Урок-исследование по русскому языку в 3 классе по теме "Приставка, её роль в слове"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Лиходед Елена Ивановна

Урок – исследование по русскому языку в 3 классе.

 

Тема:  Приставка, её роль в слове.

Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами          

            правописания приставок. Формировать умение применять на        

            практике правила правописания приставок.

            Развивать орфографическую зоркость, логику,

            познавательную активность, внимание, память, речь,   

            творческую фантазию.

            Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и

            размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра

                       «Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование по русскому языку в 3 классе.

Тема:  Приставка, её роль в слове.

Цели: Познакомить с ролью приставок, основными правилами          

            правописания приставок. Формировать умение применять на        

            практике правила правописания приставок.

            Развивать орфографическую зоркость, логику,

            познавательную активность, внимание, память, речь,  

            творческую фантазию.

            Воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и

            размышлять, прививать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: остров, индивидуальные карточки, план, игра

                       «Ромашка», тест, словарные слова, словесные игры.

                               

                                           Ход урока.

1. Организационный момент. Релаксация.

2. Актуализация знаний.

а)  - Сегодня мы с вами будем исследователями.

     - Кто такие исследователи?

     - Какими близкими по значению словами их можно заменить?    

        (путешественник, первопроходец,...)

     - Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….

      А вот в какую страну послушайте.

         

          Привет, друзья!

          Примите приглашение.

          В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

          Познаете вы много разных тайн.

          Морфемы тут живут и здесь, и там.

   - Что за страну мы посетим?

   - Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).

- Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс,                                                  приставка, окончание).

 - Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику.  И исследовали один из островов. Что это за остров?
- Расскажите об этом острове (
Корень — это...).
б)  
Игра «Верно, неверно».
-
Верно ли, что… 
У: …слова портной и портфель произошли от одного
исторического слова?
Д:   -Неверно. Слово портной исконно русское слово и произошло от слова порт, что означает «полотно». Слово портфель произошло от французского слова портер, что значит «носить»).
У:слова ветеран  и ветчина произошли от одного
исторического слова?

Д: -Верно. Слова ветеран и ветчина произошли от латинского слова ветус, что означает «старый»).
У :слово газета образовано от слова газ?
Д: -Неверно. Слово газета образовано от итальянского слова газа, что значит «сорока». Изображение сороки было на мелкой монете, которую отдавали раньше за лист бумаги с информацией. Слово газ произошло от греческого хаос, что значит «беспорядок».
У: …слово мелодия  можно проверить словом милый?
Д: - Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый от латинского милис — «нежный, спокойный».
У: …слова плотник и плот родственные?
Д: - Верно. В древности словом плот называли соединённые друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делают плотники.

в) - Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
А что это за остров отгадайте.
- Служит для образования новых слов.                                                                   - Часть слова.                                                                                                             - Стоит рядом с корнем.                                                                                            - Может состоять из 1,2,3,4 букв? И т.д.
(
Это приставка).
- Кто внимательно слушал, тот уже сможет
сформулировать правило. (дети составляют правило).
г)
Как вы думаете, когда исследователь начинает работу, то какое у него настроение?
У вас на парте есть у каждого листочки, попробуйте составить выражение лица, какое у вас настроение — такое и выражение
лица, но составлять мы будем с помощью символов Морфемики.

У меня человечек немного грустный, но я думаю, что в конце урока он улыбнётся, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями.
- А какой человечек получился у вас? (У кого грустный — я думаю он к концу урока повеселеет, а у кого уже весёлый — я надеюсь он останется таким до конца урока).

3. Минутка чистописания.
-
И так начнём мы наше исследование с того, что выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». (Индивидуальная работа по карточкам – каждый работает по индивидуальному образцу). Взаимопроверка.
Зарубить на носу.      
- Как вы понимаете — зарубить на носу? (запомнить)
- Подберите однокоренные слова? Какой корень?
- Что мы можем сказать о части слова, которая стоит
перед корнем. Докажите, что это приставка.

4. Словарный диктант.
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака      корозаяц                                                                                                -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят       огорбузы               помипуста               моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.
5. Физминутка.

6. Упражнения в нахождении приставки.

1. Элементы какографии (устно).
Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте.
Я хадил сегодня н лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.
2. Исправьте ошибки и найдите слова с приставками.
3. Работаем по плану.                                                                                               а) Доказать. что приставка часть слова.
б) Исследовать. для чего служит приставка.
в) Вспомнить отличия приставки и предлога.
4. Приставка — часть слова. 
Приставки великие труженицы. Если мы зададимся целью отыскать хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы не было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. Хотите в этом убедиться? Давайте вспомним стихи Агнии Львовны Барто, которые вам читали, когда вы были совсем маленькие.
(Дети вспоминают).
Работа группой. (Каждой группе раздаются листочки из произведения А.Барто, нужно найти слова с приставкой и доказать, что она часть слова).
- Если даже в детских стихах мы обнаружили множество слов с приставками, что говорить о более сложных литературных произведениях.
5. Для чего служит приставка.
а)  - А сейчас давайте поиграем в игру с приставками.
Представьте. что вы сидите перед телевизором.

У: - Я вам говорю: в-  Что вы сделаете?                                                               Д: - Включим телевизор.                                                                                        У: - А если скажу: пере- ?                                                                                      Д: - Переключим телевизор на другой канал.                                                      У: - А если вы-?                                                                                                       Д: - Выключим телевизор.                                                                                     У: -Какой вывод можно сделать?                                                                          Д: - Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.

Пере-

За-

При-

Раз-

До-

              - считать

Под-

От-

По-

На-

Вы-

Чтобы исследовать до конца этот пункт – для чего служит приставка, поиграем дальше.       1 вариант.

                                                    2 вариант.

Пере-

Из-

При-

Раз-

До-

                - учить

Под-

От-

По-

На-

Вы-

Работаем по вариантам, а затем проверка по сигнальным картам.

У: - Итак, для чего служит приставка?

6. Приставки и предлоги.

а) Работа по учебнику упр. 145.
- Подробное объяснение — сравнение приставки и предлога.                      
Выборочное списывание. 

б) Игра «Да — нет».
Хлопните всего разок.                                                                                               Если в слове есть предлог,
А приставку услыхали —
Хором все её назвали.  

Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.

7. Итог урока.
а) Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке.  Для этого проведём тестирование.                                                                                             (На партах тест на листочках — у каждого).
1. Корень это:
а) часть речи —
п                                                                                                       б) часть слова — м
2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении —
н
б) для образования новых слов —
о
3. Приставка стоит:
а) перед корнем -
л
б) после корня — с                                                                                                          4. Приставка это:
а) изменяемая часть слова —
а
б) неизменяемая часть слова — о
5. Чтобы найти в слове корень надо:
а) изменить форму слова —
т
б) подобрать однокоренные слова — д
6. Укажите правильную схему разбора слов:

А)        -  о

Б)      -  е

7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок —
ч
б) записка — ц
- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец».
б) И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим
,

так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.

8. Домашнее задание.

* красные карточки – сочинение «Путешествие по острову Приставок»              с индивидуальным заданием для каждого уч-ся.
* синие карточки — упр. 1, 2, стр. 110. 
* зелёные карточки - упр. 1 стр. 110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка по теме "Суффикс и его роль в слове" 3 класс

Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей...

русский язык 3 класс ""Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.""

Тип урока:   обобщение и закрепление пройденногоЦель:  Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и  значимых частях слова.Задачи: Образовательные:...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.

Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...

Русский язык. Тема урока Суффикс и его роль в слове.

Данный урок является вторым в разделе "Суффикс" по программе "Школа 2100". Автор учебника Р.Н. Бунеев. Ознакомение со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке; закрепление умений распознав...