Памятки по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме

Жамсаранова Наталья Александровна

В начальных классах младшим школьникам на уроках очень хорошо помогают индивидуальные памятки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_po_russkomu_yazyku.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки

по русскому языку

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]


ЖИ – ШИ -  пиши с буквой И


ЧА – ЩА  - пиши с буквой А


ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У



ЧК,  ЧН,  НЧ,  НЩ,  РЩ  -  пишутся

без мягкого знака.

    Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (пень, пеньки)



    Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

    (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)


Сколько в слове гласных, столько и слогов.


      Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку  или оставлять на строке.

     Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

     При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится.


Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).

   Дома – домик, носы - нос


Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.


Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.


  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


Разбор предложения.


   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое,  нераспространённое


 Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?

Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)


Мужского рода  (он мой)

Женского рода  (она моя)

Среднего рода  (оно моё)


     Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  1. по числам (единственное, множественное)
  2. по родам (мужской, женский, средний)


Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.


    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч.  (я рисую,   ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)


Частица НЕ с глаголом пишется отдельно


    Личное местоимение – это часть речи, которая  указывает на предмет

 не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.



     Предлоги пишут отдельно от других слов.         Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


                (Я живу в доме.  

               Я живу в (каком?) доме?

               Я живу в большом доме.)


  1.     Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по  смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима,  зимушка,  перезимовать, зимовка)


  1. Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес,  лесок,  лесник,  лесной,  перелесок)


  1. Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или  их частей.

                О, Е – соединительные гласные.

               (водопровод,   самолёт,  вездеход)          

Как подготовиться

к письму по памяти

  1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

  1. Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. Озаглавь.

  1. Найди в тексте опорные слова.

  1. Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.

  1. Найди слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

  1. Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

    После того как напишешь изложение, не

    забудь проверить свою работу.

Как составить текст-повествование

   Определи:

  1. О чём ты будешь рассказывать (какова тема текста)?

  1. Какая мысль в рассказе будет основной?

  1. Как лучше озаглавить текст?

  1. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части - зачине)?

  1. О чём ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завер-

        шилось)?

  1. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

Как составить текст-описание

  1. Выдели признаки предмета, который нужно описать.

  1. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

  1. Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать.

Как составить текст-рассуждение

  1. Кратко назови то, что ты будешь доказывать.

  1. Подумай, как можно построить своё доказательство. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…»

Как составить план текста

Чтобы составить план текста, нужно:

  1. Разделить текст на законченные по смыслу части.
  2. Определить основную мысль каждой части.
  3. Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль.

Порядок

звуко-буквенного разбора слова

  1. Сколько в слове слогов?
  2. На какой слог падает ударение?
  3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены?
  4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  5. Количество звуков и букв в слове.

Порядок разбора слова по составу

  1. Окончание 

Измени слово по числам, падежам или лицам. Найди изменяемую часть.

  1. Корень

Подбери два-три однокоренных слова, выдели общую часть.

  1. Приставка

Сравни однокоренные слова с разными приставкам или без приставки.

  1. Суффикс

Подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса.

Образец устного разбора

Дошкольник

  1. Изменяю по падежам: дошкольник, у дошкольника, к дошкольнику. В слове дошкольник – нулевое окончание.
  2. Однокоренные слова: школьник, школа. В слове дошкольник корень –школ-.
  3. Пришкольный, школьный, дошкольник. Приставка до-.
  4. Школа – дошкольник. Суффикс –ник-.

Образец письменного разбора

                                            дошкольник

Порядок разбора имени

существительного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Род. Склонение.
  4. Падеж. Число.
  5. Роль в предложении.

Образцы разбора

Солнце освещает землю.

Устный разбор

  1. Землю – существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
  2. Начальная форма – земля.
  3. Женского рода, 1-го склонения.
  4. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе.
  5. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: освещает (что?) землю.

Письменный разбор

  1. Землю – сущ. (что?)
  2. Н.Ф. – земля
  3. Ж.р., 1-го скл.
  4. В вин.п., в ед.ч.               5. Вт.чл.

Как определить падеж существительного

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
  2. По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

Как определить склонение

имени существительного

(в именительном падеже)

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце; в И.п. ед.ч. нулевое окончание; значит, существительное тетрадь 3-го склонения.

Порядок разбора имени прилагательного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой

    вопрос отвечает.

  1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  2. Род (в ед.числе),  падеж, число.
  3. Роль в предложении.

Образцы разбора

Цветёт алая гвоздика.

Устный разбор

  1. Алая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?
  2. Начальная форма – алый.
  3. Употреблено в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
  4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: гвоздика (какая?) алая.

Письменный разбор

  1. Алая – прилаг. (какая?)
  2. Н.Ф. – алый
  3. В ж.р., в Им. п., в ед.ч.
  4. Вт.чл.

Как определить падеж имени прилагательного

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить падеж существительного.
  3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются. Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к  домам (Д.п.)  (каким?) новым (Д.п.);

за  домами (Т.п.)  (какими?) новыми (Т.п.)


Порядок разбора глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (неопределённая форма глагола). Спряжение.
  3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
  4. Роль в предложении.

Образцы разбора

Дует лёгкий ветерок.

Устный разбор

  1. Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?
  2. Начальная форма – дуть, I спряжение.
  3. Глагол употреблён в настоящем времени, в

     3-м лице, в единственном числе.

  1. В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.

Письменный разбор

  1. Дует – гл. (что делает?)
  2. Н.Ф. – дуть, I спр.
  3. В наст.вр., в 3-м л., в ед.ч.
  4. Сказуемое

Правописание безударных личных окончаний глаголов

  1. Определить время, лицо и число глагола.
  2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (таять, светить).
  3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение                    II спряжение

-ешь                                 -ишь

-ет                                    -ит

-ем                                   -им

-ете                                  -ите

    -ут (-ют)        -ат (-ят)

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Устный разбор

Просьба

В слове просьба 2 слога, ударение падает на первый слог: про'сьба.

Гласные звуки:

первый – ударный [о], обозначен буквой о; второй – безударный [а], обозначен буквой а.

Согласные звуки:

[п] – глухой, твёрдый, обозначен буквой п.

[р] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой р.

[з’] – звонкий, мягкий, обозначен буквой с; мягкость звука обозначена буквой ь.

[б] – звонкий, твёрдый, обозначен буквой б.

В слове просьба – 6 звуков, 7 букв. Буква ь звука не обозначает

Письменный разбор

Про/сьба – 2 слога

п – [п] – глух., тв.,

р – [р] – звонк., тв.,

о – [о] – гл., ударн.,

с – [з’] – звонк., мягк.,

ь 

б – [б] – звонк., тв.,

а – [а] – гл., безударн.

___________________

7б., 6 зв., 2 гл., 4 согл.,

3 тв., 1 мягк..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".

Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....

Это надо знать (памятка по русскому языку)

Основные правила по русскому языку для младших школьников с примерами. Материал взят с сайта http://naurokax.ru/nuzhno-znat.htm...

Памятки по русскому языку для 2 класса

Звуки и буквы в русском языке, Ь, обозначающий мягкость, безударная гласная, парный согласный, разбор предложения, имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлоги ...

Памятки по русскому языку

в памятках подробно описывается работа с орфограммами...

памятки по русскому языку

памятки по русскому языку помогают детям легко выполнить фонетический анализ слова...

памятка по русскому языку

как делать работу над ошибками...