Главные вкладки

    Рабочая программа (русский язык, 3 класс) по теме:
    Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Школа России. ФГОС

    Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлены к учебнику Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В 2 ч. ФГОС

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Быковская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Джурко

    Шипуновского района   Алтайского края

    Рассмотрено МО

    учителей начальных классов


    Протокол №……от………………..


    Руководитель МО…………………..……


    /Л.В.Сошилова/


    «……..»……………………. 2013год.

    Согласовано Методическим Советом

    школы


    Протокол №……от………………..


    Председатель…………………….……


    /…..................../


    «……..»……………………. 2013год.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ СОШ

    имени А.С.Джурко


    Приказ №………….от…………..


    ………………………………….

    /С.И. Журавлева/


    «……..»……………… 2013год.

    Рабочая программа

    начальной ступени общего образования

    учебного курса

    «Русский язык»

     3 класс 

     

    Срок реализации программы: 1 год

    Составитель:

    Цыганенко Светлана Александровна

    учитель начальных классов

    2013-2014 учебный год

    Пояснительная записка

     

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы «Русский язык», автор Канакина В.П., Горецкий В.Г., принадлежащей системе учебников «Школа России».

    Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

    Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

    Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

    Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

    • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

    • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Общая характеристика курса

    Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

    — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    — развитие коммуникативных умений;

    — развитие нравственных и эстетических чувств;

    — развитие способностей к творческой деятельности.

    Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

    • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

    Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

    Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

    Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

    Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

    После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

    • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

    • орфография и пунктуация;

    • развитие речи.

    Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

    Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

    Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

    Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

    Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

    Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

    Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

    Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

    Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

    Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

    Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

    Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

    Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

    Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

    Место курса «Русский язык» в учебном плане

    На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

    Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

    Результаты изучения курса

    Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты

    1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты

    1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    3. Использование знаково-символических средств представления информации.

    4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

    6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

    12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

    Предметные результаты

    1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

    2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

    4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

    5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

    6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

    7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

    9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

     

    Содержание курса

    Виды речевой деятельности

    Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

    Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]

    Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

     

    Обучение грамоте

    Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

    Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

    Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

    Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

    Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

    Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

    Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

    Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

    Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

    Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

    Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

    Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

    Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

    • раздельное написание слов;

    • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

    • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

    • перенос слов по слогам без стечения согласных;

    • знаки препинания в конце предложения.

    Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

    Систематический курс

    Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

    Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

    Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

    Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

    Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

    Лексика[3]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

    Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

    Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

    Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

    Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

    Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

    Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

    Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

    Наречие. Значение и употребление в речи.

    Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

    Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

    Частица. Частица не, её значение.

    Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

    Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

    Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

    Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

    Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

    Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания и пунктуации:

    • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

    • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

    • перенос слов;

    • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

    • проверяемые безударные гласные в корне слова;

    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    • непроизносимые согласные;

    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

    • разделительные ъ и ь;

    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

    • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

    • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

    • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

    • безударные падежные окончания имён прилагательных;

    • раздельное написание предлогов с именами существительными;

    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

    • раздельное написание частицы не с глаголами;

    • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

    • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

    • безударные личные окончания глаголов;

    • раздельное написание предлогов с другими словами;

    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    • запятая при обращении в предложениях;

    • запятая между частями в сложном предложении.

    Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

    Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

    Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

    Последовательность предложений в тексте.

    Последовательность частей текста (абзацев).

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

    План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

    Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    Знакомство с жанрами письма и поздравления.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

    Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

    Распределение основного содержания по темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

    — Тематическое планирование по русскому языку к учебнику:

    1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс.


    Тематическое планирование курса «Русский язык»

    в 3 классе (170 часов)

    №п/п

    Дата проведе-ния

    Тематическое планирование

    Характеристика деятельности

     учащихся

    Примечания

    Язык и речь (2 ч)

    Наша речь. Виды речи

    Наша речь и наш язык (2 ч)

    Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

    Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.


     Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.

    Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

    Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

    Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

     Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

    Наш язык

    Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

    Текст. Типы текстов

    Текст (повторение и углубление представлений о тексте) (2 ч)

    Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

    Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

    Формирование навыка смыслового чтения текстов различные стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).

    *Слова с непроверяемым написанием: орех.

    Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста.

    Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

    Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

    Текст. Типы текстов

    Предложение

    Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) (1ч)




    Развитие речи. Коллективное составление не-
    большого рассказа по репродукции картины.

    Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

    Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

    Выделять в письменном тексте диалог. 

    Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст.

    Виды предложений по цели высказывания

    Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) (3 ч). 

    Знаки препинания в конце предложений.

    *Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

    Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такою типа.

    Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

    Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

    Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

    Обосновывать знаки препинания в конце предложений

    Виды предложений по интонации

    Предложения с обращением

    Обучающее изложение

    Предложения с обращением (общее представление) (1 ч)

    Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

    Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

    Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

    Главные и второстепенные члены предложения

    Состав предложения (повторение и углубление представлений) (2 ч).

    Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения.





    Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный).

    Разбор предложения по членам.

    Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения.

    Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

    Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.

    Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

    Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

    Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

    Главные и второстепенные члены предложения

    Простое и сложное предложения

    Простое и сложное предложения (общее представление) (2 ч).

    *Слова с непроверяемым написанием: заря. 

    Запятая внутри сложного предложения

    Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение».

    Разделять запятой части сложного предложения.

    Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

    Простое и сложное предложения

    Словосочетание

     Словосочетание (3 ч)

    Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

    *Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

    Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

    Проверочная работа

    Различать словосочетание и предложение.

     Выделять в предложении словосочетания.

    Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

    Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

    Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

    Словосочетание

    Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

    Слово в языке и речи (19 ч)

    Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

    Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) (2 ч) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.





    Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

    Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

    Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

    Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

    Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.

    Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

    Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

    Синонимы и антонимы

    Омонимы

    Омонимы (I ч).

    Использование омонимов в речи. *Слова с непроверяемым написанием: понедельник.

    Работа со словарём омонимов.

    Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

    Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

    Слово и словосочетание

    Слово и словосочетание (1ч)

    Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

    Фразеологизмы

    Фразеологизмы (2ч).

    Значение фразеологизмов и их использование в речи.

    *Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.

    Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

    Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.

    Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

    Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

    Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

    Обучающее изложение

    Части речи

    ЧАСТИ  РЕЧИ (5 ч.)

    Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках

    *Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный.

    Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

    Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

    Имя числительное (общее представление)

    *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда.

    Проверочная работа.


    Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

    Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

    Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

    Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

    Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.

    Имя существительное

    Имя прилагательное

    Глагол

    Что такое имя числительное?

    Однокоренные слова

    Однокоренные слова (1ч)

    Обобщение и уточнение представлений об

    однокоренных (родственных) словах, о корне

    слова.

    *Слова с непроверяемым написанием: картофель

    Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

    Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

    Звуки и буквы. Гласные звуки

    Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) (7 ч)

    Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

    Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне.

    Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

    Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

    Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

    *Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород.

    Проверочный диктант.

    Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

    Проект «Рассказ о слове»*.

    Различать слово и слог, звук и букву.

    Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.

    Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова.

    Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

    Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

    Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

    Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

    Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

    Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер).

    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

    Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

    Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

    Звуки и буквы. Согласные звуки

    Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

    Обучающее изложение

    Обобщение и закрепление изученного

    Проект «Рассказ о слове»

    Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

    Состав слова (16 ч)

    Что такое корень слова?

    Корень слова (3 ч)

    Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

    Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

    Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).

    Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

    Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

    Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

    Как найти в слове корень?

    Сложные слова

    Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

    Формы слова. Окончание (2 ч)

    *Слова с непроверяемым написанием: обед,

    ужин.

    Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

    Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

    Приставка (2ч)

     






    Суффикс (Зч)

    Значение этих значимых частей в слове.

    Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

    Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

    Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

    Значения приставок

    Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

    Значения суффиксов

    Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

    Что такое основа слова?

    Основа слова (2ч)

    Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.


    Выделять в словах основу слова.

    Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

    Обобщение знаний о составе слова

    Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»

    Обобщение знаний о составе слова (4 ч)
    Изменяемые и неизменяемые слова, их употре-
    бление в речи.

    Разбор слова по составу.

    Формирование навыка моделирования слов. *Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.

    Проверочная работа.






    Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.


    Проект «Семья слов».

    Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

    Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).

    Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

    Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

    Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

    Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

    Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова

    Обучающее изложение

    Проект «Семья слов»

    Правописание частей слова (29 ч)

    Проект «Семья слов»

    В каких значимых частях слова есть орфограммы?

    Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1 ч). Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг.

    Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

    Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

    Правописание слов с безударными гласными в корне

    Правописание слов с безударными гласными в корне (3 ч).

    Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. *Слова с непроверяемым написанием: север, берег.



    Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).


    Правописание слов с безударными гласными в корне

    Правописание слов с безударными гласными в корне

    Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

    Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч).

     *Слова с непроверяемым написанием: пороша.

    Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.


    Приводить примеры слов с заданной орфограммой.


    Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.


    Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


    Работать с орфографическим словарём.


    Составлять словарики слов с определённой орфограммой.


    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.






















    Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

    Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.







































    Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».








    Составлять объявление.

    Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

    Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

    Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

    Обучающее изложение

    Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

    Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (4 ч).

    *Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный.









    Правописание слов с удвоенными согласными (3ч).

    *Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.




    Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

    Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

    Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

    Правописание слов с удвоенными согласными

    Правописание слов с удвоенными согласными

    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

    Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»

    Правописание суффиксов и приставок

    Правописание суффиксов и приставок (4 ч).

    Правописание суффиксов и приставок

    Правописание суффиксов и приставок

    Правописание суффиксов и приставок

    Правописание приставок и предлогов

    Правописание приставок и предлогов (4 ч). *Слова с непроверяемым написанием: желать.





    Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (5 ч).















    Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

    Контрольный диктант. 





    Составление объявления.

    Правописание приставок и предлогов

    Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

    Разделительные твёрдый и мягкий знаки

    Разделительные твёрдый и мягкий знаки

    Разделительные твёрдый и мягкий знаки

    Обучающее изложение

    Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»

    Проект «Составляем орфографический словарь»

    Части речи (76 ч)

    Части речи

    Части речи (повторение и углубление представлений) (1ч)

    Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

    Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. 

    Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

    Имя существительное и его роль в речи

    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (31 ч)

    Повторение и углубление представлений (7 ч) Значение и употребление имён существительных в речи.

    Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

    Представление об устаревших словах в русском языке.

    Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

    Собственные и нарицательные имена существительные.

    Правописание имён собственных.

    *Слова с непроверяемым написанием: самолёт,

    комната, однажды.






    Проект «Тайна имени».

    Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.


    Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные.

    Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

    Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

    Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

    Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

    Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

    Наблюдать над толкованием значения некоторых имён.
    Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

    Имя существительное и его роль в речи

    Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    Обучающее изложение

    Собственные и нарицательные имена существительные

    Проект «Тайна имени»

    Число имён существительных

    Число имён существительных (2 ч)

    Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).

    Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.

    Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

    Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

    Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

    Число имён существительных

    Род имён существительных

    Род имён существительных (7 ч)

    Имена существительные общего рода (первое представление).

    Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать.

    Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

    Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода {рожь, тишь, вещь).

    Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.

    Проверочный диктант.

    Определять род имён существительных.

    Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

    Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой  умница..  Эта  девочка — большая умница.)

    Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

    Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

    Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

    Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

    Род имён существительных

    Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

    Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

    Обучающее изложение

    Контрольный диктант №6  по теме «Имя существительное»

    Склонение имён существительных

    Падеж имён существительных

    Падеж имён существительных (12 ч)

    Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

    Неизменяемые имена существительные.

     *Слова с непроверяемым написанием: рябина.


    Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».


    Именительный падеж.

    Родительный падеж.

    Дательный падеж.

    Винительный падеж.

    Творительный падеж.

    Предложный падеж.


    Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.

    *Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом.


    Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

    Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

    Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

    Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

    Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).

    Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

    Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).

    Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

    Проверять письменную работу (сочинение).

    Падеж имён существительных

    Сочинение по картине И .Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

    Именительный падеж

    Родительный падеж

    Дательный падеж

    Винительный падеж

    Творительный падеж

    Предложный падеж

    Обучающее изложение

    Все падежи

    Обобщение знаний

    Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

    Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) (Зч)


     Работа с таблицей «Признаки падежей».


    Начальная форма имени существительного.


    Морфологический разбор имени существительного.


    *Слова с непроверяемым написанием: вокруг.


    Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».


    Проверочный диктант.


    Проект «„Зимняя" страничка».

    Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

    Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

    Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

    Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

    Писать диктант и проверять написанное.

    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

    Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное»

    Проект «Зимняя страничка»

    Значение и употребление имён прилагательных в речи

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18 ч)

    Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3 ч)

    Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

    Связь имени прилагательного с именем существительным.

    Роль имён прилагательных в тексте.

    Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.


    Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

    Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

    Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.

    Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др).

    Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

    Значение и употребление имён прилагательных в речи

    Роль прилагательных в тексте

    Текст-описание

    Текст-описание (2 ч).

    Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.



    Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.

    Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.

    Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

    *Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.


    Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над

    употреблением имён прилагательных в таких текстах.

    Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

    Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

    Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»).

    Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

    Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый).

    Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

    Род имён прилагательных

    Формы имён прилагательных Род имён прилагательных (3 ч). 

    Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.






    Родовые окончания имён прилагательных (-ый.
    -ой, -ая, -яя).

    *Слова с непроверяемым написанием: сирень.



    Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

    Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

    Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.

    Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

    Изменение имён прилагательных по родам

    Изменение имён прилагательных по родам

    Число имён прилагательных

    Число имён прилагательных (2 ч). 

    Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.


    Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. *Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное.

    Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена при-
    лагательные по числам.

    Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

    Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюде-
    ниям с предварительным обсуждением структуры текста.

    Число имён прилагательных

    Изменение имён прилагательных по падежам

    Падеж имён прилагательных (общее представление) (2 ч).

    Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

    Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

    Начальная форма имени прилагательного.

    Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.




    Определять начальную форму имени прилагательного.

    Изменение имён прилагательных по падежам

    Обобщение знаний

    Обобщение знаний об имени прилагательном (6 ч).


    Морфологический разбор имени прилагатель-
    ного.

    Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».





    Контрольный диктант. 






    Проект «Имена прилагательные в загадках».

    Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

    Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).

    Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». 

    Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

    Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

    Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

    Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

    Обобщение знаний

    Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»

    Обобщение знаний

    Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

    Проект «Имена прилагательные в загадках»

    Личные местоимения

    МЕСТОИМЕНИЕ (5 ч)

    Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.

    Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.





    Морфологический разбор местоимений. *Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье.

    Формирование бережного отношения к природе.

    Проверочная работа.


    Развитие речи. Составление письма.


    Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

    Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

    Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

     Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.


    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

    Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

    Изменение личных местоимений по родам

    Местоимение

    Местоимение

    Обучающее изложение

    Значение и употребление глаголов в речи

    ГЛАГОЛ (21 ч)

    Повторение и углубление представлений о глаголе (3 ч)

    Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам.

    *Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).

    Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.




    Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.

    Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

    Значение и употребление глаголов в речи

    Значение и употребление глаголов в речи

    Неопределённая форма глагола

    Формы глагола(2 ч).

    Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? 

    *Слова с непроверяемым написанием: песок.


    Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

    Неопределённая форма глагола

    Число глаголов

    Число глаголов (2 ч)

    Изменение глаголов по числам.

    Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.


    Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

    Число глаголов

    Времена глаголов

    Времена глагола (5 ч).

    Изменение глаголов по временам. * Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат.

    Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

    Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

    Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

    Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

    Изменение глаголов по временам

    Изменение глаголов по временам

    Обучающее изложение

    Род глаголов в прошедшем времени

    Род глаголов в прошедшем времени (2 ч). 

    Родовые окончания глаголов (-а, -о).

    Развитие речи. Составление предложений и текста.

    Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

    Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

    Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

    Род глаголов в прошедшем времени

    Правописание частицы не с глаголами

    Правописание частицы НЕ с глаголами (2 ч).

    Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

    Правописание частицы не с глаголами

    Обобщение знаний

    Обобщение знаний о глаголе (5 ч).

     Морфологический разбор глагола.

    Проверочная работа. Контрольный диктант.

    Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

    Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

    Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

    Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

    Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

    Обобщение знаний

    Обобщение знаний

    Обобщение знаний

    Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»

    Повторение (14 ч)

    Части речи

    Обобщать знания по изученным темам.




    Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

    Части речи

    Обучающее изложение

    Обобщение изученного о слове, предложении

    Правописание окончаний имен прилагательных

    Правописание приставок и предлогов

    Правописание безударных гласных

    Правописание значимых частей слов

    Итоговый контрольный диктант № 10

    Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

    Обучающее изложение

    Текст

    Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

    КВН «Знатоки русского языка»

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


    Примечания

    Книгопечатная продукция

    Сборник рабочих программ «Школа России».-М.:Просвещение, 2011.





    Учебники

    1.   Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В 2 ч.: Ч.1.

    1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В 2 ч.: Ч.2.


    Методические пособия для учителя

    1. ДмитриеваО.И. Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс.-Москва «ВАКО», 2013.



    1. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский Язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 - 4 классы. М.:Просвещение, 2012.


    1. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1-4 классы




    1. Тихомирова Е.Н. Тесты по русскому языку. 3 класс. М.: «ЭКЗАМЕН», 2013. В 2 ч.


      В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.



    В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.







    В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 3 класса к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), составленные в соответствий с требованиями ФГОС. Пособие включает: тематическое планирование учебного материала, подробные сценарии уроков, тексты диктантов и изложений, интересный игровой материал.

    В сборнике представлены обучающие тексты различных типов, контрольные диктанты, творческие работы по основным разделам начального курса русского языка. Материал может быть использован для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля усвоения содержания курса.


    Пособие включает словарь слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, языковой материал для организации словарно-орфографической работы на уроках и во внеурочной деятельности, рекомендации по работе с трудными словами 


    Данный сборник с тестами предназначен для тематического и итогового контроля знаний учащихся по основным разделам учебника "Русский язык. 2 класс" (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Тесты помогут учащимся в изучении основных тем курса русского языка, а учителю предоставят систематизированный проверочный материал.

    Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

    Электронные учебные пособия:
    1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс

    (Диск CD-ROM),

    Авторы: Канакина В.П., Половникова Е.Ю., Данилова Н.В.

    Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса русского языка представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль.

    Технические средства

    1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
    2. Магнитная доска.
    3. Персональный компьютер с принтером и сканером.
     


    [1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).

    [2] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

    [3] Изучается во всех разделах курса.