Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

 Хрупина Раиса Михайловна

 Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми нового знания и формирования УУД.   С небольшими изменениями можно использовать для любого УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok3.doc1003 КБ

Предварительный просмотр:

 

               Автор:

                                                                         Хрупина Раиса Михайловна

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         МОБУ «Агалатовская СОШ»

                                                                         Ленинградская область

                                                                         Всеволожский район

                                                                         п. Агалатово

Урок 3

Тема урока. Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Тип урока: «открытие» новых знаний

          Цель урока: формировать умение писать с заглавной буквы имена собственные.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих названия городов, сел, деревень, озер, морей.

- повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных;

- развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность учащихся;

-воспитывать любовь к родному краю;

- формировать УУД: ставить и решать учебные задачи, осуществлять самоконтроль,   операции анализа, сравнения.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебники русского языка, мультимедийное оборудование,

слайды, магнитная доска, аудиокассета с музыкой, сигнальные карточки, звёздочки.

Ход урока.

I. Организационный момент

( звучит музыка)

Уч.   Какое прекрасное весеннее утро.

         Я рада всех вас видеть.

         Давайте, улыбнемся друг другу, я желаю вам творческих успехов.                                                                                    

         Сегодня на уроке продолжим работу по теме «Слово-имя собственное».

         Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания.

Уч. Прочитайте буквы, записанные на доске  

        А  М  Е  У  Я О И Ю  Э

Уч. Подумайте  и скажите, что их объединило?

Д.  Все буквы заглавные.

Уч. Для чего нам нужны заглавные буквы?

Д.  Начало предложения пишем с большой буквы и имена собственные.

Уч. Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните почему?

Д. Сегодня мы будем писать заглавную букву М. Эта буква лишняя, потому что она согласная, а остальные гласные.  

Уч. Определите порядок следования букв в данной цепочке.

        МмМммМмммМ

Д. За заглавной буквой М идет строчная буква м. Буква строчная постоянно увеличивается на одну.

Уч. Запишите данную цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

       Самопроверка:

       Сравните свое написание с написанием букв на доске, подчеркните ту букву, которая написана красиво и правильно.

Физкультминутка для глаз:

III. Новая тема

Уч.   Вспомните, над какой темой мы работаем.

Д.    Слово-имя собственное.

Уч.  Что мы знаем об именах собственных?

Д. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных - это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Уч.  Прочитайте главный вопрос нашего урока.

Д.   Как правильно писать названия городов, сел, деревень, озер, морей.

Уч. Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую исследовательскую работу.

       Прочитайте, что написано на доске  

Летом наша семья путешествовала по России. Мы побывали в ее крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге. Погостили у бабушки в поселке Вартемяги. Она живет на улице Садовая. Рядом находится озеро Безымянное. Путешествие – интересный и полезный отдых!

Д.    На доске  написан текст.

Уч.   Прочитайте в тексте название страны?

Д.     Россия.

Уч.   С какой буквы написано название страны?

Д.    Название страны написано с большой буквы.

Уч.  Найдите в тексте название городов.

Д.    Москва, Санкт-Петербурге.

Уч.  Как написано название городов?

Д.    Название городов написано с большой буквы.

Уч.  Прочтите название поселка.

Д.    Поселок Вартемяги.

Уч.   Как написано название поселка?

Д.    Название поселка написано с большой буквы.

Уч.   Что еще написано в тексте с большой буквы?

Д.  С большой буквы написана улица – Садовая, название озера – Безымянное.

Уч.   Сформулируйте правило по ходу нашего рассуждения.

Д.   Названия стран, городов, поселков, улиц, озер пишутся с большой буквы - это имена собственные.

Уч.   Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, озер и рек – это орфограмма.

Уч.    Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте вывод.

Д.   Название городов, сел, деревень, озер, морей – это имена собственные.

IV. Словарная работа.

Уч.   Как называется наша страна?

Д.    Россия.

Уч.  Прочитайте это слово в учебнике на стр. 55.  

        Объясните орфограммы.

Д.  Название страны пишу с большой буквы, запоминаю безударную гласную о и удвоенную согласную сс.

Уч.    Как называется главный город нашей страны?

Д.      Москва.

Уч.    Прочитайте это слово в учебнике.

         Объясните орфограммы.

Д.  Названия городов пишу с большой буквы, запоминаю безударную гласную о.

Уч.    Прочитайте словарные слова    по слогам

         Запишите в тетрадь.

      Самопроверка: (читаем слово в учебнике, читаем это слово в тетради, сравниваем).

Уч.    Какую новую орфограмму подчеркнули?

Д.   Мы подчеркнули заглавную букву Р и М. Названия стран и городов пишем с большой буквы.

Уч.  Многие из вас были в Москве. Что вам запомнилось, о чем бы вы хотели рассказать (выслушивание 2-3 учеников).

Уч. Скажите, почему многие туристы хотят посетить эти исторические места?

Д.    В Москве  много исторических памятников. Все люди хотят посмотреть Красную площадь, Кремль, Мавзолей, Царь пушку и Царь колокол (показ отдельного  фрагмента   из презентации « Прогулки по Москве»)

Уч.  Подумайте и скажите, почему в народе так говорят: «Нет в мире краше Родины нашей»?

Д.   Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы и книги…

           Физкультминутка. (Комплекс  ритмический движений под музыку, рассчитанных на     работу   разных групп мышц)

V. Закрепление.  Работа по учебнику.

Уч.   Найдите упр. 48 на странице 56. Прочитайте текст.

        Всё ли вам понятно?

        Прочитайте задание.

        Есть ли у вас вопросы?

        Выполните задание самостоятельно.

        Подчеркните новую орфограмму.

Проверка: (фронтально, по «цепочке»)

Обратная связь через сигнальные карточки.

Самоконтроль:

                -Покажите сигнальные карточки, кто написал правильно (учесть).

                -Покажите сигнальные карточки, кто исправил ошибку во время проверки  (учесть).

VI. Итог урока.

Уч.  Какой вопрос возник в течение урока?

Д.    Как правильно писать название городов, сел, деревень, озер, морей?

У.    Удалось ли вам ответить на этот вопрос?

Д.    Да.

Уч. Так как же вы будете  писать названия городов, сёл, деревень, озёр, морей?

Д.   Названия городов, сёл, деревень, озёр, морей  - это имена собственные. Имена собственные пишем с большой буквы.

Уч.    У вас на партах приклеены звездочки.

         Выберите и покажите, какой цвет звездочки соответствует вашему настроению.

        Покажите эти звездочки мне и прикрепите их на магнитную доску.

        Что у нас получилось?

Д.    У нас получилась большая звезда. (звучит музыка)

Уч. Вот и зажглась еще одна звезда, потому что сегодня на уроке мы работали дружно и узнали много нового. Пусть для вас эта звезда будет счастливой.

        Какое имя мы дадим нашей звездочке?

Д.    Звездочка 1а класса, Волшебная, Агалатово  как наш посёлок…

Уч.   Какая  новая орфограмма спряталась в названных словах?

        Спасибо вам за урок. Молодцы!

Используемые источники:

 Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для первого класса. - М.: Просвещение, 2009.

 Отдельный  фрагмент (Исторические места) из презентации « Прогулки по Москве» Автор:   Быковская Мария Александровна, сайт http://www.rusedu.ru/detail_3366.html                                                                                        

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая буква в названиях стран, городов, деревень.

Правописание большой буквы в названиях стран, городов , деревень...

Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.

Проблемный урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных»   использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми нов...

Раздел « Слово», пятый урок по теме «Слово – имя собственное»

Учетно-контрольный урок русского языка в 1 классе. Использовать  по программе « Школа России» для контроля знаний, умений учащихся по теме «Слово-имя собственное ». С небольшими изменениями можно...

Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме "Большая буква в названиях стран, городов, деревень,рек."

Урок-исследование. Дети самостоятельно работают по атласу, добывают знания, делают выводы.К уроку подготовлена презентация....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек"

Презентация подготовлена к открытому уроку  по русскому языку в 1 классе по УМК "Планета Знаний"....