Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс "Гармония"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Пояснительная записка, тематический и календарно-тематический планы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                              Тематический поурочный план обучения грамоте. 

Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. – личностные качества; Р. – регулятивные УУД; П. – познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией – П-1, выполнять различные мыслительные операции – П-2); К. – коммуникативные УУД.  Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения. Все учебные действия в период обучения грамоте выполняются детьми под наблюдением учителя, с его помощью.

п/п

№ урока

( чтен.,

письмо)

Тема урока

Вид занятия

Дата

плани-руемая

Дата по

факту

1 четверть

I.Добуквенный период 42 ч. ( 20ч. + 22ч.)

Планируемые

рез – ты  образ.

дея - ти

Осознавать речь, предложение, слово, слог, звук как предмет наблюдения и  изучения. Различать разновидности  речи (устная и письменная, деловые  сообщения и словесные рисунки); членить речь на предложения, из предложения выделять слова, из слов слоги и звуки, характеризовать их по освоенным признакам; выполнять для этого необходимые учебные действия. Подбирать слова и составлять предложения на основе различных источников. Составлять небольшие устные высказывания, слушать других, соблюдать правила общения на уроке.

Соблюдать правила посадки, расположения тетради, положение ручки в руке; ориентироваться в пространстве страницы, на строке, осознанно выполнять необходимые учебные операции. Писать элементы букв,  соединять их заданными способами.

Моделировать свою письменную речь, схематически записывать слова и предложения (осуществлять квази-письмо). Замечать и графически правильно обозначать освоенные «опасные при письме места»: пробелы между словами, начало и конец предложения, собственные имена (без термина).

Виды учеб.

дея - ти

- Желание учиться, положительное отношение к процессу учения, ориентация на образ «хорошего» ученика. Желание быть аккуратным, поддерживать порядок на своём рабочем месте. (Л.)    

- Понимать и выполнять инструкции учителя, повторять за ним определённые учебные действия и выполнять их относительно самостоятельно в материализованной, громкоречевой форме. Контролировать процесс выполнения действий одноклассниками и их результат. Принимать советы учителя и его оценку, вносить нужные коррективы; оценивать свои действия.  (Р.)

- Понимать и принимать сообщаемую учителем информацию, а также информацию, представленную в  изобразительной и модельной форме, переводить её в словесную форму. Разграничивать новые и известные сведения, воспроизводить их. (П-1.) Выполнять наблюдения,

 действия анализа, синтеза, сравнения, группировки, моделирования; коллективно делать простые умозаключения, обобщения. (П-2.)

- Говорить на уроке и слушать других; отвечать на вопросы, высказывать свои мысли; соблюдать правила общения на уроке. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)                                                                

1

Знакомство с учителем, одноклассниками и первым учебником.

03.09

1

Знакомство с прописями.

03.09

2

Как мы здороваемся и прощаемся?

04.09

2

Знакомство с правильной посадкой, положением ручки.

04.09

3

Зачем нам нужна речь?

06.09

3

Знакомство с разлиновкой в прописи.

05.09

4

Правила хорошей речи

07.09

4

Знакомства со штриховкой

06.09

5

Виды штриховки. Штриховка геометрических фигур.

07.09

5

Об одном и том же по – разному. Знакомство с секретом наклонного письма.

10.09

6

Речь устная и письменная

11.09

7

Предложение

13.09

6

Знакомство с секретом наклонного письма.

10.09

8

Слово

14.09

7

Введение письма под диктовку.(Квази – письмо).

11.09

9

Слог

Тест № 1

17.09

8

Знакомство с элементами букв: большие и малые наклонные линии. Звуки речи.

12.09

9

Урок – игра. Знакомство с элементами букв,знакомство с опасными местами. Звуки речи.

13.09

10

Звуки речи. Закрепление.

18.09

10

Квази – письмо с делением на слова.

14.09

11

Совершенствование умения выделять звуки речи

19.09

11

Знакомство с элементами букв: большие и малые наклонные линии с закруглением внизу.

17.09

12

Звуки гласные и согласные

20.09

12

Знакомство с элементами букв: наклонные прямые с закруглением вверху и внизу.

18.09

13

Звуки гласные и согласные: закрепление

24.09

14

Звуки вокруг нас. Звуки речи. Знакомство с элементами букв:

19.09

13

Знакомство  с элементами букв: линии с петлёй вверху и внизу.

20.09

15

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. 

25.09

14

Знакомство с элементами букв: большие и малые овалы.

21.09

16

Ударные и безударные гласные звуки:

закрепление

             15

Знакомство с элементами букв: письмо полуовалов.

24.09

             16

Письмо сильно наклонных линий с закруглением влево.

25.09

             17

Письмо больших и малых овалов.

26.09

18

Знакомство с нижним соединением элементов букв.

27.09

17

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

27.09

19

Знакомство со средним соединением элементов букв.

18

Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление.

20

Знакомство с верхним соединением элементов букв.

Пров. раб.№1

19

Ударные и безудар-ные гласные, твёрдые

и мягкие согласные звуки: закрепление

21

Знакомство с верхним соединением элементов букв.

22

Гласные и согласные звуки: обобщение. Знакомство с верхним соединением элементов букв

20

Согласные звуки: глухие и звонкие

Тест №2

1 четверть

(продолжение

41ч.)

II. основной период 151 час (68ч. + 83ч.)

Планируемые

рез – ты  образ. дея - ти

Правильно называть буквы, соотносить их со звуками, выделять и характеризовать звуки по всем освоенным  признакам; различать звуки и буквы. Применять нормы графики при чтении (владеть правилами чтения).    Читать правильно и плавно по слогам и целыми словами; готовиться к чтению трудных по структуре слов; понимать прочитанное, участвовать в его обсуждении.  Создавать высказывания на основе различных источников. Выделять из потока речи предложения, по интонации определять их количество; членить предложения на слова. Замечать незнакомые слова, спрашивать об их значении. Составлять предложения на основе различных источников.

  Соблюдать гигиенические требования к процессу письма. Правильно писать и соединять буквы, применять правила графики при письме. Находить «опасные при письме места» по освоенным признакам; списывать и писать под диктовку, выполняя предписываемый способ действия; применять изученные орфографические (без термина) правила.  

Виды учеб.

дея - ти

- Положительное отношение к урокам обучения грамоте, интерес к работе по букварю и прописям, к выполняемым заданиям; желание научиться читать и писать и готовность выполнять для этого учебные действия. Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда. (Л.)

- Узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; коллективно планировать действия для решения учебных задач, выполнять их, применяя осваиваемые способы действия; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме. Различать способ действия и результат, оценивать последний; адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

- Ориентироваться на странице букваря и прописей; понимать задания, представленные в словесной и модельной форме. Читать и понимать прочитанное; извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме. Понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную. (П-1.) Осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировку, классификацию по указанным и коллективно выявленным параметрам; моделировать, конструировать, совместно  делать умозаключения, обобщения. (П-2.)

- Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

Первые буквы гласных звуков А а – О о, И и – ы, У у - Э э

1

Письмо букв о О

1

Буквы А а – О о

2

Письмо букв а А

2

Буквы И и – ы

3

Письмо букв и И – ы

3

Буквы У у – Э э

4

Письмо букв э Э

5

Письмо букв у У

4

Закрепление

6

Упражнение в чтении и письме

Провер. раб №2

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных: Л л, М м, Н н, Р р

5

Буквы Л л – М м

7

Письмо букв л Л

6

Закрепление

8

Письмо букв м М

7

Буквы Н н

9

Письмо букв н Н

10

Закрепление

8

Буквы Р р

11

Письмо букв р Р

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш

9

Буквы С с

12

Письмо букв с С

10

Буквы К к

13

Письмо букв к К

11

Закрепление

14

Закрепление

15

Упражнение в чтении и письме

12

Буквы Т т

Тест №3

16

Письмо букв т Т

13

Буквы В в

17

Письмо букв в В

14

Закрепление

18

Закрепление

15

Буквы П п

19

Письмо букв п П

20

Упражнение в чтении и письме

2 четверть

16

Буквы Ш ш

21

Письмо букв Ш ш

17

Закрепление

22

Закрепление

Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ё, ю, ь

18

Буквы ы – И и

23

Повторение

19

Буквы А а – я

24

Письмо буквы я

25

Упражнение в чтении и письме

Пров. раб. №3

20

Буквы Э э – е

26

Письмо буквы е

21

Закрепление

27

Закрепление

22

Буквы О о – ё

28

Письмо буквы ё

23

Буквы У у – ю

29

Письмо буквы ю

30

Упражнение в чтении и письме

24

Закрепление

Тест №4

31

Закрепление

25

Буква ь

32

Письмо буквы ь

26

Закрепление

33

Закрепление

27

«Опасности письма» на месте безударных гласных

34

«Опасности письма» на месте безуд. гласн

35

Упражнение в чтении и письме

36

Закрепление

Буква й и обобщение: непарные по глухости-звонкости согласные звуки и их буквы

28

Буквы Й й

37

Письмо букв й Й

29

Закрепление и обобщение

38

Закрепление и обобщение

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з – С с, Б б – П п, Г г – К к, Д д – Т т, В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш

30

Буквы З з – С с

39

Письмо букв з З

40

Упражнение в чтении и письме

Провер. раб. №4

31

Буквы Б б – П п

41

Письмо букв б Б

32

Закрепление

42

Закрепление

33

Буквы Г г – К к

43

Письмо букв г Г

34

Буквы Д д – Т т

44

Письмо букв д Д

45

Упражнение в чтении и письме

35

Закрепление

46

Закрепление

36

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

47

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости

согласных (на конце слова)

37

Буквы В в — Ф ф

48

Письмо букв ф Ф

38

Буквы Ж ж – Ш ш

49

Письмо букв ж Ж

50

Упражнение в чтении и письме

39

Закрепление

51

Закрепление

40

Правописание ударных сочетаний

жи– ши

52

Правописание ударных сочетаний

жи- ши

41

Закрепление сведе-ний об «опасностях письма»

53

Закрепление сведений об «опасностях письма»

42

Повторение изученного

54

Повторение изученного

43

Читаем и рассказываем

55

Рассуждаем и пишем

Буквы непарных по глухости- звонкости глухих согласных звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ

             56

Упражнение в чтении и письме

44

Повторение изученного

57

Повторение изученного

3 четверть 

45

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согл)

58

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости

согласных (перед согл)

46

Буквы Х

59

Письмо букв х Х

47

Закрепление

60

Закрепление

61

Упражнение в чтении и письме

48

Буквы Ц ц

62

Письмо букв ц Ц

49

Буквы Ч ч

63

Письмо букв ч Ч

50

Буквы Щ щ

64

Письмо букв щ Щ

51

Закрепление

65

Закрепление

66

Упражнение в чтении и письме

52

Читаем и обсуждаем

67

Закрепление

53

Правописание соче-таний ча–ща, чу–щу

68

«Опасности письма»: ча–ща, чу–щу

54

Закрепление: жи–ши, ча–ща, чу–щу

69

Закрепление: жиши, ча–ща, чу–щу

55

Повторение изученного

70

Повторение изученного

71

Упражнение в чтении и письме

56

Обобщение

Новая «работа» знакомых букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я

57

Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова

72

Письмо букв Е, Ё

58

Буквы е, ё, ю, я после букв гласных

73

Письмо буквы Ю

59

Закрепление

74

Письмо буквы Я

60

Обобщение: «работа» букв гласных

Тест №5

75

Закрепление написа-ния букв Е, Ё, Ю, Я

76

Упражнение в чтении и письме

61

Читаем и наблюдаем

77

Закрепление исполь-зования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозна-чения двух звуков

62

Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я

78

Закрепление правиль-ного использования букв й – е, ё, ю, я

Разделительные знаки – ь и ъ

63

Буква ь (разделительный)

79

Письмо ь как разделительного

64

Разделительный ъ

80

Письмо разделительного ъ

81

Закрепление написания букв ь и ъ

65

«Работа» букв ь и ъ

82

Обобщение: «опасные при письме

места»

Обобщение, повторение

66

Читаем, наблюдаем, всё повторяем

83

Упражнение в чтении и письме

67резерв

193.

68 резерв

III. Завершающий период    5 часов

Планируемые

рез – ты  образ. дея - ти

Правильно именовать все буквы алфавита,  называть звуки, которые ими обозначаются; различать звуки и буквы; с опорой на алфавитный перечень букв располагать буквы по алфавиту.  Читать и понимать тексты, выполнять предлагаемые виды работы, участвовать в обсуждении прочитанного.  Рассматривать обложки книг, по их элементам предполагать общее содержание; соотносить прочитанные отрывки из произведений с представленными книгами. Проявлять интерес к книгам и их чтению. Рассказывать о любимых книгах.

  Писать буквы, слоги, слова, предложения, стараясь соблюдать каллиграфические требования; оценивать свои записи с точки зрения  каллиграфии. Применять при письме правила графики и орфографии (без терминов). Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимую последовательность действий.

Виды учеб.

дея - ти

- Положительное отношение к учению, удовлетворение от результатов учебного труда; элементы познавательного интереса, в том числе к книгам, желание их читать. (Л.)

- Понимать и принимать учебную задачу, выполнять действия для её решения, совместно планировать порядок операций. Различать способ действия и результат, владеть освоенными способами действия. Оценивать результат труда,  сравнивать свою оценку с оценкой учителя. (Р.)

 - Читать и понимать прочитанное. Понимать информацию, представленную разными способами на обложке книги, формулировать свои мысли. (П-1.) Выполнять действия анализа, сопоставления, аналогии, группировки, обобщения. (П-2.)  

- Участвовать в коллективном обсуждении различных вопросов, выражать свои мысли и чувства, высказывать оценочные суждения. Слушать высказывания одноклассников, допускать возможность других точек зрения. Соблюдать правила культуры общения. (К.)

194.

1

Алфавит

195.

1

Алфавит

196.

2

Закрепление умения писать

 197.

2

Как хорошо уметь читать!

Про-вер. раб.№5

198.

               1

Резерв



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обучению грамоте разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, 2009 год,  программой по обучению грамоте,   на основе авторской программы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова «Обучение грамоте» 1 класс (Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012) .

Основная цель курса – практическое изучения детьми основ фонетики и графики, начал орфографии, развития речи и культуры речевого поведения;

Главные задачи курса:

 - знакомство учащихся с основными единицами языка и законами их употребления;

- формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целым словом;

- освоение детьми графической системы языка и каллиграфических навыков;

- развитие речи и лингвистических способностей первоклассников;

- начальное литературно-эстетическое развитие учащихся.

Специфика уроков обучения грамоте состоит в том, что с них фактически начинаются сразу два курса: литературного чтения и русского языка.

Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.

            Программой предусмотрено 200 часов (22–23 учебные недели) обучения грамоте: подготовительный период – 42 часа, основной период – 151 час и завершающий период -  7 часов. По календарю и плану гимназии на обучение грамоте отводится 198 часов: 89часов на  литературное чтение (чтение), 109 часов на русский язык (письмо).

В связи с этим распределение часов по разделам следущее:

Наименование разделов и тем

Всего часов

Часов руск.яз.

Часов лит.чт.

1.

Подготовительный период

42

23

19

2.

Основной период

151

83

68

3.

Завершающий период

5

3

2

Итого:

198

109

89

В качестве контроля усвоения учащимися изученного материала проводятся проверочные работы и задания тестового характера.

Виды контрольных работ:

Наименование разделов и тем

Проверочные работы

Тестовые работы

1.

Подготовительный период

1

2

2.

Основной период

3

3

3.

Завершающий период

1

Итого:

4

6

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Подготовительный период (42 ч)

Обучение речи (говорению, слушанию, поведению во время разговора). Речь как способ общения людей; понятность и вежливость как главные качества речи; правила речи и их практическое освоение в различных ситуациях общения, в том числе на уроке. Виды речи: деловая и «картинная» (разговорно-художественная), устная и письменная; накопление детьми опыта разграничения этих видов речи и их практического использования. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи.

Первоначальное освоение языковых понятий. Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений и их квази-запись.

Слово как название чего-либо, разграничение слов и называемых ими явлений действительности; наблюдения за значениями слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование большой буквы в именах, фамилиях, кличках и т. д.

Слог  как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью приёма скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры.

Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные (общее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости; приёмы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а также выполнение полного звукового анализа целых слов из 3—5 звуков.

Обучение письму. Правила посадки, положение тетради, руки, ручки при письме. Становление умения выполнять необходимые при письме движения, развитие мелкой мускулатуры руки, плавности её движений, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений, использование для этого штриховки и раскрашивания рисунков, обведения их контуров.

Освоение основных элементов строчных и прописных букв, их названия и начертания; овладение тремя способами соединения элементов букв при письме (верхним, нижним, средним), знакомство с правилом выбора соединения (в зависимости от места, где начинается следующий элемент или следующая буква). Начало работы над самооценкой написанного с точки зрения каллиграфии.

Основной период (151 ч)

Обучение чтению. Совершенствование умения выполнять полный и частичный звуковой анализ. Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи. Поэтапное изучение букв.

Последовательное обучение ориентировке на буквы гласных при чтении прямых слогов и в целом становление механизма позиционного чтения. Обучение чтению слов с различными способами обозначения звука [й'].

Совершенствование слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, повышение его правильности, беглости и сознательности, обучение выразительному чтению. Формирование умения самостоятельно подготовиться к чтению отдельных слов сложной слоговой структуры.

Обучение письму. Закрепление правил посадки, расположения тетради, положения ручки в руке; продолжение работы над развитием мышц руки, плавности её движения вдоль строки, глазомера и координации движений

Совершенствование умения вычленять и характеризовать звуки речи, правильно называть буквы для их обозначения. Формирование умения анализировать письменные буквы, выявлять составляющие их элементы, письменно конструировать буквы и свободно писать каждую.

Постепенное освоение написания всех букв параллельно с их изучением на уроках чтения. Обучение выбору одного из трёх способов соединения букв (нижнего, среднего, верхнего) в зависимости от начала написания следующей, а также выполнению всех видов соединений. Становление действия самооценки написанного с точки зрения каллиграфии.

Формирование умения обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й']. Обучение письму под диктовку слогов, слов, предложений, списыванию слов и предложений с печатного текста; последовательное обучение самопроверке написанного.

Закрепление знаний о способах оформления границ предложений, о раздельном написании слов, использовании большой буквы в именах и т. д., об основных правилах переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося слог из одной буквы); становление умения применять изученные правила.

Постепенное расширение перечня «опасных при письме мест»: поэтапное знакомство с «опасностями письма» на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед другими парными согласными, а также на месте ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу. Целенаправленное формирование орфографической зоркости учащихся – умения по освоенным признакам обнаруживать и на слух прогнозировать орфограммы; применение этого умения при списывании и записи под диктовку слов и предложений.

Развитие речи. Совершенствование умения говорить и слушать, соблюдать правила поведения при общении в различных ситуациях.

Формирование диалогической и монологической речи – как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, воспоминаний.

Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавливанию после уточнения темы и главной мысли (без терминов), участию в беседе по прочитанному.

Завершающий период (5 ч.)

Обобщение о звуках и буквах русского языка. Систематизация сведений о звуках и обозначающих их буквах (на основе схемы-опоры и «ленты букв»). Знакомство с другой системой расположения букв – с алфавитом; освоение алфавита.

Обучение чтению. Введение первоклассников в мир детских книг и мотивация дальнейшего самостоятельного чтения – рассматривание обложек книг, чтение отрывков, беседы о знакомых, любимых книгах, подведение к мысли: «Как хорошо уметь читать!»

Обучение письму. Закрепление приобретённых каллиграфических, графических и орфографических умений в процессе списывания, письма под диктовку, коллективного составления и записи различных предложений, в том числе поздравлений с окончанием букваря и обобщения: «Как хорошо уметь писать!»

Требования к уровню подготовки выпускников

Первоклассник научиться:

УУД

Читательские умения:

  • читать правильно и плавно целыми словами или по слогам с темпом (вслух) не менее  25 слов в минуту; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
  • замечать слова, значения которых не совсем понятны, и спрашивать о них;
  • самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
  • при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в том числе окраску голоса (интонацию), мимику.

Речевые:

  • участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
  • понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
  • выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
  • замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении;

•        создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного.

Фонетические:

  • разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
  • последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным);

Гигиенические, каллиграфические, графические, орфографические:

  • соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
  • правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять их соединение; адекватно оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
  • осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й'];
  • обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
  • применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи —ши, ча—ща, чу—щу;
  • писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения, отмечая «опасные места» и применяя освоенные орфографические правила, в том числе основные правила переноса слов.

Личностные УУД

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
  • Действие смыслообразования,

Коммуникативные УУД

  • Умение выражать свои мысли,
  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание,

 волевая саморегуляция,

  • коррекция,
  •  оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,
  • Смысловое чтение,
  • Выделение и формулирование учебной цели.
  • Планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

  • Анализ объектов;
  • Синтез, как составление целого из частей
  • Классификация объектов.
  • Доказательство
  • Выдвижение гипотез и их обоснование
  • Построение логической цепи рассуждения


Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  • М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова «Обучение грамоте» Программа и поурочно-тематическое планирование 1 класс (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
  • М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина  Букварь «Мой первый учебник» в 2-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
  • Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик  Прописи «Хочу хорошо писать» в 4-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
  • Медиа-презентации.
  • Медиапроектор.
  • Интернет – ресурсы.

Для учащихся:

  • М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина  Букварь «Мой первый учебник»  в 2-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)
  • Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик  Прописи «Хочу хорошо писать» в 4-х частях (Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011)



Предварительный просмотр:

 Тематический план уроков обучение грамоте

№ п/п

Наименование разделов и темы уроков

Страни-

цы

Страни-

цы

 Всего часов

Из них

Сроки проведения

букваря

пропи-сей

Ла бо

рат

Кон

тр

Экс

кур

сия

Добуквенный период (42 ч.)

Речь, практика речевой деятельности ( 9 ч. )

Речь как способ общения людей.

Ч.1

3 - 15

4 ч.

Деловые сообщения и словесные рисунки

16 - 17

1 ч.

Речь устная и письменная.

18 -19

1 ч.

Письмо: каллиграфия. Гигиенические требования к посадке, положению ручки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи. Знакомство со штриховкой и разными её видами.

П №1

С.3 - 9

3 ч.

Предложение и слово (4 ч.)

Предложение как способ выражения мысли.

22-23

1 ч.

Слово как название чего-либо.

24 - 25

1 ч.

Письмо: каллиграфия, элементы орфографии. Гигиенические требования к положению тетради и руки. Знакомство с первыми элементами букв. Раздельное написание слов, прописная буква в начале предложений и именах собственных (без термина) как «опасные при письме места»

10 - 13

2 ч.

Фонетика. Каллиграфия (29 ч.)

Слог как минимальная произносительная единица.

26 - 27

1 ч.

Звуки речи.

28 - 35

4 ч.

Звуки гласные и согласные.

36 - 39

2 ч.

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

40 - 45

2 ч.

Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

46 - 58

7 ч.

Письмо: каллиграфия. Продолжение знакомства с элементами букв. Три вида соединений элементов букв: верхнее, среднее и нижнее.

14 - 39

13 ч.

Основной период (151 ч.)

Графика. Каллиграфия. Элементы орфографии

Первые буквы гласных звуков: А а – О о, И и – ы, У у – Э э.

59 - 69

4 ч.

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных звуков: Л л, М м, Н н, Р р.

70 - 83

5 ч.

Буквы парных по глухости - звонкости согласных звуков: С с, К к, Т т, В в, П п, Ш ш.

84 - 107

9 ч.

Письмо: каллиграфия, графика, элементы орфографии. Начертание и название букв гласных и согласных звуков. Знакомство с алгоритмом списывания.

П. №2

4 - 41

19 ч.

Буквы, обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ю, ь.

Ч.2

6 - 25

9 ч.

«Опасности письма» на месте безударных гласных.

26 - 29

2 ч.

Письмо: графика, каллиграфия, элементы орфографии.

Буквы я, е, ю, ь; их использование для обозначения мягкости

согласных.

П. №3

4 - 21

9 ч.

Резервные уроки

5ч.

«Опасности письма» на месте

безударных гласных.

22 - 25

2 ч.

Буква й. Обобщение: непарные звонкие согласные звуки и их буквы.

30 - 33

2 ч.

Письмо: каллиграфия, графика.

26 -29

2 ч.

Буквы парных по глухости - звонкости согласных звуков:

З з – С с, Б б – П п, Г г – К к, Д д –Т т, В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш.

34–47

50–55

60–65

11 ч.

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).

48 - 49

1 ч.

Правописание ударных сочетаний «жи–ши».

56 - 59

2 ч.

Письмо: каллиграфия, графика, элементы орфографии.

Написание букв парных по глухости-звонкости согласных звуков: З з – С с, Б б –П п, Г г – К к, Д д –Т т, Вв– Фф, Жж–Шш.

30–41

44–49

54–57

11 ч.

Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости

согласных (на конце слова).

42 -43

1 ч.

Правописание ударных сочета-

ний «жи–ши».

50 - 53

2 ч.

Резервные уроки.

6 ч.

Повторение изученного по фонетике, графике, орфографии.

Ч. 2

66 - 67

П. №4

1 ч.

Буквы непарных по глухости - звконкости согласных звуков:

Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ.

70 – 85

90 - 93

7 ч.

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости

согласных (перед согласными).

68 - 69

1 ч.

Правописание ударных сочетаний «ча–ща, чу–щу».

86 - 89

2 ч.

Обобщение сведений об «опасных при письме местах».

114 - 115

1 ч.

Новая «работа» знакомых букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я.

94 – 107

5 ч.

Знакомство с разделительными «ь» и «ъ» как показателями на-

личия звука [й,].

108 - 113

3 ч.

Письмо: графика, каллиграфия, элементы орфографии.

Повторение изученного.

3 - 5

1 ч.

Написание букв непарных по

глухости-звонкости согласных

звуков: Х х, Ц ц, Ч ч, Щ щ, а

также букв: Е, Ё, Ю, Я и ь, ъ.

8–21

28–39

40–45

7 ч.

6 ч.

3 ч.

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости

согласных (перед согласными).

6 - 7

1 ч.

Правописание ударных сочетаний ча–ща, чу–щу.

22–27

46–47

3 ч.

1 ч.

Резервные уроки

5 ч.

Завершающий период (5 ч.)

Алфавит. Как хорошо уметь читать!

116 - 123

2 ч.

Письмо: каллиграфия, орфография. Алфавит. Проверяю себя.

48 - 51

2 ч.

Резервные уроки.

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...