Урок по развитию речи. Учимся писать изложение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шишкина Светлана Викторовна

Изложение способствует формированию навыков письменной речи - это передача содержания текста без пропуска существенных моментов, умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с их значением. Предлагаю текст повествовательного характера "Птицы говорят спасибо". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок по развитию речи


         Тема. Учимся писать изложение

Цели. Развивать речь учащихся, расширять кругозор, прививать любовь к животным.

Оборудование. Отпечатанный текст изложения.

                                                                  Ход урока

1. Изложение                                                                                                                                                                                                                                                                      Учитель. Сегодня на уроке мы будем писать изложение.                                                                                                                                                                                                                        Учитель читает текст изложения.

                                                          Птицы говорят спасибо.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Стоял тихий снежный денёк. Таня положила корм в птичью кормушку.                                                                                                                                                                                    Гости сразу прилетели. Тут были и синички, и воробьи, и тупоносые снегири в красных рубашках.                                    Вот на кормушку опустился свиристель. Он был нарядный, пёрышки на груди и на крыльях красноватые, а на голове – пушистый хохолок. Птицы клевали корм.                                                                                                                                                                           Потом они долго сидели на ветках и что – то щебетали. Наверное, они говорили Тане спасибо.                                                                                

                                                                                                                                                          (Л. Воронкова)

           Перед каждым ребёнком лежит отпечатанный текст.                                                                                                                                                               – Прочитайте текст изложения про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Какие слова не понятны?                                                                      Ответы детей.                                                                                                                                                                                                     – Как можно доказать, что перед нами текст?                                                                                                                                                                       Дети. В тексте все предложения на одну и ту же тему. К тексту можно придумать заглавие. В тексте есть зачин, основная часть, концовка.

2. Выделение темы текста                                                                                                                                                                                                                                                 У. Давайте выделим тему текста. Что такое тема?                                                                                                                                                Д. То, о ком или о чём говорится в тексте.                                                                                                                                                                                                                               У. Какова тема данного текста? Отражена ли она в заглавии?                                                                                                                        Д. Заглавие текста – краткое обобщённое обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

3. Основная мысль текста                                                                                                                                                                                                   У. В каком предложении сформулирована основная мысль? Отразилась ли основная мысль в названии текста?                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Ответы детей.

4. Выделение стиля речи                                                                                                                                                                                                                              У. Какие стили речи вам известны?                                                                                                                                                                                                                                Д. Художественный, научный, разговорный, книжный.                                                                                                                                                                                       У. К какому стилю относится данный текст? Докажите.                                                                                                                                                                        Д. К художественному.                                                                                                                                                                                                                                                 У. Какие художественные средства языка употребляет автор?                                                                                                                                                                Д. Олицетворение – оживление природы, сравнение с живым образом.

      - Сравнение – такое выражение, когда один предмет в художественном произведении сравнивается  с другим. Например: «И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной».                                                                                                                                                                                                          Сравнение помогает автору точно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему.                                                                              

       - Эпитеты – яркие, красочные, необычные прилагательные.                                                                                                                                                                                                                                                        

       - Резкое противопоставление картин природы, героев, настроения в произведениях называется контрастом. Контраст помогает лучше представить то, о чём говорится в произведении

       - Скрытое сравнение, когда свойства одного предмета, чаще – человека, животного переносятся на другой, неживой предмет, называется метафорой. Например, дремать может живое существо – человек, животное. В рассказе Паустовского «Первый снег» так говорится про день: «День дремал». Метафора подчёркивает черты сходства предметов, делает их изображения более точным и ярким.                                                                                                                                                                                     У. Послушайте, сравните.                                                                                                                                                                                                                                                                             Учитель читает научный текст – описание.

5. Тип речи. Определение типа речи в изложении.                                                                                                                                         У. Определите тип речи услышанного текста. С какими типами речи мы знакомы?                                                               Д. Текст – повествование. Рассказывается о событиях, действиях. К такому тексту можно поставить общий вопрос  что произошло?                                                                                                                                                                                                                                                                                        -    Текст – описание. Рисуется внешний вид. К нему можно поставить общий вопрос какой? какие?                                                        -    Текст – рассуждение. В нём объясняются причины явления. К нему можно поставить общий вопрос  почему произошло?                                                                                                                                                               У. Можно ли по названию определить тип данного текста?                                                                                                                                                                                                          Д. В соответствии с типом текста подбирается название.                                                                                                                   У. Подтверждается ли это при первом знакомстве с текстом? Какой тип речи использует автор? С помощью какой части речи автор описывает птиц, погоду? Присутствует ли в тексте рассуждение?                                                                       Ответы детей.                                                                                                                                                                                                                                                                    -    К какому типу речи можно отнести данный текст?                                                                                                                                                                Д. Повествовательный с элементами описания.                                                                                                                                  

6. Связь предложений в каждой части                                                                                                                                                                                 У. На сколько смысловых частей можно разделить текст?                                                                                                                                                  Д. На четыре.                                                                                                                                                                                                                  У. Читаем первую часть. С чего она начинается?                                                                                                                                                                                                       Д. С описания погоды.                                                                                                                                                                                                                                           У. Какие имена прилагательные употреблены?                                                                                                                                                                                                              Ответы детей.                                                                                                                                                                                                                                       -   Какие части можно назвать основными? В какой части появляются первые действующие лица? В каком времени употреблён глагол?                                                                                                                                                                                                                                                       Д. В прошедшем.                                                                                                                                                                                                                У. Давайте познакомимся с действующими лицами, встречающимися во второй части. Кто они?                                                                                            Д. Гости.                                                                                                                                                                                                 У. Откуда поняли, что птиц назвали гостями? Что сделали гости? В каком времени глагол? Зачитайте описание снегирей.                                                                                                                                                                                                                      Ответы детей.                                                                                                                                                                         -   С какого слова начинается первое предложение третьей части? Замените его другим словом. Как осуществляется связь между частями?                                                                                                                                                                                 Ответы детей.                                                                                                                                                                                                                               -   О чём говорит слово «наверное» в четвёртой части? За что птицы благодарили Таню?                                                                                         Ответы детей.

7. Составление плана                                                                                                                                                                                                           У. Читаем повторно текст и  составляем план по частям.                                                                                                                                                                                        Дети диктуют, учитель записывает.

8. Пересказ текста                                                                                                                                                                                                  Подробный пересказ делают 1 -2 учащихся.

9. Работа над орфографией                                                                                                                                                                               

10. Изложение                                                                                                                                                                                                              Пишут изложение на втором уроке. Текст изложения убирается.

11. Итог                                                                                                                                                                                                                                        Дети читают написанные изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий урока по развитию речи "Учимся писать письма" , русский язык 4 класс

Урок- презентация в доступной и занимательной форме знакомит уч-ся  с историей почты, правилами написания письма и подписыванием конверта....

Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"

В конспекте урока описана работа младших школьников с текстом-повествованием....

Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"

В конспекте урока описана работа младших школьников с текстом-повествованием....

Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"

В данном конспекте показана работа на уроке русского языка с текстом-повествованием...

Урок русского языка во 2 классе "Развитие речи. Учимся писать изложение"

В данном конспекте показана работа на уроке русского языка с текстом-повествованием...

Методическая разработка урока по развитию речи Учимся писать изложение

В разработке можно найти технологическую карту урока, алгоритм написания изложения, система оценивания...

Развитие речи Учимся писать изложение

В разработке дана технологическая карта урока. Алгоритм написания изложения и карта оценивания...