Урок русского языка. Глаголы - исключения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пахтусова Елена Ильинична

Образовательная программа "Школа 2100..." Урок русского языка 4 класс. На уроке использована технология деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagoly-isklyucheniya.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа «Школа 2100…»

Урок русского языка  4 класс

Тема урока: Глаголы – исключения (фрагмент урока).

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить с глаголами-исключениями и с особенностями их спряжения.

Задачи:

  1. познакомить с глаголами-исключениями на основе сравнения личных окончаний глаголов и их неопределенной формы;
  2. формировать навык распознавания глаголов-исключений, умение писать безударные личные окончания глаголов;
  3. развивать умение действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы.

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

   

− Сегодняшний урок мы начинаем с высказывания «Помогаешь другим –  учишься сам».

− Как вы понимаете эти слова?

− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!

− Какую тему изучаем?

− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы?

− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)

II. Актуализация знаний.

1. Проведём устный блиц-опрос.

  1. Что такое глагол?
  2. Как изменяется глагол? (по числам; по временам; по родам в прош. вр.)
  3. Что называется спряжением глагола? Выберите правильный ответ.
  4. Как определить спряжение глагола? 

1)по ударному окончанию, 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа.Окончания -ут- ют- первое спряжение, а  -ат-ят- второе спряжение.

  1. От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола?(Зависит от спряжения).

2.   Работа в парах. (Слова на доске.)

       Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь, жале…шь, бре…шь, стел…шь.

- Что объединяет эти слова? (глаголы 2 лица ед. числа)

- На какие группы можно распределить глаголы? (по спряжениям: 1 и 2 спр.)

- Спишите, распределив глаголы в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы, выделив окончания глаголов.

(Ученики на листах со словами вставляют буквы и прикрепляют на доску)

П р о в е р к а.

I спр.

 II спр.

помогаешь

 ловишь

роешь

 возишь

жалеешь

 красишь

стелешь

 стелишь

бреешь

 бреишь


- Задание одно, а вариантов ответов 2.

- Как вы определяли спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)

- Образуйте глаголы неопределенной формы и докажите правильность написания безударного окончания.

П р о в е р к а.

I спр.

 II спр.

помогать

 ловить

рыть

 возить

жалеть

 красить

 брить

 стелить


(брить, стелить  оканчиваются на -ить,  глаголы  2 спр., значит пишу окончание ишь)

Глаголы брить, стелить спрягаются так:

1 л. ед.ч.  брею, стелю

2 л. ед.ч.  бреешь, стелешь

3л. ед.ч.   бреет, стелет

- Кто сможет продолжить спрягать эти глаголы?

1 л. мн.ч.  бреем, стелем

2 л. мн.ч.  бреете, стелете

3 л. мн.ч.  бреют, стелют

- Какого спряжения глаголы имеют окончания ешь, ет, ем, ете, ют? (1 спр.)

(Во втором столбике (1 таблицы) глаголы бреишь, стелишь убираю.)

- Что вы заметили? (Глаголы бреешь, стелешь  1 спр.,а глаголы брить, стелить оканчиваются на –ить, записаны во вторую группу)

- Что надо сделать с глаголами брить, стелить? (Переместить в первый столбик)

-Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения).

-Почему сначала мы глаголы брить, стелить отнесли ко 2 спряжению? (не хватало знаний)

-Попадают ли эти глаголы в правило определения спряжения? (Нет)

-Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)

III. Постановка учебной задачи

Сформулируйте тему урока.  ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ

- Какие учебные задачи перед собой поставите?

  1) познакомиться  с глаголами-исключениями.

  2) учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений

IV.Открытие нового знания.

1. – С какими глаголами –исключениями вы познакомились?

-Прочитаем правило из  учебника на стр. 76.

Ответы на вопросы

-Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями? (Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному суффиксу перед -ть)

2. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, выучи -стихотворение. Обязательно его вклейте  в свой словарик-справочник.

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая  брить, стелить.

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на -е- спрягать нельзя!

3. -Давайте ещё раз вспомним  алгоритм написания безударного окончания глагола.

Нужно ли его дополнить?

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Прочитайте пословицы. Выпишите глаголы, определив спряжение и вставив безударную гласную в окончание.

Кто говорит, тот се_т;  кто слуша_т, тот собира_т.  

Конь вырв_тся – догон_шь, а слова сказанного  не ворот_шь.

Около чего постара_шься, тому и порадуеш_ся.

Чем хвал_шься, на том и провал_шься.

………………………………………………

Домашнее задание:

1.  Выучить глаголы – исключения.

2.  Упр. № …

3.  Вопросы для любознательных:

     Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, гореть и некоторые другие не являются исключениями, хотя тоже являются глаголами II спряжения?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык " Глаголы-исключения" 4 класс.

Русский язык "Глаголы-исключения". 4 класс....

Урок русского языка в 4 классе на тему: "Интересное и необычное в русском языке. Глаголы-исключения"

Предлагаю разработку урока русского языка в 4 классе с использованием технологии развития критического мышления, элементами игровой технологии, ИКТ....

Урок русского языка Глаголы-исключения

На уроке создаются проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся...

Русский язык Глаголы исключения.

Весёлые рифмы,словарная работа,кроссворд, ребусы....

Конспект урока по русскому языку: "Глаголы исключения" 4 класс

Глаголы исключения. 4 класс. УМК "Школа 2100"...

Презентация по русскому языку "Глаголы исключения"

Презентация для учащихся 4 классов. Прграмма "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы-исключения" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с глаголами-исключениями.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;2. развивать умение определять с...