Система упражнений по усвоению морфологических норм
материал по русскому языку по теме

Корниенко Любовь Владимировна

 

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорене­нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных рас­сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой  на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

(Данный материал взят из моей дипломной работы, которая была защищена на "отлично" в АГПА в 2013году)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений по усвоению морфологических норм.

        «Правильное словоупотребление, - говорит Л.А. Введенская, -  является одной из нормативных сторон речи. Обучение ему школьников составляет неотъемлемую часть всей работы по повышению культуры их речи. Значение ее так же важно, как и значение работы над правильным произношением и правописанием.

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искоренению ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных рассказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой  на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

1)Чернила. Слово чернила употребляется только во множественном числе, поэтому надо говорить: красные, фиолетовые, синие, черные черкала; нет чернил, пишу чернилами.

Читая стихотворения, вместо точек назовите нужное слово.

Мама сразу узнает,

Учу ли я уроки:

Если выучен урок,

Всегда в ... щеки.

А. Барто

Мылом, мылом,

Мылом, мылом

Умывался без конца.

Смыл и ваксу,

И...

С неумытого лица.

К. Чуковский

Придумайте предложения со словами  чернила, чернил, о чернилах.

2)Прочтите несколько раз следующие слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

попять — понял — поняли — поняла

спять — снял — сняли — сняла

 спать — спал — спали — спала

Запомните ударение в этих словах!      

3)Прочтите, употребив слова понял, поняла, поняли. Следите за ударением. Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все ...?» Одна девочка сказала: «Я не ...», «А ты, Вася,...?»  «Да....», — ответил он. «Объясни, как ты ...», Вася объяснил. «Вот теперь  понятно», — сказала учительница.

4)Прочтите вслух слова, правильно произносите звук ф: Футбол, флаг, фабрика, фотография, фарфор, фильм.

5)Прочтите вслух слова:

Хворост, фарфор, хвоя, фасоль, хвост, форма, хвалить, фамилия.

Отчетливо произнесите первый звук каждого слова.

6)Сантиметр — километр

Назовите вместо точек пропущенные слова:

От деревни до леса три .... Мы отрезали полоску в пять …  .

7)Занять — занял — заняли — заняла

Составьте предложения с этими словами.

Пароход

Отойдет

Через две минуты,

Чемоданами народ

Занял все каюты.

С. Маршак

8)Запомните ударение в этих глаголах:

брать — брал — брала

гнать — гнал — гнала

ждать — ждал — ждала

Прочтите несколько раз данные слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

9)Прочтите предложения, вставляя пропущенные слова. 1. Таня ... хворостину, ... гусей на озеро, сидела на берегу и ... их.

10)Лениться — ленится.  В формах слова лениться учащиеся нередко делают ошибку в ударении. Запомните: ленишься ленимся.

Придумайте предложения со словами ленитесь, ленятся.

11)Прочтите несколько раз следующие слова, перепишите их. Гласную, на которую падает ударение, выделите цветным карандашом.

жить — жил — жила

звать — звал — звала

Запомните ударение в этих словах. Составьте предложения со словами жила, звала.

12) Звонит, звонишь, звоните

Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит! А. Барто

Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.

Мальчик ... по телефону. Почему ты ... так поздно? Ученик …   в школу. Не забывайте больного товарища, ... ему!

Подумайте, изменяется ли ударение в словах позвонит, позвонишь, позвоните.

13) ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО! Дремота — зевота — ломота

14) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в словах.

Бродили по дороге Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота.

С. Маршак

Есть душистое втиранье  

От укусов комаров,

Есть микстура от чиханья, —

Проглотил — и ты здоров!

Клейкий пластырь от мозолей

И настойка на траве

От ломоты и от болей

В животе и в голове.

С. Михалков

15)Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы произносите слово квартал.

В мартенах плавится металл

 Уже не только за квартал —

Уже за целый год

Стране свою работу сдал

Прославленный завод. А. Барто

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрестке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал. А. Барто

Какие слова в этих отрывках подсказывают ударение в слове квартал? Какое значение имеет слово квартал в первом  отрывке и какое — во втором? Как называются такие слова?

16) Искра—искры

Из искры возгорится пламя. Ф. Одоевский

Солнца луч золотой

Бросил искру свою...С. Есенин

Документ

Придумайте несколько предложений со словами искра и  документ.

17) Верба        

Мы из школы номер восемь,

Там, где верба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Говорящего скворца.

А. Барто

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

С. Маршак

Найдите в тексте синоним к слову дорожки.

18) Коклюш.  

 За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Капли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице

Рыбий жир таблетки хины

И, конечно, витамины —

Витамины: А, Б, С.

С. Михалков

19) Прочтите, вместо точек вставьте слова  коклюш, коклюшем, коклюша. Следите за ударением.

Мальчик начал сильно кашлять. «У тебя наверное, ..., — сказала мама. — Надо вызвать врача». Пришел врач, осмотрел и говорит: «Ваш сын болен ... . Из-за ... ему нельзя ходить, встречаться с друзьями. ... — болезнь заразная».

20) Говорите правильно!

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус.

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

3. Александрова

- На какой слог падает ударение в слове арбуз? Составьте предложениес этим словом.

21) Чихать

У меня печальный вид —

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое?

Это — грипп!

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

С. Михалков

Младший брат чихнул спросонок,

Радуются сестры:

- Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый.

А. Барто

- На какой слог падает ударение в словах чихаю, чихнул? 

22) Говорите правильно!

прижить — прожил — прожили — прожила

принять— принял — приняли — приняла

задать — задал — задали — задала

отдать — отдал — отдали — отдала

23) Прочтите. В выделенных словах поставьте ударение.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

С. Маршак

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

 Втайне зеркальце взяла —

И вопрос свой задала.

А. Пушкин

24) Баловать, баловаться, балованный

Мишка топал, баловался,

Легкий мостик зашатался,

По воде идут круги...

Шарик, Шарик, помоги!

3. Александрова

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

К. Чуковский

-Какая разница в значении слов баловать и баловство?  Вставьте в предложения нужные по смыслу слова: не балуйся,  балованный, баловаться, балуется. Следите за ударением.

Мальчик очень ... . Он всегда ... . Мама ему говорит: «Не …!».  А он  продолжает ... .

25) Класть – положить

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладет кирпич. А.Барто

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовет матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Поможем!

Положить заплату можем…» С. Маршак

        В литературном языке нет глагола ложить, но есть положить; есть глагол класть, но нет глагола покласть. Нужно говорить: «Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, он положит книгу на стол» или «Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на стол»

        Придумайте и запишите предложения со словами класть, кладите, клади.

26) Тюль. Толь.

Слова тюль, толь мужского рода: тюль – тюля – тюлю – тюлем – о тюле; толь – толя – толю – толем – о толе.

- Прочитайте, вставьте слова толь тюль

Принесли рулон …, пять метров …, пришли в магазин за … для крыши и … для занавесок.

1.крышу сарая покрыли черным … .2.На окне висит красивый …  3.В сарае лежит рулон … 4.Мы купили пять метров белого …

26) Слесарь – слесари, шофер – шоферы, инженер – инженеры.

Закончите предложения: За рулем сидят …  На заводе работают …

27) Сколько?

Сколько килограммов?

Скольких килограммов?

Скольким килограммам?

О скольких килограммах?

- Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек? Следите за ударением в этих словах.

1. … ребят пришло на соревнование? 2. … товарищам ты помог?

28) Мозоль.

Слово мозоль женского рода: водяная мозоль, сухая мозоль.

29)Говорите правильно!

Начать — начаться.

- Запомните ударение в словах начал начало начали -  начала; начался началось начались началась.

Стоит девочкам начать,

Дай им только волю —

Будут целый день качать

И баюкать Лелю.

А. Барто        

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

К. Чуковский

- Придумайте предложения со словами начала, началась, начали.

30) Говорите правильно!

Запомните, что предлог в противоположен по значению предлогу из, а предлог на — предлогу с. Сравните: идти в кино — возвращаться из кино, идет в школу — возвращается из школы, иду на вокзал —возвращаюсь с вокзала.

- Прочтите, вставляя нужный по смыслу предлог. Пойти ... школу. Прийти ... школы. Поехать ...Москву . Приехать ... Москвы. Войти ... трамвай. Выйти ... трамвая. Пойти ... вокзал. Прийти ... вокзала. Поехать ... Крым. Приехать ... Крыма.

Прочтите четверостишия. Поставьте ударение в словах воротами,  предметы.

31) Бежать.

        При употреблении разных форм от глагола бежать происходит чередование г//ж: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим

        Выучите стихотворение наизусть:

Море!

Я к тебе бегу,

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне!

32) Ворота    

 А в доме за воротами

С утра играют гаммы,

Смешной мальчишка с нотами

Всегда приходит с мамой.

А. Барто

Предмет

Он в воздух бросает

Любые предметы,

Мячи и ракеты,

Флажки и букеты.

А. Барто

33) Слово оба сочетается с существительными мужского и среднего рода: оба товарища, оба носка, оба окна; слово обе — с существительными женского рода: обе книги, обе руки, обе страницы. Это различие проводится по всем падежам: обоими носками, но обеими руками, обеими страницами. Придумайте предложения со словами оба, обе. Прочтите, вместо точек вставьте слова оба, обе. ... сестры,... брата,... руки,... стороны,... девочки,... мальчика.

Прочтите, раскрывая скобки.

1. Пришли (оба, обе) ученицы. 2. Учитель спросил (обеих, обоих) мальчиков.

34) Составьте сочетания с предложенными словами, выберите нужный по смыслу предлог:

1. Иду (в, на) (школа, завод, фабрика, класс).

2.  Возвращаюсь (из, с) (школа, завод, фабрика, класс).

3. Приехал (в, на) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

4. Уехал (из, с) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

35) Слова пальто, метро, ситро неизменяемые.

Как вы скажете?

1. Дайте мне, пожалуйста, стакан .... 2. У него нет осеннего ... . 3. Мы вышли из ... .

36) Назовите вначале существительные мужского, затем женского и среднего рода.   Георгины, туфли, ботинки, ведерки, лебеди, полотенца, рельсы.

37) Вспомните!

Горяч... кофе.  Прозрачн... тюль.  Черн... толь.  Бел... лебедь.  

38) В русском языке есть слова мужского и женского рода:

ученик — ученица

школьник — школьница

спортсмен — спортсменка

лыжник — лыжница

Но есть слова, которые могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду:

он соня — она соня

он невежа — она невежа

он растеря — она растеря

К таким словам прилагательные ставятся в мужском роде, если говорится о мальчике,  и в женском, если речь идет о девочке.

Миша — большой соня. Нина — большая соня.

Этот ученик — удивительный растеря. Девочка — удивительная растеря.

Найдите в стихотворении, данном ниже, подобное слово.

Придумайте с ним предложения.

Март.

Март хоть чуть и плакса,

Но хитрец большой:

Глаз один в слезинках,

А в лучах другой.

Первые подснежники

Март в дубраве рвет,

И венок весенний

Март искусно вьет. М. Мревлишвили 

39) Не смешивайте сочетания: беспокоиться о ком-нибудь и тревожиться за кого-нибудь. Например: Мать беспокоилась о сыне. Мать  тревожилась за сына. Придумайте предложения со словили беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.

40) Говорите правильно!

Надеть — одеть.

Нельзя смешивать слова надеть и одеть.

Надеть (что?) — тубу, пальто, носки, ботинки.

Одеть (кого?) — брата, сеcmpy, куклу.

Прочтите предложения, раскрывая скобки. 1. Мальчик (надел, одел) пальто, шарф, ботинки. 2. Сестра (надела, одела) брата. 3. Девочка (надела, одела) куклу. 4. Ученик (надел, одел) очки.

Взяли ребята Лопаты и санки,

Шубы надели И шапки-ушанки.

А. Барто

41) Говорите правильно!

Скучать. Нужно говорить: скучать по кому-нибудь, скучать о ком-нибудь, например: скучать по отцу, об отце

Придумайте примеры со словами скучаю, скучает, скучаем. Следите за правильностью вашей речи.

42) Говорите правильно!

Сыпать

Сыплю — сыплешь — сыплет

Сыплем — сыплете — сыплют

Придумайте предложения с этими словами.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам.

Ходят грачи в полосе.

С. Есенин

43) Различайте ударения в словах.

Объясните, почему в одном случае в стихотворении yпотреблен глагол одеть, а в другом — надеть.

Мама песню напевала,

Одевала дочку...

Одевала — надевала

Белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

Е. Благинина

А брату Саше третий год —

Его умой, одень!

Уходит мама на завод —

Сиди с ним целый день.

А. Барто

44) Кушать. Есть.

Объясните, какая разница в выражениях я кушаю, я ем. Какое из них когда употребляется.

45) Слово обратно имеет значение «назад»: возвратиться обратно — возвратиться назад; пойти обратно — пойти назад. Слово опять означает «снова, еще раз»: опять подпрыгнул — еще раз подпрыгнул; опять запел — снова, еще раз запел. Надо говорить: он опять опоздал; он опять не выучил урока.

Придумайте предложения со словами опять, обратно, обращая внимание на различное значение этих слов.

46) Надо спрашивать: Который час?, если вы хотите узнать время. Надо говорить: Сколько времени я вас жду?, если речь идет о длительности времени. Составьте небольшой рассказ с  этими предложениями.

47) Говорите правильно!

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки, —

Оказалось, это брюки!

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Надевать он стал пальто —

Говорят ему: не то!

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: не ваши!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

С. Маршак

В каких случаях говорят надевать надеть, а в каких одевать одеть? Придумайте предложения с этими словами.

48) Говорите правильно!

 Кроить — крою — кроит — кроишь

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку.

С. Маршак

Придумайте предложения со словом крою.

49) Внимательно прочтите и проследите, правильно ли вы произносите слова: я лягу ты ляжешь он ляжет мы ляжем вы ляжете они лягут ляг лягте!

50) Прочтите слова и придумайте с ними предложения: Инженер — инженеры, шофёр — шофёры, договор — договоры, торт —торты.

51) Говорите правильно!

Обратите внимание на родительный падеж множественного числа существительных: апельсиныапельсинов, мандарины - мандаринов, лимоны лимонов, помидоры помидоров, баклажаны баклажанов, но: яблоки яблок.

Составьте устный рассказ «В магазине». Используйте слова апельсинов, мандаринов, лимонов, баклажанов, яблок.

52) Красивее.

И как отрадно было видеть нам,

Когда наш лен на всем своем массиве

Приподнятый, выравнивался сам

И день за днем все делался красивей.

М. Исаковский

Придумайте предложения со словом красивее. Следите за ударением.

53) Обратите внимание на родительный падеж множественного числа существительных: носки — носков, сапоги сапог, чулки — чулок.

Придумайте рассказ на тему «В магазине». Используйте слова: три пары чулок, две пары носков, пара сапог, много валенок и ботинок.

54) Запыхаться запыхаюсь запыхаешься запыхавшись.

Придумайте предложения со словом запыхаться.

55) Запомните слова: гектары гектаров; килограммы килограммов; граммы граммов; очки очков, но: места мест; дела дел.

Придумайте предложения с этими словами.

56) Петля

Прочтите вслух: спустилась петля, накинуть петлю, метать петли, несколько петель, вязать большими петлями.

Придумайте предложения со словами петля, петлю, петель, петлями.  

57) Гусеница

С утра девчонки на посту,

Приносят гусениц кроту.

Он открывает рот —

Он очень умный крот.

А. Барто

58) Каучук, комбайнер и комбайнёр

Придумайте предложения со словами каучук, комбайнер.

59) Позвонить — позвоню позвонишь

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

— Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

К. Чуковский

Вставьте нужное по смыслу слово в данные предложения. Мне должны сегодня .... Вы ... в школу? Мы ... в больницу.

60) Атлас — атлас

Отца спросила дочка: —

Не знаю, как прочесть...

Есть слово «проволочка»,

И «проволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».

А. Барто

Объясните, почему слова проволочка, атлас заинтересовали девочку. Какое значение имеют эти слова? От чего зависит их значение?

61) Столяр — столяры

Вот и стал я столяром,

Заработал топором.

Я по этой части

Знаменитый мастер.

С. Маршак

62) Инструмент — инструменты

У Пети в школьной мастерской

 Все инструменты под рукой.

А. Барто

Придумайте небольшой рассказ, используя слова  столяр, инструменты.

63) Говорите правильно! 

Сердиться — сержусь — сердишься

На брата сердится сестра:

Ее зовут Марина;

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, Малина?»

А. Барто

Придумайте предложения со словами сердиться сердится.

64) Ремень

Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове ремень.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

С. Маршак

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем,-

В шерстяных перчатках руки,

Якоря блестят на нем.

С. Михалков

65) Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове шофер.

Кондуктору хорошо, а шоферу — лучше,

Я б шофером пошел — Пусть меня научат,

Быть шофером хорошо, а летчиком — лучше.

В. Маяковский

66) Запер заперли заперла

В детский сад ребятам

Ослика прислали.

До утра подарок

Заперли в гараж.

3. Александрова

67) Сыплет — сыплем — сыплют

Сыплет, сыплет   снег охапками.

На полях зима.

До бровей накрылись шапками

 Низкие дома.

С. Маршак

68) Сочините рассказ «Летом на базаре». Используйте слова щавель, помидоров, баклажанов, килограммов, лимонов, яблок, сыплют, кладем. Следите за ударением.

69) Верблюд — верблюда — верблюды верблюдица

Вот желтая страница —

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,            

Несется, как волна.

Неведомо откуда,

Неведомо куда, —

Бредут по ней верблюды,

Степные поезда.

С. Маршак

А. Фет

70) Вспомните!

На какой слог падает ударение в словах арбуз, верба, дремота, начали? Прочтите стихотворение. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопрос.

Ребята-станичники в кузов

Грузили а р б у з ы в жару,

Недаром погрузка а р б у з о в

Похожа скорей на игру.

Ю. Яковлев

В речке пошли подо льдом пузыри,

Начали снега искать снегири.

Глянула верба из почки тугой:

«Что это? Что это? Месяц какой?»

Б. Инбер

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Вспомните!

Придумайте предложения со словами  кладет, сыплет, ляг, лягте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц

Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе....

Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Упражнения, способствующие усвоению слов с непроверяемыми написаниями

Фонетико-графические упражнения, синтаксические упражнения, лексические упражнения, примеры ассоциативных образов, стихотворения-опоры и рифмы-подсказки, кроссворды со словарными словами, которые помо...

Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения...

Безударная гласная в корне слова" (разноуровневые группы упражнений для усвоения темы)

           Тема "Правописание безударной гласной в корне слова " - одна из самых сложных тем в начальной школе. Часто и в старших классах ученики допуска...