружка "К тайнам слова: занимательная лексика" по теме "Имя, отчество, фамилия"...

Тайны слов: Этимологический анализ слов как одно из направлений коррекционной работы по восполнению лексических средств языка.

Обогащение словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, изучении предметов и явлений окружающей действительности, умении наблюдать и анализировать, устанавливать вз...