Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Калинина Светлана Анатольевна

Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_sushchestvitelnoe.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Урок русского языка 2 класс

Тема: «Род, число и падеж имен       существительных».

Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа);

- продолжить формирование умений написания словарных слов;

- закреплять синтаксические навыки;

- развивать внимание, речевые умения и творческие способности;

- воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: карта путешествия; карточки со словарными словами в форме рыбок; загадки.

                                ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок- путешествие в страну русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны « Умники и умницы». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Идти мы будем по карте. Карта- это чертеж поверхности Земли, где отмечены реки, озера, города.

- Рассмотримте карту нашего путешествия и назовите основные этапы нашего урока. ( Город Чистописание, Озеро словарных слов, Синтаксический лес, отдых на поляне, Избушка Имени Существительного, Работа с книгой, город « Умники и Умницы»)

- У основного этапа нарисован красный цветок .Кто же мне назовет тему нашего урока? (Тема урока «  Имя существительное»)

 3. Чистописание.

 - Итак, начнем свой путь с города Чистописание.

- Вспомним правила письма:

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)

И наклонно положу( кладут тетради наклонно)

Я, друзья от вас не скрою ( берут ручки в руки)

Ручку я вот так держу( ставят руку на локоть)

Сяду прямо не согнусь ( опускают руку на тетрадь)

За работу я возьмусь.

- В городе чистописание нас встречают буквы:  Я и М.

- Как зовут эти буквы? ( «я» и «эм»)

- Какой звук обозначает буква «Я»? ( гласная буква, может обозначать один звук (а) или два звука (йа).)

- Какие звуки обозначает буква «м»? ( Согласные звуки (м) и  (м).)

- Запишите слово, где есть два этих звука! ( на доске написано слово « яма»)

- Вы очень хорошо выполнили это задание, идем дальше.

4. Словарная работа.

- Вот мы подошли к озеру « Словарных слов». Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова.

    На рыбках написаны словарные слова: с..рока, уч..ник, м..лина, в..гон, с..бака, к..ртоф..ль.

Откроем словари и найдем слово « картофель»

Запишем слово «картофель»( поставим ударение и подчеркнем буквы, которые надо запомнить).

Картофель- это слово пришло к нам из немецкого языка, а в немецкий из итальянского, а в итальянский- из латинского. Вот какое слово- путешественник! В переводе с латинского языка слово картофель обозначает

« земляная шишка»

- Вот сколько интересного мы узнали, побывав на озере «Словарных слов»

5.Синтаксическая работа.

- А теперь перед нами встал лес, чтобы не заблудиться, мы составим предложение об одном жителе леса. Отгадайте загадку:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы

-Правильно, это зайчик. ( запись и синтаксический разбор предложения).

Запись: В лесу живет хитрый заяц.

- Как по- другому можно назвать лес? (Чаща, роща)

-Объясните значение этих слов.

Роща - небольшой, чаще лиственный лес.

Чаща - густой, частый лес, заросли

6. Физкультминутка.

А, сейчас мы попали на полянку и здесь отдохнем!

Встанем и представим, что мы действительно попали на прекрасную поляну. Вокруг светит солнышко, и поют птички.

Мы посмотрим вверх, мы посмотрим вниз

Посмотрим, друг на друга и улыбнемся!

Попрыгаем наперегонки с зайчиком!

Соберем вкусных ягод!

Скушаем их!

Очень вкусно! (погладим наши животики)

Потянемся! Нам очень хорошо! Мы отдохнули! (садятся на места)

7.Работа по теме « Имена существительные»

- Вот, ребята, мы и дошли до избушки, где живут имена существительные, но прежде, чем войти туда, давайте кое- что вспомним!

- Что такое имя существительное? (Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?, имя сущ. изменяется по числам и падежам, имеет мужской, женский и средний род.)

- Посмотрите на доску, здесь написаны разные слова, найдите имена существительные и докажите:

Аккуратный, доска, певец, ходить, птичка, плавает, холодный, кухня,.пальто, звезда, море, теплый.

- Какой мы сделаем вывод? (имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что?).

- Что мы еще знаем об имени существительном? (имя существительное изменяется по числам)

-Выпишем имена существительные в тетрадь, изменяя их по числам. (комментированное письмо)

- Что мы еще знаем об имени существительном? ( имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

-Как мы узнаем, к какому роду принадлежит существительное?

-Сейчас мы проведем устный диктант и узнаем все ли вы умеете определять род имен существительных! (учащиеся с помощью карточек м, ж, с, показывают род имен сущ.)

Яблоко, радость, скорость, костюм, дождь, страна, кино, кефир, сметана, мороженое.

- Ребята, а в избушке живут еще 6 братьев и все они связаны с именем существительным, кто расскажет, что это за братья? ( это падежи, в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

- Сейчас, мы будем изменять имена существительные по падежам. (на доске написаны предложения со словом счастье, надо поставить вопрос и определить падеж этого слова).

- Мы будем определять падеж слова счастье, а что такое счастье? Как вы понимаете это слово?

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

 

8 Работа с книгой.

- Молодцы, вы правильно определили все падежи, а теперь мы отправляемся дальше! И нас встречает великий мудрец и предлагает нам поработать с книгой. Откроем учебники на с.21. упр.1.

Задание: Прочитай слова. выпиши в два столбика 1) слова с суффиксом –ец-; 2) слова с суффиксом –иц-.

Сейчас мы повторим правило написания суффиксов –иц- и –ец-.( дети рассказывают правило)

2 ученика у доски, остальные выполняют задание в тетрадях.

8. Город «Умники и умницы»

Ребята, мы все хорошо сегодня поработали и попали в город « Умников и умниц». И здесь нас ждет последнее испытание, это тест.

9. Итоги урока. Дом. задание.

Что такое имя существительное?

Как изменяются имена существительные?

Какие падежи мы знаем?

Какое новое словарное слово узнали?

Вы все сегодня молодцы!

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.

(             )Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся.

Человек создан для(                 ) счастья, как птица для полёта.

Великая радость – дарить людям (               )счастье!

Герои сказок отправляются за(             ) счастьем в трудный путь.

Человек живёт с мечтой о(                ) счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения

отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...

Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...