Обучающее изложение с использованием картины В.М.Васнецова "Аленушка".
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Представлен урок по развитию речи по теме: "Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста с использованием картины В.М.Васнецова "Аленушка", также повторяется и правописание падежных окончаний имен существительных. Урок можно использовать при любом УМК в третьем или четвертом классах, в зависимости от уровня подготовки детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchayushchee_izlozhenie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных. Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста с использованием картины художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка».
Цель:  1) разобрать образную систему данного живописного  произведения;
           2)закрепить умение передавать содержание близко к тексту;
           
3) закрепить правописание падежных окончаний имён существительных.
Оборудование 1) картина Васнецова «Алёнушка»;
                          2) Чайковский «Времена года. Осень»;
                           3) набор зрительного диктанта;
                            4
) таблица падежных окончаний;
                            5) словари.

I. Организационный момент.
II. Зрительный диктант.
                            1) Людей сближает улыбка. — 1 9
                            2) В злое теряется разум. 19
                            3) Добро помни, а зло забывай. —21
                            4) доброму слову - добрый ответ. — 23
                            5) За доброго человека сто рук. — 23
                            6) Доброе слово - это
 доброе дело. — 24
III. Тему урока «Правописание падежных окончаний имён
существительных» закрепляем через обучающее изложение на основ слухового восприятия текста с использованием картины художника Васнецова «Аленушка».
Цель урока: 1) разобрать образную систему данного живописного произведения,  что позволит глубже воспринять картину;
                    2) закрепить умение передавать содержание близко к тексту;
                    3) повторить и  закрепить правописание падежных окончаний имён существительных.
IV. Бесед о художнике.
- Картины Виктора Михайловича Васнецова неразрывно связаны с миром волшебной сказки, народной фантазии и потому особенно любимы с раннего детства.

Можно не знать имя художника, но вряд ли найдётся школьник, который не видел бы «Аленушка», «Богатырей», «Ковра - Самолета». Эти знаменитые произведения созданы замечательным художником В.М.Васнецовым.
         Кто же был этот художник, сумевший так необыкновенно ярко, проникновенно раскрыть нам сказочную быль, показать Древнюю Русь и её легендарных героев.
Ответ на этот вопрос вы сможете найти в детской энциклопедии трёхтомнике «Что такое?. Кто такой?»
И сейчас на одном из таких переулков Москвы стоит сказочный терем. Это дом музей Васнецова. Здесь он жил и работал, здесь и умер. В этом доме сегодня всегда много людей – они  приходят сюда, движимые интересом к творчеству одного из самых поэтичных художников России.
V. Рассматривание картины и её анализ.
- Чтобы понять образную систему живописного произведения, вам помогут вопросы, записанные па доске.
- Внимательно, прочитайте вопросы про себя, затем, опираясь на них, самостоятельно рассмотрите картину.
(Звучит музыка Чайковского «Времена года»)
1. Кого вы видите в центре картины?
2. Какой изобразил художник Аленушка?
З. Как вы считаете, о чём она думает?
4. Что говорит о бедности и сиротской доле Аленушка?                                                     5. Что можно сказать о природе, которая её окружает?                                         6.Какое настроение вызывает, картинна?
7. Какие краски передают это настроение?
(ответы на вопросы)
- Послушайте рассказ Кудрявцевой, который она написала вероятнее всего от впечатления картины Васнецова, и сравните, удалось ли ей передать грусть, сиротскую долю девочки.

Аленушка.

Художник Васнецов назвал картину «Алёнушка». Нравилось ему русское имя Алёнушка. Напоминало оно грустную сказку про Аленушка и братца Иванушку.
         Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды. Поникла её голова. Свешиваются ‚спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях руки. Поза девушки, выражение глаз, старенькое платье говорят о бедности  и горькой сиротской доле.
        Природа словно сочувствует Аленушка. Молодые осины, ёлочки, осока заботливо  окружили девушку. Вокруг осенняя грусть и тишина.
Краски тоже передают это настроение. Главные цвета здесь серые, зелёные, желтоватые. Всё сливается в тихую, задумчивую сказку. (По Л.Кудрявцевой)

VI. Деление на части, озаглавливание.
1. Художник Васнецов и картина «Алёнушка».
2.Девушка у омута. - Как понимаете что такое омут?
(зачитать толкование этого слова по словарю Даля)
3. Природа сочувствует  Аленушке.
4. Каски картины.
- Сколько частей в рассказе?
- Сколько красных строк должно быть в тексте?
VII. Лексико-орфографическая работа.
1) объясните значение следующих слов, словосочетаний

желтоватые
поникла голова
мрачные воды
2) замените словами, близкими по значению
грустный
доля (судьба)
свешиваются (спадают)
3) разберите по составу
Алёнушка
желтоватые
старенькое
русское
молодые
- Какое слов подходит к  этой схеме:

        

        

4) Объясните, какую гласную будем писать и почему?
настр.ение
г. в.рят
т.шина
м.л.дые
5) Какие окончание напишем и почему?
о бедност.
о дол
сочувствует Алёнушк.
VIII. Психологическая пауза.
IХ. Чтение текста повторно.
- Какие слова показались трудными?
- Пользуйтесь орфографическим словарём, если сомневаетесь в написании слова.                                                                                                                                                  Х. Самостоятельная  работа учащихся.
Чтение отдельных работ.
Итог.
- Какую тему закрепляли?
-В начале урока поставили перед собой цель: как справились с ней, мы
подведем итоги на следующем уроке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение.

На этом уроке учатся писать изложение по тексту "Калевала",  составленному   после изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА"...

Обучающее изложение "Умная галка". Презентация

Изложение "Умная галка" - это первый вводный урок во 2 классе по поэтапному обучению написания изложения....

Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"

Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...

Обучающее изложение "Галка"

Обучающее изложение "Галка" по вопросам....

Изложение "Алёшина яблоня" на основе прогнозирования текста (4 класс). Прилагается подробный конспект проведения изложения с использованием презентации.

Прилагается подробный конспект проведения урока изложения с использованием презентации. Подробнее с методикой проведения изложения на основе прогнозирования текста можно познакомиться в журнале "Начал...

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Технологическая карта урока "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»».                       ...