Статья на тему: Словообразовательные словари для начальной школы.
статья по русскому языку по теме

Малкина Марина Алексеевна

 Для начальной школы предлагаются следующие словообразовательные словари. Например: Е.Г. Мережко «Словарик близкородственных слов»; А.П. Сдобновой, И.В. Курочкиной «Учусь правильно образовывать 

слова». Такие словари помогут разобраться в том, какие слова являются производными, а какие производящими. Если слово производное, то словарь подскажет, от какого родственного слова и с помощью каких словообразовательных средств оно образовано. Поэтому словарь называют словообразовательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovatelnye_slovari_dlya_nachalnoy_shkoly.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

                    Словообразовательные словари для начальной школы

Для начальной школы предлагаются следующие  словообразовательные словари. Например: Е.Г. Мережко «Словарик близкородственных слов»; А.П. Сдобновой, И.В. Курочкиной «Учусь правильно образовывать слова». Такие словари помогут разобраться в том, какие слова являются производными, а какие производящими. Если слово производное, то словарь подскажет, от какого родственного слова и с помощью каких словообразовательных средств оно образовано. Поэтому словарь называют словообразовательным.

Рассмотрим словообразовательный словарик А.П. Сдобновой,  И.В. Курочкиной «Учусь правильно образовывать слова». Словарик состоит из трёх частей. В первой – помещены близкородственные слова, образованные с помощью приставок, приставочным способом.

Во второй части словарика помещены близкородственные слова, образованные с помощью суффиксов, суффиксальным способом.

В третьей части помещены словообразовательные гнёзда.

Особо следует обратить внимание на вопросы, задания, пояснения, которые в первых двух частях расположены рядом со словарными статьями, а в третьей части – после словообразовательного гнезда.

Завершает словарь перечень – указатель всех слов, помещённых в словаре (они расположены в алфавитном порядке). В этом указателе сказано, в каком словообразовательном гнезде, под каким исходным, ведущим словом, на какой странице можно найти нужное слово.

После вступительной статьи в словарике помещён русский алфавит.

Также словарик содержит приложение «Подумай и ответь!». Уже сам заголовок подсказывает, что нужно выполнить какие-то задания, решить задачу. Действительно, это задачи на образование слов, рассказывающие и показывающие, как построены словообразовательные статьи в словаре, как образуются словообразовательные гнёзда. Выполнять задания следует под руководством учителя или кого-либо из взрослых.

В словарике использованы специальные значки для обозначения корней слов, приставок, суффиксов, окончаний.

Таким образом, данный словарик поможет школьникам понимать значение слов, находить родственные слова, правильно их писать, произносить (во всех словах стоит ударение), использовать в речи, а также разбирать по составу.

Кроме того, словарик содержит учебные сопроводительные материалы и приложения, включающие задания поискового характера, которые помогают осмыслить и закрепить информацию, заключающуюся в словарных статьях.

Помещённые в приложения задания рассчитаны не на выполнение их по образцу, а на понимание словообразовательных связей между словами, на умение самостоятельно рассуждать, определять значение данного слова через значение производящего (Сдобнова 2005).

Примеры заданий.

Задание 6. У слова может быть несколько значений. Земля имеет, например, такие значения: 1) планета; 2) почва; 3) местность, территория, страна.

ЗЕМЛЯ

Но ни одна планета

Не ждёт нас так, как эта,

Планета дорогая по имени Земля.

                                       (Войнович)

  1. Планета

Из-под снега выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля.

                                                                                       (Куприн)

  1. Почва

Это – моя родина, моя родная земля, моё отечество, в жизни нет горячее и глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе

                                                                                              (А.Н. Толстой)

3. Местность, территория, страна

  1. Определите, с каким из перечисленных значений связано каждое производное слово.

                                                                   

                                                                    земляк, землячка

                                                                    землянин

земной  1                                                    землянка

земельный, безземельный  3                    земляника

земляной  2                                                приземлиться

                                                                    заземлить, заземление

                                                                    подземный

Задание 8. Проанализируем синонимы – слова одной и той же части речи, по–разному называющие одно и то же явление или близкие, сходные явления. У слова бесстрашный есть синонимы, образованные одинаковым (приставочно–суффиксальным) способом:

         Бесстрашный, безбоязненный, бестрепетный

  1. К приведённым синонимам подберите антонимы (слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение), которые образование при помощи суффикса – лив -:

трусливый,

..ливый,

..ливый.

  1. Приведите примеры употребления этих слов. Есть ли у них другие синонимы? (Сдобнова 2005).

Данный словообразовательный словарик поможет детям понимать значения слов, находить родственные слова, правильно их писать, произносить (во всех словах стоит ударение), использовать в речи, а также разбирать по составу.

«Словарик близкородственных слов» Е.Г. Мережко раскрывает словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах, не касаясь непосредственно лексического значения производных слов. Это помогает детям понять и механизм образования слова, и его смысл. В связи с этим значение производного (вторичного) слова описывается с опорой на производящее (первичное).

Словарик включает пары близкородственных слов (словообразовательные пары), расположенные по словообразовательным гнёздам. Такое расположение объясняется тем, что определение мотивационных отношений между словами внутри словообразовательного гнезда даёт учащимся представление о словообразовательном гнезде как едином целом и в смысловом , и в структурном плане. Словообразовательное гнездо содержит слово, являющееся его вершиной, а затем расположены по алфавиту производные слова. Если образование приставочное, оно расположено в своём алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. За производным словом следует пара близкородственных слов (от производящего, т.е. первичного, к производному, т.е. вторичному), а затем описание значения производного слова через производящее (если это возможно).

Пример.

ЗИМА

Зимний зима – [ зим-н(ий) ]. Прил. к зима.

Зимушка зима – [ зим-ушк(а) ]. Ласк. к зима.

Предзимний зима – [ пред-зим-н(ий) ]. Перед зимой.

Большую часть предоставленного в словарике материала составляют производные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Эта модель выбрана потому, что она не имеет отклонений, т.е. связь между производным и производящим не знает отступлений. Следовательно, такой языковой материал удобен для выявления смысловых связей в словообразовательных парах на уроках русского языка в начальных классах.

В словарик близкородственных слов включены суффиксальные и префиксально-суффиксальные образования имён существительных и прилагательных. Реже рассматриваются образования глаголов. Это объясняется, во-первых, тем, что в современном русском языке суффиксальные образования существительных и прилагательных представлены сравнительно большим количеством словообразовательных моделей. Во-вторых, именно в именах (существительных, прилагательных) выявляются словообразовательные связи, отражающие процессы и явления, происходящие в окружающей действительности. Глагольные же образования большей частью представлены приставочным способом, и их функциональное значение заключается в дифференциации способов и видов действия (Мережко 1998).

Данный словарик близкородственных слов предлагается в качестве учебного пособия, используемого для обучения младших школьников словообразовательному анализу на уроках русского языка, направленному на выявление лексико–словообразовательный связей между словами в словообразовательных парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Каждый новый учебный год требует    от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь ...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

Статья по теме "Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьников"

Использование ЭОР в начальной школе для повышения эффективности обучения школьниковМеняется время – меняется подход к обучению детей. Ведь мы живем в XXI веке. А XXI век,  как известно — век высо...

Статья на тему: «Исследовательская деятельность в начальной школе»

В настоящее время создаются условия для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной ин...

Статья на тему:"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:« ...

Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная д...