Занятия по речевому этикету
методическая разработка по русскому языку по теме

Галкина Вера Михайловна

 5 занятий по речевому этикету, где  в доступной форме раскрывается мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дается понятие, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнения в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_rechevomu_etiketu_66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по речевому этикету

Цели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Занятие 1.

Обсуждение темы занятия.

Внимательно прочтите название темы занятия и два высказывания, которые можно считать эпиграфами нашего разговора. Напоминаю, что эпиграф – фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае – занятия по этической грамматике.

– О чём пойдёт речь на занятии? (Дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанных предложений.)

Приятная речь для слуха –

своего рода музыка.

Аристотель

Слово дано человеку,

животным – немота.

Народная пословица

Упражнение в умении здороваться.

Дети встают в круг, берутся за руки.

  • Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинаем каждое занятие? (Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.) Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его.

– Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

– Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

– А как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»? (Использовать мимику, жесты, интонацию; здороваться, глядя в глаза человеку.)

Скажем друг другу «Здравствуйте!», что означает «Будьте здоровы!», и пройдём к своим местам.

О б с у ж д е н и е   с и т у а ц и й.

С и т у а ц и я  1.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как. Проиграем ситуацию.

С и т у а ц и я  2.

– Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях? Проиграем ситуацию.

О б о б щ е н и е   о т в е т о в.

Обсуждая и проигрывая предложенные ситуации, вы пользовались определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. – установленный порядок поведения где-либо). Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.

Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.

Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт.

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

– Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?

Обобщение ответов.

Поэзия С. Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – «своего рода музыка».

– Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)

– Как удаётся автору изобразить песенку ручья? (Дети вспоминают, что на уроках чтения знакомились с приёмом аллитерации – повтором согласного или группы согласных, усиливающих звуковую выразительность художественной речи, и указывают на звуки [ч], [кр], [гр].)

– Перечитайте название темы занятия. Почему в названии есть слово ручеёк?

Ручеёк, речка, речь.

– Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

О б о б щ е н и е   о т в е т о в.

Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.

А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно?

Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка

На сладком молоке.

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

– О какой каше идёт речь?

(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

– Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.

В ы в о д: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи (с данными понятиями знакомимся на предыдущих занятиях по речевому этикету).

Занятие 2.

Знакомство с понятием «речевая гимнастика».

Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.

У п р а ж н е н и я.

Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании:

вдох через нос – выдох через рот;

краткий глубокий вдох – медленный выдох;

медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н… , шум ветра: В-В-В-В… , жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж… ; звук поддерживайте свободно, без усилий.

На одном выдохе произнесите 5–10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф! Ф!.. Ф! Ф! В! Ф! В! Ф! В! В!..

Прочитайте шутливое стихотворение на едином дыхании:

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка хочет сильным стать!

(Подробнее о речевой гимнастике в книге Л. Г. Антоновой «Развитие речи. Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.)

Занятие 3.

Упражнения в речевом дыхании.

Работа над звукопроизношением.

Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.

– Что значит «чисто» говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова.)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, – камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

– Зачем я рассказала вам эту историю?

Обобщение ответов: чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много «трудных» мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.

ВНИМАНИЕ! Объявляется конкурс скороговорок!

Победит тот, кто чисто и грамотно произнесёт скороговорку. (Дети произносят скороговорки, победителю предлагается проговорить: «Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька, зажурчишь».)

– Почему так часто речь человека сравнивают с журчанием ручья, речки? Вспомните строчки А. С. Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит».

Упражнение в выразительности речи.

З а д а н и е: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием.

А) Спрашивает, удивляясь (?).

Б) Восхищаетесь, радуетесь (!).

В) Огорчаетесь.

Г) Грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами, учителем.

Д) Спрашиваете и просите одновременно.

Е) Спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные, праздничные дни?

З а д а н и е: прочтите реплики литературных персонажей, передавая душевное состояние героя, отмеченное автором.

Р е п л и к а  1.

«И она ещё спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» – кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро.)

Р е п л и к а  2.

«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский.)

Р е п л и к а  3.

«Хорошо иметь брата…» – шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко.)

Обобщение.

– Какой совет вы хотели бы дать человеку, который хочет стать талантливым собеседником?

СОВЕТ: упражняйтесь в речевом дыхании, учитесь говорить чисто, выразительно.

Занятие 4.

Повторение.

– Чему посвящена тема занятий?

– Чему научились на предыдущих занятиях?

– Занимались ли вы дома речевой гимнастикой?

– Какие советы вы хотели бы дать человеку, захотевшему стать талантливым собеседником?

Разыгрывание речевых ситуаций (игра-тренинг).

Продолжаем знакомиться с речевым этикетом.

Р е ч е в а я   с и т у а ц и я  1.

Г е р о и: Лёня, Коля.

– Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

– Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова-сорняки, они засоряют речь.

– Ну а кто всё время говорит «ну»?

– Да ты только что сказал «ну»!

– Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

– Опять говоришь так!

– Ну как же с тобой говорить?

– Без «ну» и без «значит».

– Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

– Чем недоволен Коля?

– Замечает ли Лёня в своей речи «лишние» слова?

– Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь.)

– Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?

СОВЕТ: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.

Р е ч е в а я   с и т у а ц и я  2.

Г е р о и: дед Каширин, бабушка, Алёша.

Отрывок из повести М. Горького «Детство».

Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

– Буки.

– Попал! Это?

– Веди.

– Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

– Добро.

– Попал! Это?

– Глаголь.

– Верно! А это?

– Аз!

Вступилась бабушка:

– Лежал бы ты, отец, смирно…

– Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди! Это?

– Земля!

– Попал! Это?

– Буки!

– Это?

– Добро!

– Мать, ты гляди как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?

– Это вы кричите…

– Чем изобилует речь деда Каширина? (Он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

Известны ли вам обидные, грубые выражения нашей речи?

– Как называются такие слова? (Плохие, скверные, нецензурные.)

Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернословие, сквернослов?

– Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих?

– Обратимся ко второму эпиграфу наших занятий по речевому этикету. (Слово дано человеку, животным – немота.) Почему народ сложил такую пословицу? Рассуждая, обратите внимание на противопоставления в этой короткой фразе: слово – немота, человек – животное.

– Какой совет следует из ваших рассуждений?

СОВЕТ: никогда не используй в своей речи скверные слова.

Занятие 5.

Поговорим о том, какие слова не помешают, а только украсят нашу речь. Знаете ли вы такие слова?

Упражнения в выборе лексики. Работа в тетради.

– Попробуйте заполнить таблицу, вспомнив, о чём шёл разговор на предыдущих занятиях.

Употребляй в речи:

РЕДКО

ЧАСТО

НИКОГДА

Вот

Так сказать

Теперь

Значит

Ну

В принципе

Это, это самое

Кажется

Извините

Прошу

Благодарю

Пожалуйста

Разрешите

Здравствуйте

Будьте добры

Спасибо

Плохие (скверные) слова, обидные выражения,

прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи, языка, умственных способностей и тому подобное

Обменяйтесь своим речевым опытом. Подарите друг другу красивые слова русского языка и активно используйте их в своей речи. (Дети читают слова из среднего столбика.)

Тест – выбор правильного ответа (ситуации разыгрываются, дети фиксируют в тетрадях вариант ответа).

С и т у а ц и я  1.

Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.

А) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.

Б) Здравствуйте, позовите Машу!

В) Здравствуйте, извините, Маша дома?

С и т у а ц и я  2.

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы?

А) Можно войти?

Б) Я войду?

В) Извините, можно войти?

С и т у а ц и я  3.

Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим?

А) Пропустите меня, я выхожу.

Б) Разрешите пройти.

В) Извините, можно пройти?

С и т у а ц и я  4.

Вам вручают подарок.

Автор. Приходили к мухе блошки,

               Приносили ей сапожки,

               А сапожки непростые –

              В них застёжки золотые.

Вы его принимаете и отвечаете:

А)         Что за чудные сапожки!

         Где вы их достали, блошки?

        Буду их всю жизнь носить

        И весь век благодарить.

Б)         У меня уж есть сапожки.

        И получше этих, блошки.

        Их отдам своей сестре,

        Что живёт на той горе.

В) Вам спасибо, мои блошки,

        За прекрасные сапожки,

        Ох, какое будет горе,

        Если мне они не впору.

Упражнение в использовании речевых средств.

Предлагаю провести конкурс на лучший способ попросить о чём-либо, используя только речевые средства.

Коллективно выбираем ситуацию: например, необходимо убедить родителей посвятить выходной день семейной прогулке по городу (в музей, театр, за город). Проводим игру-тренинг, выявляем победителя.

– Чем понравилась речь нашего победителя?

– Каков будет совет будущим ораторам?

СОВЕТ: украшайте свою речь добрыми, «волшебными» словами, почаще говорите человеку приятное (не льстя при этом).

Обобщение знаний.

Каждый образованный человек в своём разговоре соблюдает общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.

Звучит аудиозапись вступления «Слова о полку Игореве».

– Почему наш разговор о речевом этикете мы начали чтением стихотворения С. Есенина, а заканчиваем прослушиванием этой записи?

С р а в н и т е: С. Есенин – XX век; «Слово о полку Игореве» – XII век.

– Что общего?

– Сохранены ли традиции языка?

Вам продолжать эти традиции, бережно хранить и передать своим потомкам.

В заключение звучит стихотворение И. А. Бунина.

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...

Занятие по речевому этикету "Чистый ручеёк нашей речи"

Материал содержит презентацию и конспект занятия. Может быть использовано как в рамках внеурочной деятельности (риторика), а также для проведения Недели русского языка....

Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе по теме "Слова-приветствия"

Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Слова-приветствия"...

Занятия по речевому этикету

Занятия по речевому этикетуЦели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи – ...

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении.  Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....