Развитие письменной речи. Изложения.4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Подборка текстов изложений, которые можно использовать на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по развитию письменной речи. Изложения. 4 класс.

МАЛЬЧИК И ШАРИК

На берегу речки стояла избушка. Отец и мать с утра ушли на базар. Дома остался один мальчик. Он сидел на крыльце и глядел на своего друга Шарика, который лежал у конуры на цепи.

Вдруг поднялся сильный вихрь. Чёрные тучи покрыли небо. Засверкала молния, загремел гром, и полил страшный дождь. Мальчик в испуге поспешил домой, а собака забралась в конуру. От сильного ливня речка поднималась всё выше и выше и наконец стала приближаться к конуре собаки и к избе.

Видел мальчик, как бушевала вода, как затопляла она конуру Шарика, который рвался на цепи и жалобно выл. Не вытерпел ребёнок и побежал спасать друга. Вот он добежал по воде до конуры собаки, схватил цепь и освободил Шарика, который вплавь бросился к избе.

В это время вода поднялась ещё выше, а ветром сбило ребёнка с ног. Он стал тонуть и громко закричал. Шарик обернулся, быстро подплыл к мальчику, схватил его за рубашку и вытащил на крыльцо

ПЛАН

  1. Мальчик и Шарик дома.
  2. Гроза.
  3. Вода затопляет конуру Шарика.
  4. Мальчик спасает Шарика.
  5. Шарик спасает мальчика.

Слова: на крыльце, вихрь, приближаться, бушевала, не вытерпел, освободил, вплавь, обернулся, вытащил.

ХРАБРЫЙ ЗАЯЦ

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадет с дерева ком снегу, — у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Крикнул зайчик на весь лес: «Никого я не боюсь!» Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи, — все слушают, как хвастается заяц — длинные  уши,   косые   глаза,   короткий   хвост.   Не   бывало ещё, чтобы заяц не боялся никого.

Все спрашивали: «Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?» Заяц отвечал: «И волка не боюсь, и лисицы, и медведя, никого не боюсь! Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем!» Кричат зайцы про волка, а волк тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить». И слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого волка, поминают. Он  остановился,   понюхал   воздух   и   начал   подкрадываться.

Совсем близко подошёл иол к к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше хвастун-заяц—• косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

Серый волк подумал: «Э, брат, погоди, кот я тебя-то и съем». Волк начал высматривать, который заяц хвастается своею храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.

Хвастун-заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил: «Слушайте вы, трусы! Смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку».

Тут у хвастуна язык точно примёрз. Заяц увидел глядевшего на него волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть. Дальше случилась совсем необыкновенная вещь. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. Долго бежал несчастный заяц, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему всё казалось, что волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А волк в это время бежал в другую сторону. Когда заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И волк убежал.

ПЛАН

  1. Зайчик в лесу всего боялся.
  2. Заяц вырос и расхрабрился.
  3. Волк бродил возле собрания зайцев.
  4. Хвастун-заяц увидел волка.
  5. Заяц со страха упал на волчий лоб.
  6. Заяц замертво свалился под куст.
  7. Бегство волка.

Слова: вспорхнёт, волчьим, подкрадываться, разыгравшимся, высматривать, необыкновенная, волчьей, перевернулся, стрекача, собственной, несчастный, обессилел.

крутиголовки

Наша кошка увидела на дереве дупло и подумала, что там гнездо какой-нибудь птички. Она захотела съесть птенчиков. Залезла кошка на дерево и видит: на дне дупла гадючата копошатся, извиваются. Да как зашипят! Кошка струсила, прыг с дерева — только бы ноги унести!

А в дупле-то были совсем не гадючата, и птенцы-крутиголовки. Это у них фокус такой, чтобы от врагов защищаться. Головами крутят, шеями вертят, — шейки у них, как змейки, извиваются. Да при этом они ещё и шипят по-гадючьи. Ядовитых-то гадюк всякий боится. Вот маленькие крутиголовки и подражают гадюке, чтобы врагов напугать.

ПЛАН

  1. Что увидела кошка на дереве?
  2. Что хотела сделать кошка?
  3. Кого она увидела на дне дупла?
  4. Почему кошка струсила и убежала?
  5. Как птенцы-крутиголовки защищаются от врагов?
    Слова:  
    гадючата,  копошатся,  птенцы-крутиголовки,  шипят

по-гадючьи.

ДЯТЕЛ

В лесу, на высокой старой осине, и дупле было у дятла гнездо, а в нём сидела его подруга и высиживала яйца. Ранней весной оба дятла немало потрудились над устройством своего
гнезда. Долго летали они с дерева на дерево, пока выбрали эту дуплистую осину.

Оба дятла поочерёдно сидели на яйцах, пока наконец не вышли  им  них  птенцы,  уродливые, большеголовые.

Усердно начали теперь бегать отец с матерью по деревьям и добывать, жучков и личинок для своих ненасытных детей. Они спускались к муравейнику, засовывали в него свои длинные зазубренные язычки и таскали кучами муравбёв, их личинок и муравьиные яйца.

Но вот у молодых дятлов выросли перья, и их лапки и хвостики окрепли. Родители начали выводить их из дупла и учить лазить по деревьям , и добывать себе корм.

Научившись добывать себе корм, молодые дятлы оставили родителей и разлетелись в разные стороны, чтобы начать жить самостоятельно.

ПЛАН

  1. Гнездо дятла на высокой осине.
  2. Птенцы дятла, их кормление.
  3. Самостоятельная жизнь молодых дятлов.

Слова: поочерёдно, большеголовые, ненасытные, зазубрен-ный,

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ.

Художник А. К. Саврасов

ПЛАН К РАССКАЗУ ПО КАРТИНЕ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»

Краткое вступительное слово учителя о замечательном художнике А. К. Саврасове.

План

1.        Признаки наступления весны:

а)        голубое небо,

б)        таяние снега,

в)        появление проталин,

г)        набухание почек на деревьях,

д)        половодье.

  1. Прилёт грачей.
  2. Забота о жилище:

а)        выбор места,        ■

б)        устройство новых гнёзд и починка старых,

в)        крик, шум.

Заключение

Весна наступила.

ЗАБЛУДИЛИСЬ.

Художник В. С. Баюскин

ПЛАН К РАССКАЗУ ПО КАРТИНЕ «ЗАБЛУДИЛИСЬ»

Вступление

  1. Время года.
  2. Зачем Оля и Володя пошли в лес?
  3. Что они взяли с собой?

Главная   часть

  1. Какие грибы собирали Оля и Володя?
  2. Где их искали?
  3. Сколько грибов набрали они?
  4. Куда завела их белка?
  5. Что так испугало Олю?

Заключение Как дети выбрались из леса?

Дополнительная тема

«ЛЕС ЛЕТОМ»

                                                               ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

  1. Грибы..
  2. Птицы-

  1. Деревья, кусты.        3. Цветы.
  2. Трава.        4. Ягоды.



Предварительный просмотр:

Работа по развитию письменной речи. Изложения. 4 класс.

МАЛЬЧИК И ШАРИК

На берегу речки стояла избушка. Отец и мать с утра ушли на базар. Дома остался один мальчик. Он сидел на крыльце и глядел на своего друга Шарика, который лежал у конуры на цепи.

Вдруг поднялся сильный вихрь. Чёрные тучи покрыли небо. Засверкала молния, загремел гром, и полил страшный дождь. Мальчик в испуге поспешил домой, а собака забралась в конуру. От сильного ливня речка поднималась всё выше и выше и наконец стала приближаться к конуре собаки и к избе.

Видел мальчик, как бушевала вода, как затопляла она конуру Шарика, который рвался на цепи и жалобно выл. Не вытерпел ребёнок и побежал спасать друга. Вот он добежал по воде до конуры собаки, схватил цепь и освободил Шарика, который вплавь бросился к избе.

В это время вода поднялась ещё выше, а ветром сбило ребёнка с ног. Он стал тонуть и громко закричал. Шарик обернулся, быстро подплыл к мальчику, схватил его за рубашку и вытащил на крыльцо

ПЛАН

  1. Мальчик и Шарик дома.
  2. Гроза.
  3. Вода затопляет конуру Шарика.
  4. Мальчик спасает Шарика.
  5. Шарик спасает мальчика.

Слова: на крыльце, вихрь, приближаться, бушевала, не вытерпел, освободил, вплавь, обернулся, вытащил.

ХРАБРЫЙ ЗАЯЦ

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадет с дерева ком снегу, — у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Крикнул зайчик на весь лес: «Никого я не боюсь!» Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи, — все слушают, как хвастается заяц — длинные  уши,   косые   глаза,   короткий   хвост.   Не   бывало ещё, чтобы заяц не боялся никого.

Все спрашивали: «Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?» Заяц отвечал: «И волка не боюсь, и лисицы, и медведя, никого не боюсь! Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем!» Кричат зайцы про волка, а волк тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить». И слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого волка, поминают. Он  остановился,   понюхал   воздух   и   начал   подкрадываться.

Совсем близко подошёл иол к к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше хвастун-заяц—• косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

Серый волк подумал: «Э, брат, погоди, кот я тебя-то и съем». Волк начал высматривать, который заяц хвастается своею храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего.

Хвастун-заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил: «Слушайте вы, трусы! Смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку».

Тут у хвастуна язык точно примёрз. Заяц увидел глядевшего на него волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть. Дальше случилась совсем необыкновенная вещь. Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. Долго бежал несчастный заяц, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему всё казалось, что волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

А волк в это время бежал в другую сторону. Когда заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И волк убежал.

ПЛАН

  1. Зайчик в лесу всего боялся.
  2. Заяц вырос и расхрабрился.
  3. Волк бродил возле собрания зайцев.
  4. Хвастун-заяц увидел волка.
  5. Заяц со страха упал на волчий лоб.
  6. Заяц замертво свалился под куст.
  7. Бегство волка.

Слова: вспорхнёт, волчьим, подкрадываться, разыгравшимся, высматривать, необыкновенная, волчьей, перевернулся, стрекача, собственной, несчастный, обессилел.

крутиголовки

Наша кошка увидела на дереве дупло и подумала, что там гнездо какой-нибудь птички. Она захотела съесть птенчиков. Залезла кошка на дерево и видит: на дне дупла гадючата копошатся, извиваются. Да как зашипят! Кошка струсила, прыг с дерева — только бы ноги унести!

А в дупле-то были совсем не гадючата, и птенцы-крутиголовки. Это у них фокус такой, чтобы от врагов защищаться. Головами крутят, шеями вертят, — шейки у них, как змейки, извиваются. Да при этом они ещё и шипят по-гадючьи. Ядовитых-то гадюк всякий боится. Вот маленькие крутиголовки и подражают гадюке, чтобы врагов напугать.

ПЛАН

  1. Что увидела кошка на дереве?
  2. Что хотела сделать кошка?
  3. Кого она увидела на дне дупла?
  4. Почему кошка струсила и убежала?
  5. Как птенцы-крутиголовки защищаются от врагов?
    Слова:  
    гадючата,  копошатся,  птенцы-крутиголовки,  шипят

по-гадючьи.

ДЯТЕЛ

В лесу, на высокой старой осине, и дупле было у дятла гнездо, а в нём сидела его подруга и высиживала яйца. Ранней весной оба дятла немало потрудились над устройством своего
гнезда. Долго летали они с дерева на дерево, пока выбрали эту дуплистую осину.

Оба дятла поочерёдно сидели на яйцах, пока наконец не вышли  им  них  птенцы,  уродливые, большеголовые.

Усердно начали теперь бегать отец с матерью по деревьям и добывать, жучков и личинок для своих ненасытных детей. Они спускались к муравейнику, засовывали в него свои длинные зазубренные язычки и таскали кучами муравбёв, их личинок и муравьиные яйца.

Но вот у молодых дятлов выросли перья, и их лапки и хвостики окрепли. Родители начали выводить их из дупла и учить лазить по деревьям , и добывать себе корм.

Научившись добывать себе корм, молодые дятлы оставили родителей и разлетелись в разные стороны, чтобы начать жить самостоятельно.

ПЛАН

  1. Гнездо дятла на высокой осине.
  2. Птенцы дятла, их кормление.
  3. Самостоятельная жизнь молодых дятлов.

Слова: поочерёдно, большеголовые, ненасытные, зазубрен-ный,

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ.

Художник А. К. Саврасов

ПЛАН К РАССКАЗУ ПО КАРТИНЕ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»

Краткое вступительное слово учителя о замечательном художнике А. К. Саврасове.

План

1.        Признаки наступления весны:

а)        голубое небо,

б)        таяние снега,

в)        появление проталин,

г)        набухание почек на деревьях,

д)        половодье.

  1. Прилёт грачей.
  2. Забота о жилище:

а)        выбор места,        ■

б)        устройство новых гнёзд и починка старых,

в)        крик, шум.

Заключение

Весна наступила.

ЗАБЛУДИЛИСЬ.

Художник В. С. Баюскин

ПЛАН К РАССКАЗУ ПО КАРТИНЕ «ЗАБЛУДИЛИСЬ»

Вступление

  1. Время года.
  2. Зачем Оля и Володя пошли в лес?
  3. Что они взяли с собой?

Главная   часть

  1. Какие грибы собирали Оля и Володя?
  2. Где их искали?
  3. Сколько грибов набрали они?
  4. Куда завела их белка?
  5. Что так испугало Олю?

Заключение Как дети выбрались из леса?

Дополнительная тема

«ЛЕС ЛЕТОМ»

                                                               ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

  1. Грибы..
  2. Птицы-

  1. Деревья, кусты.        3. Цветы.
  2. Трава.        4. Ягоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Развитие письменной речи

Система упражнений по развитию письменной речи учащихся 2-4 классов...

Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.

Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...

Работа по развитию письменной речи. Изложения. 3 класс.

Данный материал можно использовать на уроках русского языка по развитию речи. Упражнения и тексты изложений разные по сложности, можно брать выборочно....

«РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

Игра для развития письменной речи (1 класс)

Цели:Развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности....

Программа по развитию письменной речи 3-4 класс

Программа по развитию письменной речи 3-4 класс...