Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Времена глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Методическая разработка урока по русскому языку ( развитие речи) , тема урока "Времена глаголов" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, г. Новороссийск

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

муниципального образования город Новороссийск

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку

Тема   урока: «Времена    глаголов»

(4 класс, система  Л.В.Занкова)

учителя начальных классов

Новак  Елены   Евгеньевны

МАОУ СОШ № 33

г. Новороссийск

Краснодаркий  край

МИР  КУЛИНАРНОГО  РЕЦЕПТА

Цели:

образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся о глаглле, закрепление знаний определять признаки глагола, орфограммы «Безударные личные окончания глаголов»;

развивающие: развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать, формирование умения принимать участие в обсуждении поставленных  вопросов, развитие мышления, внимания, памяти, письменной и устной речи;

воспитательная: воспитание любви к русскому языку, воспитание интереса к обучению, чувства коллективного сопереживания и сотрудничества, сплоченности.

Оборудование:  листы   для детей.

Ход урока.

  1.          Организационный момент

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

            Вышивает или пашет,

            Или забивает гол,

            Варит, жарит, моет, чистит

            Всё расскажет нам... (глагол!)

  1.      Актуализация  знаний.

Учитель:  Откуда у глагола такое название? Вспоминайте:  Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро,,,

Рассказать нам об этом может «Толковый словарик живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля «Глагол- слово, речь, мысль... Глаголь- название буквы Г в славянской и русской азбуке»

  1.  Сообщение темы  и цели урока.

Учитель:  Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы будем: упражняться, закреплять, повторять и  обобщать, а ещё писать, разбирать слова,  а необычного в том, что мы  с  вами сегодня   шеф повара - будем  на уроке составлять кулинарные  рецепты.

  1.  Подготовительная  работа

Корректировка предложений с повторами, типа: надо взять, надо положить, надо, надо...

Заменить конструкциями с другими глагольными формами (берут, кладут) подбор синонимов к слову надо.

(Последовательность действий: сначала, потом, затем, после этого, в конце).

Наблюдение за глаголами,: взять, положить, налить (отметить, что данные слова, скорей, приказывают, чем советуют).

Используем глаголы 1 л. будущего времени: возьмём, нальём, положим

или глагол 3 л.: берут, ставят, кладут, делают так.

Или  глагол неопределённой формы.

  1. Прочитать несколько рецептов.

           Картофель  жареный.

            Картофель нужно очистить, промыть, нарезать ломтиками, брусочками, соломкой. Положить нетолстым слоем на разогретую с маслом сковороду, добавить соль (посолить) и обжарить, перемешивая на среднем огне до образования румяной корочки, 10-12минут.

            Готовый картофель вынуть шумовкой, положить (выложить) на сито или дуршлаг.

Жареный картофель можно  подавать  с овощами и мясом.

Учитель: Какая речь ? (Выяснить, что речь чёткая, деловая.)

Задача: сообщить точные сведения о том:

-как что-то приготовить,

-какие взять продукты,

- какие действия,

-в какой последовательности выполнять.

Учитель:  Кто сам любит готовить?  Хочу вам предложить  научиться писать рецепт любимого блюда.

Рецепт- это инструкция. Характеристика способа действия, а значит, используются глаголы, строятся предложения с перечислением действий, в которых ставятся запятые.

Учитель:  На  какие вопросы отвечают названия действий в этом тексте?

Изменить, чтобы они отвечали на вопрос: «Что делаем?» (прочитайте с этими глаголами)

Учитель:  Можно так написать в рецепте?  (Можно)

Учитель:  А так, чтобы глаголы отвечали на вопросы: «что делаем?» или «Что сделают?» . Прочитайте, охарактеризуйте  время, лицо, число.

(Учитель достаёт пачку макарон )

учитель: Кто когда-  нибудь  ел варёные макароны?

Учитель: А кому понравилось?

Учитель: Сейчас мы с вами попробуем составить рецепт приготовления отварных макарон.

На доске:

 - посолите

 - налейте

-  опустите

-  слейте

Учитель: Опираясь на набор слов, уточнений, какие действия необходимо выполнить и в каком порядке?

На доске открыта «канва» рецепта.

В кастрюлю...

варить 20 минут. Положите в раковину дуршлаг и...

(Дети продолжают предложения.)

Учитель: Чтобы был вкус, что надо добавить в воду?  (Посолить)

Учитель: Сразу будем класть макароны?  (Нет)

Учитель Когда надо класть макароны? (когда закипит вода)

Учитель: Это важно для рецепта?  (Да)

  получился рецепт.

  В кастрюлю налейте воды, посолите. Когда вода закипит, опустите туда макароны. Варить 20 минут. Положите в раковину дуршлаг и...

Учитель: Для чего нужен дуршлаг? (Чтобы сливать, откидывать, чтобы вода стекла)

Учитель: Выбираем первое. Слейте в него макароны.

Учитель: Рецепт получился.

Дети читают несколько раз, со знаками препинания.

IV.      Физминутка.

Гимнастика для глаз

V.       Самостоятельная   работа  учащихся.

А сейчас каждая группа попытается сама написать  рецепт.   И мы  проведём  конкурс на лучший кулинарный  рецепт.

Задание для I группы: написать рецепт, употребив глаголы  в 1 лице в  единственном числе.

Задание для II группы:   написать рецепт, употребив глаголы в  неопределённой форме.

Задание для III  группы :   написать рецепт, употребив глаголы  в прошедшем времени.

Группы  читают получившиеся  рецепты.

VI.     Рефлексия.

Учитель:  Ребята, понравилась ли вам такая работа? Чему учились на уроке? Что нового вы узнали на этом уроке? Хотелось бы вам продолжить?

VII.    Домашнее задание.

Учитель:  Составить свой рецепт употребив глаголы   в1 лице во множественном числе.

        Можно создать кулинарную книгу  класса  «Вкусные рецепты», куда войдут все рецепты детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема:"Разбор глагола по составу"

Урок с использование деятельностного метода обучения. Урок рефлексии....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Что такое глагол?"

Конспект урока по русскому языку "Что такое глагол?"...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...