Биоадекватная методика в ноосферном образовании.
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Кихтева Ольга Ивановна

         Доклад на тему: «Биоадекватная методика в ноосферном образовании» предложен  для ознакомления с биоадекватной методикой,  как альтернативная методика подачи и запоминания учебного материала на уроках.

                    Данная методика показана на примере биоадекватного  урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова, которые обозначают действие предметов».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.bioadekvatnaya_metodika_v_noosfernom_obrazovanii.rar74.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кихтева Ольга Ивановна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №1260 с  углублённым изучением английского              языка  г. Москвы

     Доклад на тему: «Биоадекватная методика в ноосферном образовании»

            Российская школа должна являться школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы.

          Достижение результатов образования, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в значительной степени достигается благодаря работе учителя, который использует широкий спектр современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися.

           Учителя начальной школы заботятся, чтобы дети учились с интересом, при этом используют здоровьесберегающие технологии. Для сохранения их устойчивого психологического, духовного и физического здоровья необходимо объединение усилий многих специалистов: медиков, психологов, социологов, философов и педагогов. Словом, всех тех, кто не только видит эту задачу теоретически, но, обладая большим потенциалом знаний прошлого и настоящего России, в силах осуществить её на деле. Объединяющим началом большого и созидательного процесса в этой сфере должно стать направленное восстановление ценностей образовательных структур и семьи как основы благополучного и процветающего общества.

           Cоциальная  ценность таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, творчество, готовность к инновациям, становится всё больше востребованной на современном уровне технологического развития общества.

            Произошли коренные изменения не только в содержании образовательных программ, но и в методологии и методике преподавания. Эти  изменения направлены на поиск новых методов познания в процессе обучения, цель которых не получение знания ради самого знания, а развитие личности обучающегося на основе полученных знаний и полезность применения этих знаний в своей жизни и быстро изменяющемся мире.

         Современное ноосферное образование, которое было создано как альтернативная  критическая педагогика, является наукоёмной биотехнической, все элементы которой не нарушают биоритмов учеников, преподавателей, воспитателей и родителей. Эта биотехнология учитывает возможности мозга, психики, тела ребёнка, подростка, юноши, девушки. В ноосферном образовании раскрываются неисчерпаемые резервы возможности человека. Концепция  ноосферного образования является стройной системой  научно-теоретических  взглядов на процесс воспитания и образования высоконравственной, целостной, современной личности, устремлённой к эволюционному развитию.  Такое образование делает акцент, прежде всего, на подготовку социально активных граждан и формирует мировоззрение,  рассматривающее мир как изменяемый.

            Согласно концепции ноосферного образования, разработанной и предложенной действительным членом РАЕН доктором психологических наук Н.В.Масловой, суть ноосферного образования в том, что его цели, задачи, средства, формы образования согласованы с естественными закономерностями мироздания и не способны нарушить биоритмы живых систем. В таком образовании участвуют одновременно ученик, учитель и родители. Ноосферное образование – это синтез достижений квантовой физики, нейрофизиологии, синергетики, квантовой интегративной психологии, эргономики, физиологии и других наук. Труды И.Р.Пригожина, Б.А.Астафьева, Н.В.Масловой, К.Прибрама,  Ю.А.Урманцева, О.Л.Кузнецова и других учёных стали базовыми. Интегрировав их с лучшими педагогическими концепциями Я.А.Коменского, А.С.Макаренко, К,Д.Ушинского,  В.А.Сухомлинского, Н.К.Смирнова удалось разработать целостную научную концепцию ноосферного  образования.

   Концепция ноосферного образования является стройной системой научно-теоретических взглядов на процесс воспитания и образования высоконравственной, целостной современной личности.

       Примером новых образовательных технологий в ноосферном образовании являются программы дополнительного  образования для школьников в летних учебных центрах, которые используют природосообразные и здоровьесберегающие методы обучения, а также использование на уроках в школе (биоадекватное преподавание).

           Специфика биоадекватного преподавания заключается в режиме чередования работы правого и левого полушарий головного мозга, т.е. релаксационной и активной форм восприятия и усвоения учебной информации. Отсюда и название методики – релаксационно-активная. Она состоит в разумном распределении учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине.

            Методика учитывает два аспекта единого процесса обучения и развития: пассивную – «я чувствую» и активную – «я действую».  Пассивная форма работы обеспечивает оптимальное самочувствие в наиболее ответственные моменты учебной деятельности.

          Активная форма требуется для полноценного формирования учебных навыков, творческой активности, предупреждения апатии и безынициативности, лени или заторможенности детей.

         Так создаются естественные для человека условия, при которых активизируются обе  половины головного мозга. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности. Кроме того, взаимодействие левого и правого полушарий приводит к гармонии тела, мозга и души, снятию стресса и подключению разнообразных центров удовольствия. Спокойная атмосфера учёбы приводит к улучшению физического  самочувствия учащихся. Они ожидают уроков, и это усиливает ощущение  успеха и быстроты продвижения вперёд.

           В создании оптимальных режимных условий обучения ключевая роль отводится релаксации. Многие педагоги знают, что релаксация – это уменьшение напряжения, произвольное и непроизвольное состояние расслабленности. Произвольная релаксация вызывается путём расслабления мышц и представления  состояния покоя. Не следует путать релаксацию с медитацией, это качественно другое, управляемое человеком состояние.

          Бодрствующий мозг, энергично вовлечённый в умственную деятельность, генерирует  бета-волны с большой частотой (15-40 Гц) и низкой амплитудой (см. таблицу). Для большинства взрослых людей бета-волны обеспечивают нормальное повседневное рабочее состояние. Для детей – это состояние напряжения, стресса. Альфа-ритм формируется по завершении какого-либо задания и характеризуется большой амплитудой, меньшей частотой (9-14 Гц). У тета-волн амплитуда ещё больше, а частота меньше (5-8 Гц). Они появляются в состоянии полноценного спокойного отдыха. Дельта-состояние описывается максимальной амплитудой и наименьшей частотой волн (0,5-4 Гц), что свойственно для сна. В общем наборе мозговых колебаний всегда присутствуют все виды частот при одной доминирующей. Динамический механизм переключения ритмов головного мозга  называют «пейсмейкерным». Именно он управляет психофизическим состоянием.

                                     Соответствие ритмов головного мозга  

                                           функциональным состояниям.

Ритмы головного мозга

Частота/  герц

     Электрический

потенциал/микровольт

         Функциональное

                состояние

бета – волны

20 –  30

20

нормальное бодрствование

альфа - волны

9 – 14

50

расслабленное состояние, грёзы, дремота.

тета – волны

5 – 8

50 - 100

неглубокий сон

дельта - волны

0,5 – 4

100  - 150

глубокий сон

               Биоадекватность  данного метода заключается в полном соответствии  педагогических действий естественному психофизическому авторежиму в чередовании состояний активного поиска (бета – состояния) с паузами отдыха, расслабления, мечтательности (альфа-  и  тета - состояния). Из психофизиологии хорошо известно,  что наиболее высокие результаты деятельности достигаются при некоей пониженной активации нервной системы, получившей название оптимального  функционального состояния. Многие талантливые педагоги, учителя «от Бога», не зная всей этой науки, интуитивно  чувствуют и делают всё для поддержания у детей функционального  оптимума. Именно у таких учителей  детям нравится учиться. Именно такие учителя становятся любимыми.

            Ноосферный учитель идёт дальше. Он знает, что в течение 10 минут биоадекватного предъявления учебной информации, реагирование на сигнал «что это?» в гиппокампе возникает тета – ритм,  который далее передаётся другим образованиям мозга, обеспечивая запоминание текущего события и перенос  его из кратковременной памяти в «кладовую» долговременной памяти. Ноосферный учитель понимает, что тета-  и  альфа-состояния мозга наиболее важны для учёбы и запоминания, поскольку они создают гармоничный баланс нагрузки  между левым и правым полушарием, логикой и творческой активностью, а их ритмы идеально соответствуют не только восприятию, но и усвоению знаний – развитию общих и специальных умений, навыков, компетенций.

                                                 Структура  урока.

              В биоадекватном занятии присутствуют все  рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой:

I. Приобретение знаний.

II.Формирование умения  использования знания.

III.Закрепление навыка использования знаний.

        I этап приобретения знаний проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивированное формирование мыслеобраза учебного материала (цветка, птицы, дерева и др.) со структурированной информацией. Время этапа 10 минут.

       II этап формирование умения использовать знания происходит в состоянии активности (азарта).  Во время этого этапа  происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование  визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом. Время этапа  10-15 минут.

       III этап урока отводится на закрепление навыка  использования знания. Во время этого этапа происходит отделение учебного образа и поиск самостоятельных примеров с последующими  (проверочными) возвращениями и корректировкой примеров. Время этапа 10-15 минут.

Домашнее задание  является продолжением III-го  этапа.

               Учащиеcя  любят создавать свои собственные образы. Многие из них  хотят усложнить схему  или «одухотворить» образ. Этот процесс сравнения нового со знакомым и понятным был и есть в арсенале многих выдающихся учёных. Например, сподвижник А.Д. Сахарова физик А.И. Гудзенко любил «переводить» сложные физические формулы  в

простые и понятные образы. У него студенты физические понятия изображали через живые скульптуры.

            В данной типовой скульптуре урока может быть выделено разное количество частей – на усмотрение учителя. Так, если проводится фонетическая,  лексическая, логическая зарядка, то количество частей урока прибавляется. Повторение нового материала обычно происходит не мене 5-6 раз за урок. При каждом повторе происходит активизация того  или иного канала восприятия: в одной части урока активизируется речь, в другой - моторика руки, осязание, зрение, обоняние; в третьей – логические структуры памяти и т.п.

         Большинство результатов по научению человека показывает, что запоминание происходит в ходе многократного повторения. К.Прибрам объясняет это так: «Во время повторения происходит  такое распределение повторяемого материала, что он включается в целую систему связей,  предварительно  зафиксированного опыта». В этом секрет прочной долговременной памяти, которая является скорее «функцией соединительных структур, чем функцией процессов в самой нервной клетке».

               Формирование длительно сохраняющихся изменений происходит в соединительных аппаратах  мозговой  ткани, когда рост нервных волокон меняет пространственную структуру связей между нейронами. Такой процесс уже имеет название концентрированного  научения. Эффект закрепляется на 20%, если  через несколько уроков (2-3) сделать повтор  на основе музыкального, цветового или фито-фона, который использовался при первичном знакомстве с материалом. Одновременно с закреплением можно проверить, какой из каналов был лучше отработан для того или иного ученика. Как организовать этот повтор? Нужно включить музыку, которая звучала во время определённого урока, воссоздать тот же запах и попросить учащихся самостоятельно в любой форме, которую они выберут, воспроизвести материал темы.

             Нахождение учебного  мыслеобраза в долговременной памяти и в активном обороте гарантировано при бескомпромиссном соблюдении последовательности I – II – III  этапов  и, конечно же, личном энтузиазме учителя! Любовь и энергия учителя порождают соответствующую любовь  и энергию учебного мыслеобраза ученика.

Так следует работать с каждой темой. Мобильность создается благодаря  глубоко осознанной педагогом необходимости использования релаксационноактивной (REAL) методики, которая применяется в преподавании.

             Биоадекватная методика позволяет разрабатывать интегрированные уроки в межпредметном и внутрипредметном контекстах. Такие уроки не предусматриваются учебными программами, но именно они дают возможность познания рассредоточенной в учебниках информации в целостном, концентрированном виде. В данном случае преследуется цель творческой интерпретации существующего  традиционного материала. При этом  понятие творчества как «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» включаются интеллектуальные и методические приёмы и методы работы: они-то и есть ценности. Научение культуре интеллектуального труда  на основе  национальной культуры народа – есть глобальная задача педагогики.

           Воспитательный характер релаксационно-активной  (REAL)  методики.

              REAL –  методика имеет ряд воспитательных смыслов, главное из которых непосредственно связаны с фазой релаксации. Последняя предопределяет выбор положительных эмоций учителя  уже в процессе подготовки  к занятию. Во время презентации информации и сам педагог, и дети  работают в оптимальном психоэмоциональном режиме, который нивелирует явные и скрытые конфликты личности, группы учащихся, включает центры удовольствия и таким образом воспитывает чувства и смыслы.

             Притчи, метафоры, басни, ролевые игры, будучи содержательными элементами  биоадекватной методики, снимают остроту деструктивной информации, её объектную направленность и усиливают трансформацию  энергии конфликтов  в энергию позитивного личностного роста. Учитель должен уметь  видеть в каждом ребёнке возможность проявления  его лучших сторон и управлять проявлением  его высших потенциальных возможностей. Ноосферный педагог ориентируется на личность ученика в её  высшем потенциале, воспитывая его личностное достоинство. В таком случае мы  имеем основание  говорить о личностной  ориентированности методики.

               REAL – методика является глубоко воспитательной благодаря грамотной организации  надличностного опыта ребёнка. На каждом биоадекватном уроке в его разуме «прокладывается дорожка»  между архетипами  («первообразами») и сознанием, которая ведёт к целостности личности. Ребёнок благодаря  связи с опытом предшествующих  поколений  через долговременную память обретает внутреннюю опору. В этом случае он оказывается способным сам решать свои проблемы и строить отношения с людьми в восходящем эмоциональном потоке.

             Каждый  акт выбора сопровождается понятием ответственности за этот выбор. При этом воспитательная функция методики выявляется в работе сущностно: не формальное запоминание, а личный творческий поиск воспитывает трудолюбие, самоорганизованность, инициативность, потребность в свободе выбора. Умение свободного выбора, установка приоритета инициирует навык интеллектуальной работы  и самоорганизующейся  духовности. Это та ситуация, когда сама учёба есть воспитание трудом, душой, интеллектом, когда не  требуется выделять дополнительное время на воспитательные мероприятия.

                           Здоровьесберегающий потенциал методики.

               Биоадекватная методика преподавания концентрирует внимание, включает память, волевые усилия по выполнению множества регламентированных урочных действий в соответствии с психофизиологическими возможностями учащихся.

                Известно, что традиционные приёмы обучения базируются преимущественно на кратковременной памяти при доминирующем участии левого полушария головного мозга (центры речи и слуха). При этом значительная часть подкорковых структур, связанная с лимбико-ретикулярным комплексом и эмоциями, не только исключается из процесса восприятия и переработки информации, но и методически подавляется на каждом уроке. Обучение как целенаправленная деятельность начинается с III-го (программного) блока мозга, который реализует не познавательный рефлекс, а установку на запоминание учебного материала. Это ведёт к перенапряжению нервных центров, связанных с биологическими мотивациями, и образованию патологических доминант в I-ом  (энергетическом) блоке мозга. Именно поэтому у детей и подростков  быстро наступает утомление, снижается внимание, возникает сонливость, накапливается агрессия. Именно отсюда – тактика избегания неудач (плохая оценка, порицание), имеющее место на уроках, построенных на  традиционной методике.

Преимущества биоадекватной методики очевидны. Благодаря естественной стимуляции ретикулярной формации через все каналы восприятия обеспечивается  бодрствующее, деятельное  состояние коры обоих полушарий головного мозга. Ретикулярная формация активизирует  энергетическое обеспечение образовательной деятельности через задний гипоталамус. А далее генетически последовательно, физиологично нейронные ансамбли  I, II, III  структурно-функциональных блоков головного мозга включается  в процесс восприятия информации.

                Кроме того, релаксация обеспечивает реализацию коммуникативной функции эмоций, которая почти на 90% происходит на неречевом уровне. Эмоциональное напряжение выходит   на  вегетативные функции организма человека, проявляясь сдвигами кожно-гальванического рефлекса, частоты сердечных сокращений, кровяного давления и т.п.  В результате моделирования в процессе релаксации эмоционально-позитивной среды происходит нормализация работы вегетативных функций организма и получение дополнительного энергетического импульса для усвоения новой учебной информации и приобретения навыков познания. Так как влияние эмоций на поведение подчинено принципу  максимизации положительных эмоций  и минимизации отрицательных, то данный подход соответствует природному закону нормального развития  психических функций  у ребёнка.

          Предохранительной  мерой в решении педагогической задачи здоровьесбережения выступает  структурирование учебной информации по базовому принципу золотых пропорций. Большая часть  (65%) учебного материала в биоадекватном преподавании является известной, данной уже из пройденного курса изучаемой дисциплины или других общедоступных источников. Доля незнакомой информации составляет 30%. И только 5%  от общего учебного материала может содержать негативный смысл явно или в виде подтекста. Таким образом, и по энергетическим,  и по информационным параметрам  REAL - методика представляет универсальный естественный инструмент профилактики  психосоматических заболеваний.

             Биоадекватность метода  не исчерпывается  профилактическими функциями.  Она не только сохраняет, но корректирует и развивает здоровье благодаря  запуску механизма  саморегуляции. Впервые его действие  было  научно обосновано  Нобелевским лауреатом И.Н. Пригожиным в работе «Самоорганизация саморегуляции биологической системы», где  одна из закономерностей  современной термодинамики была распространена  на биологические объекты. Эта закономерность состоит в следующем: при определенных условиях любая система, представленная сама себе, стремится к состоянию  наименьшего  возбуждения частей, составляющих эту систему;  при этом растёт степень упорядоченности и происходит самоорганизация.  Примерно это же происходит  во время релаксации. Альфа-тета-состояние головного мозга способствует гармонизации элементарного гомеостаза, т.е. самоупорядочиванию организма и психики человека на всех  уровнях: физиологическом, эмоциональном,  интеллектуальном и т.д.

                Учебная релаксация построена  на виртуальном представлении образа, который непосредственно  не воздействует на сенсорные каналы тела человека,  но может  быть им представлен  и визуально, и тактильно, осязательно, т.е. может охватывать все аспекты  чувствования. Этот принцип получил название биологической  обратной  связи (БОС). Проектная функция  мозга обеспечивает равновесное функциональное состояние (фаза пассивного открытия), в котором соединяются одновременно протекающий внешний процесс объяснения учителем учебной информации (внешнее воздействие сигнальных импульсов) и внутренний психологический процесс ассоциирования. Такой подход инициирует учащегося к включению в процесс саморегуляции, к контролю за ситуацией и своим состоянием с опорой на  первосигнальные или второсигнальные регулирующие образы.

                При глубокой релаксации  в деятельности мозга могут образовываться  вспышки абсолютно упорядоченной активности всех центров мозга. Возникает уникальное явление когеренции  (взаимосвязанность, согласованность) волновой активности всех центров мозга: передняя и задняя части мозга, правое и левое полушария, кора и подкорка начинают действовать абсолютно согласованно. Американский  нейрофизиолог К. Уоллс, открывший явление когеренции, выделил  его в отдельное – четвертое – состояние сознания, первое из высших состояний сознания, доступных человеку и  описанных во всех священных книгах. Это состояние является эмерджентным (внезапно возникающим) по отношению к  другим психофизическим  состояниям, оно принципиально  отличается от них  и вместе с тем  интегрирует познавательные возможности последних.  На короткие мгновения, даже  при первой релаксации, человек переживает такой опыт.

                 Ноосферный  учитель,  создавая на уроке состояние комфорта, удовольствия, радости, единения с миром, методически грамотно  включает природный механизм эмерджентного самоуправления. В состоянии релаксации  каждый погружён в себя, каждый ребёнок сам моделирует образы, обеспечивающие ему состояния покоя и познания. Учебная информация воспринимается легко – через мечту. В активном состоянии  ребенок легко воспроизведет весь материал: он и отдохнул, и поработал.

                Учебная релаксация – это самый приятный и самый здоровый этап  образовательного процесса, ведь в этот момент дети «говорят на одном языке с природой». После учебной релаксации в старших классах  девушка высказала своё мнение: «Мне удалось не только созерцать великолепные пейзажи, я словно поднялась над всем обыденным и повседневным. После релаксации я поняла, что живу в мире, в котором есть места, где можно мечтать и, открыв глаза,  оказаться совершенно свободным, отдохнувшим, полным сил человеком!»; «Совершенно неожиданными  ноосферные уроки показались нам в самом начале и необходимыми сейчас. Остаётся что-то,  что никуда не уходит из памяти. Будто сказка закончилась, а волшебная палочка осталась у тебя в потайном кармане. Чувство комфорта не покидает тебя до конца дня, а легкая улыбка не исчезает  с твоего лица ни на минуту» - так думают учителя, которые проводят ноосферные уроки.

              Биоадекватность восприятия и, соответственно, эффективность REAL-методики оказывается выше у тех, кто в меньшей степени испытывал  влияние со стороны «левополушарного» социума. Методом образного мышления наиболее успешно овладевают учащиеся  младшего школьного возраста. Он им нравится,  поскольку это естественный  для человека путь мышления.

Критериями эффективности методики являются прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое на изучение одного и того же курса, снижение заболеваемости.

             

                    Пример биоадекватного  урока по русскому языку во 2 классе.

Тема: Слова, которые обозначают действие предметов.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со словами, которые обозначают действия предметов;
  2. Дать характеристику словам, которые обозначают действия предметов;
  3. Развить умение задавать вопросы к словам, которые обозначают действие предметов;
  4. Создать условия для восприятия множества слов, обозначающих действие предметов (глаголов) и определить закономерности функционирования с другими частями речи (существительными и прилагательными);
  5. Обогатить словарный запас учащихся;
  6. Способствовать развитию ассоциативного мышления, созданию с помощью ассоциаций общей картины взаимодействия частей речи русского языка;
  7. Способствовать развитию целостного мышления учащихся, формирование учебного мыслеобраза по теме глаголов (логического и интуитивно-образного);
  8. Развивать воображение детей.

           

  План  урока.

  1. Орг.момент (активность) 5 минут.

(С каким настроением пришли?  Что понравилось при выполнении домашнего задания? Кто хочет поделиться дополнительной информацией по предыдущей теме?)  Работа с названием темы, с эпиграфом урока.

  1. Представление новой темы. 3 минуты. (Учебная релаксация) 7 минут. Формирование учебного мыслеобраза по теме, ассоциативное восприятие материала.
  2. Динамическая пауза. 3 минуты.
  3. Воспроизведение материала. (Активность) 5 минут. Активизация полученной информации на уровень логического и лингвистического осмысления; работа со схемой-образом.
  4. Развитие темы. Закрепление. 10 – 15 минут. Выполнение упражнений, обсуждение темы.
  5. Итог урока. 5 минут. Домашнее задание.

Оборудование урока.

Оформление на доске:

Тема: Слова, обозначающие действие предметов.

Доска:

Правая и левая стороны доски

закрыты в начале урока

Правая сторона

оформлена в виде океана Русского языка;

Средняя часть

– тема урока;

– эпиграф;

– крылатое     выражение;

–  высказывание

К.Паустовского.

Левая сторона

плакат со словарными словами:

Что делает?                Что?                        Какой?                                                  

                                      Ветер

                                   Кораблик

                          Путешественник

 

           На карточках приготовлены пословицы и поговорки о труде с пропущенными глаголами для игры «Кто быстрее придумает, подберёт подходящее по смыслу слово».

  Эпиграф к уроку:

                Ищу слова певучие,                     Да грели бы лучистые,

              Народные, исконные,                     Да звали бы пригожие

                  Кипучие, горючие,                     На помыслы бы чистые

          Бездонные, стозвонные,                          Да на дела хорошие.

       Да чтобы в душу падали,

 Как в полюшко бы зёрнышко,

           Чтоб добрые да ладные,                        (В.Выркин)

     Светили, словно солнышко.

ХОД  УРОКА

  1. Орг.момент (активность) 5 минут.

 –  С каким настроением пришли? Что интересного произошло при выполнении домашнего задания? Удалось ли найти дополнительную информацию?

      Давайте сегодня познакомимся с одним крылатым выражением. Это высказывание великого мастера слова Максима Горького. Постарайтесь запомнить это выражение.

        Крылатое выражение (записано на доске):

        Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

                                                                         М.Горький.

 – Как вы понимаете это высказывание?

 – Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

/О словах, которые обозначают предмет, явления, человека (существительные), о словах, которые обозначают признаки предметов (прилагательные)… И о словах, которые обозначают… действие предметов (глаголы)/.

 – Давайте, обратимся к эпиграфу урока. /Читаем/. Как вы понимаете эти слова?

 – Наша цель с вами – научиться читать и понимать значение слов.

 – «На помыслы чистые» и «дела хорошие», словами «певучими» и «бездонными» я приглашаю вас в путешествие по океану… океану  знаний Русского языка.

 – Давайте в тетрадке запишем дату нашего путешествия и обозначим «классную работу», которую нам предстоит сделать. Итак, в путь!

2. Представление новой темы. (Учебная релаксация 7 минут).

Оборудование: магнитофон (тихая музыка, шум океана), фитофон (морская свежесть).

Условный рассказ учителя: На прекрасном корабле мы отправляемся в путешествие! Представьте, как должен выглядеть наш корабль? Какого он цвета, какого размера? А как выглядите вы - путешественники? Какое у вас настроение? Пусть во время нашего путешествия исполнится какая-нибудь ваша мечта. Итак, займите удобное положение, уютно устройтесь. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, ноги. Почувствуйте, как вы наполняетесь свежестью океана, для вас открывается его мощь и сила, красота и мудрость. Каждый миг жизни даёт вам возможность для творчества... Сейчас с каждой минутой океан творчества становится всё интереснее. Могучие творческие силы вашего внутреннего мира океанским ветром вырываются наружу и создают вокруг вас новый прекрасный мир. Мир, который полон интересных знаний.

Звуки океана увлекают вас в путешествие, аромат океана манит в незнакомые дали. Сейчас вы открыты всему новому. Плывите, летите и просто восхищайтесь своим состоянием, самим собой.

Представьте, что наш корабль умеет летать. На прекрасном летучем корабле вам виден океан с высоты птичьего полёта. Смотрите, вот остров, на котором живёт очень большая семья слов русского языка под названием - Имя Существительное. Все члены этой семьи обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? Всмотритесь в жителей этого острова, они Ваши хорошие знакомые. Представьте, как на карте Вы находите этот остров и вписываете название острова «Имя существительное». Именно на этом острове живут такие слова-существительные, как: Солнышко, Зёрнышко, Полюшко, Душа, Мысль, Факт, Одежда, Путешественник - потому что они обозначают предмет, явление или человека и отвечают на вопросы «кто?» и «что?».

Мысленно назовите свои примеры разных слов-существительных.

А вот другой остров, на котором живёт другая большая семья слов русского языка под названием - Имя Прилагательное. Все члены этой семьи обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какие? какое? каков? Теперь всмотритесь в жителей этого острова, они тоже Ваши хорошие знакомые. Представьте, как на карте Вы находите остров прилагательных русского языка и вписываете название острова «Имя Прилагательное». На этом острове живут Певучие, Народные, Исконные, Кипучие, Горючие, Добрые да Ладные, Лучистые, Пригожие, Чистые -  такие Хорошие слова-прилагательные.

Мысленно назовите свои примеры слов-прилагательных. Эти семьи хоть и живут на разных островах, но очень дружат и много трудятся вместе. Когда слова,  которые обозначают предметы,  явления, человека (Имена Существительные) взаимодействуют, дружат со словами, которые обозначают их признаки (Имена Прилагательные), то у них получаются – словосочетания: ветерок + (тёплый), кораблик + (летучий), завтрак + (аппетитный), слова + (бездонные) и др.

          Однажды Существительные и Прилагательные задумались о том, что чего-то им не хватает, нет законченности их дружбы, из Словосочетаний не получается создавать Предложения.

       А ведь из Предложений они могли бы строить прекрасные Тексты-города. Этот вопрос не давал покоя нашим друзьям – Именам Прилагательным и Именам Существительным, так как они ни одно дело не могли довести до конца.

     И тут, о чудо, представьте, что Имена Существительные и Имена Прилагательные увидели наш кораблик…   Они просятся с нами в путешествие, чтобы отыскать другие части речи, которые будут им помогать составлять Предложения. Давайте поможем им.

    Но в этом океане где-то плавает пиратский корабль Лентяев. На этом корабле властвует Лень со своими случаями-ошибками. На этот корабль может попасть только ленивый человек, который не учит правила, словарные слова и делает ошибки. Избавиться от ошибок можно, если уйти из власти Лени и выучить правила, словарные слова. Но лучше вообще не попадаться в плен и каждый день становиться грамотнее. Поэтому давайте дадим обещание Путешественников, изучающих мир Русского языка: «Мы будем любить, беречь, изучать, познавать, обогащать наш язык».

      «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия» (К.Паустовский)

           Представьте, как океан услышал наше обещание и подарил лёгкий попутный ветер, указывающий путь к острову слов, которые обозначают действие предметов, явлений, человека со всеми их признаками. Это остров, где живёт семья слов-действий, представляет собой часть речи – Глагол.

        Всмотритесь в жителей этого острова, они очень хотят познакомиться. Представьте, как на карте Вы находите остров слов, обозначающих действия предметов, и вписываете название острова «Глагол».

      Глагол – это часть речи русского языка, которая обозначает действие или состояние предмета, явления, человека и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

       Что же особенного у жителей острова «Глагол»? Они всё время находятся в действии. Они ни минуты не могут сидеть без дела. Но они почему-то не очень весёлые.  Слова-действия, то есть глаголы, ходили, искали, падали, звали кого-то и что-то, каких-то и таких-то, а им так хотелось «светить, словно солнышко», «греть лучистыми словами», «звать на дела хорошие».

       Наконец, их зов услышан Посмотрите, как радуются встрече Существительные, Прилагательные и Глаголы, потому что вместе они могут составлять-строить предложения: Волшебный кораблик летит. В океане русского языка встретились Прилагательные, Существительные и Глаголы. Они не боятся лени, потому что любят трудиться. Объединившись в одну дружную семью, они будут строить пути-мосты «Грамматики» от одного острова к другому, чтобы помогать ученикам – путешественникам изучать Русский язык.

      Посмотрите ещё раз на все острова океана Русского языка. Наше путешествие заканчивается, мы обязательно будем путешествовать ещё!

      Почувствуйте прилив сил, пошевелите пальцами рук, ног. Сделайте глубокий вдох. Улыбнитесь друг другу.

3. Динамическая пауза.

    Поднимитесь на носочки, потянитесь, улыбнитесь. Посмотрите ввысь и помашите небу, где вы так чудесно летали. Нарисуйте в воздухе волны, по которым плыли.

    Давайте в воздухе напишем названия островов, которые посетили во время путешествия, проговаривая вслух каждую букву: «Имена Существительные», «Имена Прилагательные», «Глагол».

 – Что обозначают, на какие вопросы отвечают эти части речи?

4. Воспроизведение материала.

–  Что вы чувствовали во время путешествия по океану Русского языка? Как прошло путешествие?

 – Какие образы запомнились?

 – Какими представились жители на островах?

 – Вспомните названия островов?

 – Как выглядел остров Глагола?

 – Что такое глагол?  Что вам запомнилось об этой части речи?

 – Нарисуйте на бумаге карту - маршрут нашего путешествия, обозначьте острова, которые посетили. Давайте теперь на бумаге напишем названия островов, которые посетили во время путешествия, проговаривая вслух каждую букву: «Имена Существительные», «Имена Прилагательные», «Глагол».

Что обозначают эти части речи, на какие вопросы они отвечают?        

5. Развитие темы. Закрепление.

 – Посмотрите на схему-образ «Океан Русского языка и острова «Части речи» (на доске открывается образ океана и названия островов).

 – Совпадает ли с тем, что нарисовали и написали Вы?

 – Узнаёте своих старых знакомых, жителей этих островов?

 – Назовите свои примеры Имён Существительных, Имён Прилагательных, Глаголов, покажите их на своей карте. Запишите их рядом с островами, где живут.

(Ещё раз произносится, что обозначает каждая часть речи и на какие вопросы она отвечает с приведением примеров).

Выполнение упражнений:

1) Давайте рассмотрим плакат со словарными словами, которые мы запишем и запомним:

 – Вам знакомы эти слова, что они обозначают? К какой части речи относятся?

 – Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание? А предложение?

 – Давайте составим и запишем сначала словосочетания, затем предложения.

Что делает?               Что?                                 Какой?        

                                                Ветер

                                             Кораблик

    Путешественник        

Глагол               Существительное             Прилагательное

2) Составьте маленький рассказ о глаголе.

    Примеры:

                           Интересная часть речи

                           В Русском языке живёт,

                            Кто что делает - расскажет,

                            Чертит, пишет и поёт...

                                     

                                         

                                           Вышивает или пашет,

                                            Бегает и забивает гол,  

                                            Варит, жарит, моет, чистит –

                                            Всё расскажет нам глагол.

3)        Раздаются на карточках пословицы и поговорки о труде с пропущенными глаголами для игры «Кто быстрее придумает, подберёт подходящее по смыслу слово».

 

Прочитайте пословицы. Вставьте в скобках подходящий по смыслу глагол.

Образец: Слово зря не  (-------) молвится.

Кто пахать  (        ),   у того хлеб не родится.

Кто хорошо  (        ),   тому есть чем хвалиться.

Всякий человек делом  (        ).

Не потрудиться, так и хлеба не  (        ).

На миру и работа  (        ,        ).

Слова - помощники: ленится, познаётся, трудится, добиться, спорится.

 – Что обозначают выделенные слова, на какие вопросы отвечают, к какой части речи они относятся?

 – Попробуйте придумать свою пословицу о труде. Запишите её по предыдущему образцу.

4)        Соедините стрелками пары слов: кто что делает. Придумайте из получившихся словосочетаний два-три предложения.

                    Тигр                         Мяукает

                    Кошка                      Рычит

                    Мышка                     Квакает

                    Лягушка                   Пищит

                    Щенок                      Чирикает

                    Воробей                   Скулит

                           Собака

                           Оса                                    

     5) Давайте найдём глаголы, существительные и прилагательные из эпиграфа нашего урока.

 – Что обозначают эти глаголы?  

  6. Итог урока.

 – Подведем итоги урока:

 – Вам понравились новые друзья - Глаголы?

 – Что они обозначают? На какие отвечают вопросы? Чем отличаются от прилагательных и существительных?

 – Вам понравилось путешествие?

Домашнее задание: Придумайте и нарисуйте образ, который бы помог рассказать о словах, которые обозначают действие предметов (о глаголе).

             Такие уроки не проводятся часто, но детям  (особенно учащимся начальных классов) очень нравятся.  Перед проведением биоадекватных уроков необходимо ознакомить учащихся с релаксационными зарядками, чтобы научиться «видеть» мыслеобразы. В дальнейшем эти зарядки заменяются биоадекватными уроками.

                         

,;'■..!

               Литература:

  1. М.С.Гончаренко, Н.В.Маслова, Н.Г.Куликова. Ноосферное образование – ключ к здоровью. Издательский комбинат ВИНИТИ, г.Люберцы, 2002 г.
  2. Н.В.Маслова. Ноосферное образование, М. 2002 г.
  3. Авторский коллектив: Н.В.Маслова,  Н.В.Антоненко,  М.В.Ульянов, Н.Г.Куликова, Л.В.Мазурина,  Ж.М.Ванцян.   Биоадекватная методика преподавания.

Издательство: Библиотека ноосферного учителя, М. 2008 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

МОТИВАЦИЯ - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Деятельно...

Ноосферное образование: теория и практика

Результатом  деятельности в использовании нейропсихолгических приемов   стала видео кассета  со всеми упражнениями по заданной  теме. С этой  видеокассетой  мне было...

"Повышение качества образования учащихся через внедрение в методику современного урока инновационных технологий»

"Повышение качества образования учащихся через внедрение в методику современного урока инновационных технологий"...

Биоадекватная методика как поисково-технологическая модель инноваций

Статья содержит характеристику биоадекватной методики как поисково-технологической модели инноваций, историю ее развития, структурное содержание биоадекватной  технологии. Приводится пример испол...

биоадекватная методика преподавания

Отчет по теме самообразования "Изучение биоадекватной методики преподавания". возможности применения методики в начальной школе....

Статья "Технологии и методики в современном образовании".

В статье для методического объединения учителей начальных классов рассмотрен0 понятие "технология", разнообразные виды классификаций этих технологий, формы и методы технологий, факторы...