Психологическое воздействие цвета на восприятие учебного материала младшими школьниками
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Иванова Мирослава Афанасьевна

 

Орфографическая грамотность обучающихся – одна из актуальных проблем стоящая перед школой. Грамотность учеников низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка. Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит нам, учителям начальных классов. Нам нужно научить обучающихся превращать свои знания в навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое воздействие цвета
на восприятие учебного материала младшими школьниками

          Орфографическая грамотность обучающихся – одна из актуальных проблем стоящая перед школой. Грамотность учеников низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка. Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит нам, учителям начальных классов. Нам нужно научить обучающихся превращать свои знания в навыки.


            ЗНАНИЕ                              УПРАЖНЕНИЯ                             ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКОМ





                                           Осознавая каждый орфографический



                                          случай, ученик действует по правилам


             Как выработать у детей внимание к слову, дать установку на запоминание, на активность мыслительных процессов, на сознательное отношение к работе, на волевое напряжение при написании любого текста?

             Изучая этот вопрос, я выработала свой прием работы над формированием орфографических навыков младших школьников.

             В букварном периоде мне нравилась система выделения звуковых схем в цвете. Эта работа всегда проходила оживленно, с интересом, ребята всегда с удовольствием разукрашивали звуковые схемы . Но, с окончанием букварного периода, ребята постепенно теряли интерес к письму, тем более к грамотному письму. Я начала изучать психологическое воздействие цвета на восприятие учебного материала младшими школьниками. Любая однообразная плоскость утомляет, приводит ребенка в замешательство, может отразиться на состоянии здоровья и даже на психике. Биоэнергетик Н. Д. Твердовский пишет, что правильный выбор цвета способствует сохранению психологического и физического здоровья, увеличивая работоспособность и повышая устойчивость к стрессовым ситуациям.

            Сочетания красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности.

              С 2005 года я начала применять на уроках русского языка приём «работа в цвете». Постоянно на протяжении всех четырёх лет мы   на уроках русского языка не расстаёмся с цветными карандашами. Благодаря этому приему мои ученики свободно и быстро ориентируются в орфограммах и в расцветках. Прием «работа в цвете» доведен у них до автоматизма.

              Заинтересовавшись приемом «работа в цвете» моя ученица 4го класса – Захарова Ира, написала о нем работу, фрагмент которой представлен ниже:

Чтобы правильно определить цвет, мы проговариваем слово не торопясь, проводим звуко-буквенный анализ, это помогает нам  избегать ошибок.

      Конечно, эта работа требует много времени и мы иногда на уроках успеваем делать не очень много упражнений, но Мирослава Афанасьевна успокаивает нас и говорит , что важно не количество написанного на уроке, а качество и понимание нами того, что мы делаем.

           На уроках мы работаем по такому порядку:  

  1. останавливаемся при письме на месте орфограммы;
  2. называем орфограмму;
  3. применяем правило (делаем проверку).
  4. вставляем букву в нужном цвете.

            Таким образом, пишется любой текст, даже число и слова «классная работа». При этом мы учимся  замечать орфограммы и не допускать ошибок при письме. .

           После того, как Мирослава Афанасьевна  предложила нам прием «работа в цвете», мы стали воспринимать урок как интересную и познавательную игру. Благодаря этому снимается напряженность, мы не чувствуем страха перед неизвестностью. Положительные эмоции вселяют в нас уверенность, так как цвета мы хорошо знаем и понимаем и это способствует процессу познания русского языка и математики.

     

                                                   

       из тетради по русскому языку Захаровой Иры…

            Я составила анкету для опроса моих одноклассников:

  1. Помогает ли тебе выделение букв в цвете  увидеть и запомнить орфограмму?

А. Да, помогает

Б. Нет, не помогает

В. Частично помогает

Г. Затрудняюсь ответить

  1. Интересно ли тебе работать цветными карандашами или эта работа тебя изнуряет?

А. Да, интересно

Б. Нет, не интересно

В. Изнуряет

Г. Затрудняюсь ответить

  1. Как считают твои родители, помогает ли данная работа при улучшении твоей грамотности, или они  считают это лишней тратой времени?

А. Да, помогает

Б. Нет, не помогает

В. Лишняя трата времени

Г. Затрудняюсь ответить

В анкете приняли участие всего 28  учащихся.

          Они показывают, что 27 ученикам (или 96%) в моем классе выделение букв цветом помогает увидеть и запомнить орфограмму, 26 (93%) ученикам эта работа интересна, 25 (89%) ученикам эта работа помогает улучшить грамотность.

          Для того чтобы выяснить почему были даны отрицательные ответы, я провела дополнительный опрос. Оказалось, отрицательные ответы даны потому что, лень использовать цветные карандаши при письме.

          Таким образом, проанализировав результаты опроса внутри нашего класса и в сравнении с другими параллельными классами я пришла к выводу, что прием «работа в цвете», применяемый Мирославой Афанасьевной в нашем классе, помогает нам развивать орфографическую зоркость, писать грамотно и с интересом относится к этой работе.

          Наши любимые предметы – математика и русский язык.

Выводы:

  1. «Работа в цвете» помогает запомнить орфограммы.
  2. «Работа в цвете» повышает грамотность и самоконтроль учащихся.
  3. «Работа в цвете» - это интересное и познавательное обучение.
  4. «Работа в цвете» дает возможность получать призовые места в конкурсах и олимпиадах по русскому языку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.

Квалификационная работа по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками"...

Рекомендации по совершенствованию восприятия формы у младших школьников с нарушением зрения

В разработке представлены игры и упражнения, способствующие развитию восприятия формы младшими школьниками с нарушениями зрения....

Диагностический материал для учителя начальных классов по изучению учебной мотивации младших школьников

Диагностический материал, который поможет выявить уровень учебной мотивации у младших школьников, разобраться учителю во внешних и внутренних мотивох учения....

Использование особенности восприятия учебного материала как фактора повышения качества образования у школьников I ступени обучения

Все дети – разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунк...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики средствами геометрического материала.

Аннотация:В статье автор рассматривает значимость геометрического материала на формирование универсальных учебных действий на уроках математики. Ключевые слова: геометрический материал, познавательные...

Материал по теме самообразования: «Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения».

1. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.2. Буклет "Рекомендации по составлению портфолио"....