Употребление предлогов с формами косвенных падежей
учебно-методический материал (русский язык, 3 класс) по теме

Дидактический материал по написанию предлогов с формами косвенных  падежей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upotreblenie_predlogov_s_formami_kosvennyh_padezhey.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                                                                                             

                                                                                                           

В русском языке предлоги уточняют, дополняют, делают более разнообразными значения косвенных падежей; например, предлоги в, за, на, под в сочетании с винительным падежом, указывающим направление движения, точнее устанавливают конечную точку движения по отношению к предмету: положить в коробку, на коробку, за коробку. Те же предлоги с предложным и творительным падежами выражают аналогичное положение по отношению к предмету: лежит в коробке, на коробке, за коробкой, под коробкой. Предлоги органически связаны с падежной формой и без неё не употребляются. Отдельные предлоги употребляются с определенным падежом. Большая часть предлогов требует одного падежа. Родительного падежа требуют: без, близ, вне, для, до, из, от, ради, у; дательного: к; винительного: про, через (чрез); творительного: над, перед (пред); предложного: при. Несколько предлогов употребляются с двумя падежами. С винительным и предложным: в (в деревню, в деревне), на (на крышу, на крыше), о (об, обо) (ударился о камень, об стол, рассказывал о поездке, об урожае); с винительным и творительным: между (между двух стульев, между стульями). Два предлога употребляются с тремя падежами: с родительным, винительным, творительным – с (упал с лошади, величиной с лошадь, работал с лошадью.); с винительным, дательным и предложным: по (вода по колено, по грудь, шёл по бревну, вернулся по прошествии двух недель). [8,416]

Поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, целесообразно в начальных классах постепенно подводить детей к пониманию близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний, а также к    пониманию зависимости падежной формы от  предлога и другого слова. [8,417]

Связывая главный и зависимый компоненты словосочетания в единое целое – в словосочетание, предлог вместе с падежным окончанием зависимого компонента играет роль показателя грамматической формы этого компонента, а тем самым – и грамматической формы всего словосочетания. Тесная связь предлога и падежной формы закрепилась в языке как корреляция: каждый предлог употребляется, как уже говорилось, с одним или несколькими определенными падежами. [8,418]

Преимущественное большинство предлогов употребляется с формами одного падежа. Так, родительного падежа требуют предлоги от, до, без, из, у, для, около.

Рассмотрим фрагмент урока по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном падеже с предлогами

Цель: развитие  у учащихся осознанного выполнения действий, необходимых для правильного написания окончаний имен существительных, закрепление знаний о предлогах, которые определяются с существительными только в родительном падеже (от, до, из, без, у, для, около).

Ход урока

I Работа со словами из словаря. Запись существительных под диктовку. Логопед называет существительное в именительном падеже, учащиеся записывают его в родительном падеже с подходящим по смыслу предлогом. Например, деревня (до деревни) и др.

  1. Какого склонения имена существительные?
  2. Какие окончания у них в родительном падеже?

II Игра «Нужный предлог»

- Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с существительными в родительном падеже

уехал        . . .    мамы

позвонил  . . .    города

доехал      . . .    деревни

пришёл     . . .    тетради

стоял         . . .     дороги

посылка    . . .     друга

стоял         . . .     электровоза

С полученными словосочетаниями составьте предложения.

Дательного падежа требуют предлоги к, по. Рассмотрим занимательное упражнение по этому вопросу.

Игра «Кто первый достигнет вершины?»

Учащимся раздаются карточки (отдельно: существительные в разных формах и различные предлоги).

Задание такое: кто первый выберет все слова и предлоги стоящие в дательном падеже. (Например)

в     на

за     по

по парку                                                          к        по        о

по суше                                                               от         до

к маме                                                                       для

к дороге

к другу

по улице                                                    маме             суше         парку

                                                                                  алле           папы

                                                                      улице             другу

                                                                                   дороге

Тот, кто первый достиг вершины, составляет словосочетания с данными словами с предлогами. И ему, как покорителю вершины, вручается карточка-приз с предлогами.

в, за

на,по

от,до

  для

Винительного падежа требуют предлоги про, через (чрез).

При изучении этой темы можно использовать такой занимательный материал:  «Собери букеты».

Задание: Соберите нужные «цветы» в вазу.

              сказка                                    улицу                                землю

                                         щуку                    машины               песенку

                                                    речку                       мышка

  про

через

  1. С 2-3 существительными с предлогами составьте предложения.

С формой творительного падежа употребляются предлоги над, перед (пред), с.

Можно в этой теме использовать такой игровой материал.

Игра «Найди нужного жителя»

Дан домик, в котором живут предлоги, найди слова в творительном падеже и посели в домик.

                                       морем      другом     мамой      лесом

над  перед         с                            судьбой       ракета       река

                                                         утку           родиной

С формами предложного падежа употребляется предлог при, а также на, в, о.

Рассмотрим фрагмент урока.

Тема: Предложный падеж.

Ход урока

Запись под диктовку с комментированием.

В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки находится музей-квартира А.С.Пушкина. Здесь в январе 1837 года скончался великий поэт.

- В каком падеже я употребила слово (о) поэте, чтобы спросить вас? Узнали о ком? – о поэте. (Предложный падеж.) С предлогом О употребляются существительные только в предложном падеже.

- Прочитайте записанные предложения. Поставьте вопрос к существительным в предложном падеже. Выделите окончания.

- С какими предлогами они употреблены? Какое значение имеет предложный падеж? (Находится где? в чём? – в Санкт-Петербурге – место; где? на чём? – на набережной – место; скончался когда? – в январе – время).

- Почему падеж называется предложный? (Существительные в предложном падеже употребляются только с предлогом.)

Когда учащиеся изучат все падежи можно для закрепления использовать упражнения-рифмовки. В процессе работы с таким дети под руководством учителя выделяют предлоги, а также прослеживают взаимосвязь предлогов и окончаний существительных

Мы играем, мы читаем

и предлоги изучаем:

к Коле, к Кире, к Оле, к Ире,

к Миле, к Сане, к Юле, к Тане –

приходил приятель Ваня.

у Коли, у Киры, у Оли, у Иры,

у Милы, у Сани, у Юли, у Тани –

есть лыжи, коньки и хорошие сани.

с Колей, с Кирой, с Олей, с Ирой,

с Милой, с Саней, с Юлей, с Таней-

мы играли на баяне.

За Колей, за Кирой, за Олей, за Ирой,

за Милой, за Сашей, за Юлей, за Таней –

зашли их знакомые утром заранее.

По Коле, по Кире, по Оле, по Ире,

по Миле, по Сане, по Юле, по Тане –

скучала подружка их верная – Маня.

Для Коли, для Киры, для Оли, для Иры,

для Милы, для Сани, для Юли, для Тани –

купили сегодня красивые ткани.

На Коле, на Кире, на Оле, на Ире,

на Миле, на Сане, на Юле, на Тане…

Придумать попробуйте что-нибудь сами.

Работа с рифмами облегчает запоминание графического образа предлогов. Рифмовки заучиваются наизусть.

Нецелесообразно требовать механического запоминания предлогов, которые употребляются только с одним падежом. Для сознательного усвоения полезно сопоставить все предлоги по таблице предлогов и выделить предлоги, употребляющиеся только с одним падежом. Кроме того, нужно чаще предлагать склонять имена существительные с предлогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....

«Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи» 3 класс

Цель урока:    Познакомить с понятиями начальная форма, косвенные падежи.Задачи урока:  1. Закрепление знаний о падежах имён существительных....

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»...