урок по русскому языку во 2 классе "Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Габдуллина Лилия Рашитовна

ФГОС УМК "ШКОЛА 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 93-napisanie_bukv_i_a_u_posle_shipyashchih.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи-ши, ча-ща, чу-щу

Урок 93 (74).

Тема: Написание букв и, а, у после шипящих (повторение).

Цель:

 – развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш.

Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.















– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  3   3

Беседа.

– Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями?

– Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук.

Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук [а].) Озвучьте её.

– Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился?

– А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. (Дети произносят звук [у].)

– Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]. Дети повторяют движение и называют этот звук.)

– Как называются звуки, которые можно петь? (Гласные.)

Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у].

– Какие ещё есть гласные звуки?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

1  3  3

– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 162.

– Что вы на нём видите? (Дети играют.)

– Какие звуки сопровождают их действия? Как они называются? (Согласные.)

Согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(В. Берестов)

– А какие особые согласные вы знаете? (Шипящие, свистящие, сонорные.)

Какие звуки требуют к себе особого внимания? (Шипящие.) Почему? (Рядом с их буквами находится опасное место.)

– Назовите шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч], [щ])

Эти звуки учитель записывает на доске.

Эти согласные требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают.

– Сформулируйте тему урока на основе записей на доске.

Ученики называют тему: «Написание букв гласных и, а, у после шипящих».

– Посмотрите на название параграфа 13 над кадром киноплёнки и сравните со своей формулировкой.

– Что в названии параграфа является для вас новым? (Орфограмма.)

– С этим понятием мы будем знакомиться на следующем уроке. А сегодня вспоминаем то, что знаем.

– Составим план урока.


План (примерный).

  1. Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща.
  2. Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.
  3. Графическое обозначение буквосочетаний.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Подготовка к сочинению.

 1  3  4  3  1  

Наблюдение над написанием буквы и после шипящих [ж] и [ш].

1. Упр. 143, «Дидактический материал» – ученики учатся слушать и находить в словах буквы шипящих.

Методическая рекомендация: это упражнение лучше выполнять как слуховой диктант. Дети учатся называть буквы шипящих и соответствующие звуки.

– Какой буквы здесь не хватает? (Буквы ж.)

– Можно ли че-ша-ща назвать словом? Почему?

2. Упр. 162 – развивается умение видеть буквосочетание жи-ши.

– Что сближает звуки [ж] и [ш]? (Оба они шипящие, твёрдые, непарные.)

– Какой звук слышится после них? ([ы])

– А какая буква пишется?

– Вспомните правило и сделайте вывод.

Вывод: в сочетаниях жи-ши слышится звук [ы], а пишется буква и.

Дети закрашивают буквы-«человечки», как в «Букваре».

3. Упр. 163 – развивается умение находить в словах буквосочетания жи и ши, группировать слова по этим признакам и делать графические обозначения.

– Какая буква пишется после ж и ш в этих словах?

– А с какой буквой ж и ш не дружат? Почему? (Варианты ответов детей.)

4. Звуко-буквенный анализ слова лыжи – 2 сл., [лы|жы] – 4 б., 4 зв.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.





Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙV. Итог урока.

– Графически покажите то, что повторяли на уроке. (жи, ши) 4  4


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?





V. Домашнее задание.


Упр. 164.

Деятельность учеников

 – Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

 – Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы – буквы в словах.

 © ООО «Баласс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями чу-щу."

Учитель: Селезнёва Олеся АлександровнаПредмет: Русский языкКласс: 2 классДата: 14 февраля  2012 годТип урока: Урок закрепления (комплексного применения знаний и умений)(урок №7 в разделе «П...

План-конспект урока по русскому языку 1 класса Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ

Цели урока: Создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ЖИ-ШИ    Задачи: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развивать орфографические навыки.- РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. развивать внимание;2...

Конспект урока по русскому языку на тему : " Буквосочетания чк,чн и щн"

Конспект урока  по русскому языку на тему:  «Буквосочетания чк, чн, щн». 1 класс, УМК  Л. В. Занков, учебник:  « Русский язык» Полякова А.В.Подготовила: Григорьева Е.С. учитель нач...

Открытый урок по русскому языку по теме:"Буквосочетания ЧК, ЧН."

Данный урок был разработан для городского конкурса "Педагог года-2015", в котором я принимала участие.Предназначен для 1 класса,работающего по программе "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» 2 класс

Цель: повторить с правописанием буквосочетаний; развитие орфографической зоркости; воспитание уважительного отношения к языку....

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквосочетания жи-ши" (1 класс)

Тип урока: ОНЗЦель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.Задачи:- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;- развивать коммуникативные ...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Буквосочетания жи-ши" (1 класс)

Тип урока: ОНЗЦель: выработать навык правописания гласной буквы И после шипящих Ж и Ш.Задачи:- формировать орфографическую зоркость, умение оформлять предложения на письме;- развивать коммуникативные ...