Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Алексеева Наталия Анатольевна

Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных", урок расчитан на 2ой класс по УМК  "Школа России" с использованием МИМИО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока во 2ом классе33.12 КБ

Предварительный просмотр:

АППО

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «Федеральный образовательный стандарт:

содержание и технологии»

группа К. 3. 2

Зачетная работа

выполнена учителем ГБОУ СОШ №230 Фрунзенского района

Алексеевой 

Наталией Анатольевной

2 класс

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Урок русского языка
Тема "Правописание парных согласных на конце слова"

Санкт-Петербург

2013


Цель: закрепить правило правописания  парных по звонкости – глухости    согласных

           букв в словах.

Задачи:

1.- создать условия для формирования у детей умения правильно использовать на письме парные по звонкости-глухости согласные буквы в словах;

 -создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-расширять детский кругозор, уточняя лексические значения слов и понятий;

-создать условия для участия детского коллектива в различных формах учебной деятельности.

2. - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

3. формировать интерес к родному языку;

- формировать желание учиться и делать открытия;

- формировать навыки коммуникативной культуры

Оборудование:

  • Тетрадь на печатной основе В.П. Канакина, ч 2
  • Слайды  МИМИО
  • СД русский язык, парные согласные (приложение к учебнику В П Канакиной)
  • Индивидуальные карты самооценки
  • Материалы для работы в командах, в парах, индивидуально
  • Веера

Ход урока:

1. Организационная часть. Приветствие гостей. Определение темы урока

- Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Я пригласила ещё одного гостя, но его почему-то нет. Что-то его задержало. Вижу, есть и те, кто не был приглашён. Это проказники мышата. С ними нужно быть внимательными. Посмотрите, убегая, мышата потеряли записку. Что же в ней?

(Слайд №2 «Записка», слайд № 10)

“Дорогие друзья!
Ищите мой сле . ! Идите в ле . . На опу . ке найдёте рюкза . . В нём отга . ка…

-Интересная записка. Часть букв стёрлись. Это мышата-проказники постарались, чтобы мы с вами ничего не поняли. Убедим мышат, что это нам по силам.
- Тогда давайте попробуем разобраться с посланием (учащиеся получают послания, работают самостоятельно)

- Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова и почему? (учащиеся называют букву, которую вставят и объясняют, почему. Один ученик работает у доски, все показывают вставленные буквы на веерах)
- Что за буквы вы вставили? Как они называются? (парные согласные)

Над чем мы сегодня будем работать?

(ученики) Правописание парных согласных

На экране появляется уточнённая тема урока: «Правописание парных по звонкости-глухости согласных букв»

(Слайд №3)

Повторим парные по звонкости-глухости согласные звуки (дети называют пары, учитель выводит их на экране).

-Молодцы, хорошо усвоили это знание! Оно будет необходимо нам в течение всего урока. Вернёмся к записке, куда приглашает нас неизвестный?

-(дети) В лес, на опушку.

-В заснеженном лесу быстро можно заблудиться. Что необходимо путешественнику?

(дети) Карта и компас

-У меня есть такая карта путешествия.

(слайд №4)

-Посмотрите внимательно, какие же этапы пути впереди?

-(дети) Называют этапы урока: минутка чистописания, новый или сложный материал, упражнения для глаз, работа в группе, физкультминутка, самостоятельная работа.

На чём нам отправиться в путь. Выберите .

(слайд №5)

 (дети) Называют слова, выбирают сходство и различия. Находят лишнее слово «лыжи». Проверка или подсказка за снежинками.

(слайд № 11)

Отправляемся в путь. Первая остановка «Минутка чистописания»

2. Чистописание.

(слайд №6)

На экране вторая часть записки от неизвестного. Но я ничего не понимаю. Помогите, поясните, чем мы займёмся?

(учащиеся) Объясняют, что мы будем отгадывать загадки, записывать первую букву отгадки и подбирать к ней парную по звонкости-глухости.

Загадки

Две сестрёнки, две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять.               (варежки)

Выпал снег, замёрзли ножки.

Нужно нам обуть  …                             (сапожки)

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

Этот головной убор.                               (шапка)

-Запишите буквы парами до конца строки.

 Проверьте в паре свои записи, посоветуйтесь друг с другом при затруднении.

 На помощь спешит и мышонок. Посмотрите на его дорожку. Она вам поможет.

- Закончилась минутка чистописания. На дорожке успеха отметьте ваше прилежание: если вы были старательными, каллиграфически правильно записали все буквы, вручаете себе зелёную медаль; если нужна была помощь нашего алфавита, жёлтую, а те, кто совсем забыли написание букв или исказили образ буквы и не смогли воспользоваться помощниками, красную.

3. Работа со сложными заданиями.

      На карте определяем следующий этап работы:

-Мышата давно на лыжне. Собираются спускаться с горы. Поспешим за ними.

  1. Работа  с СD диском «Правописание парных согласных», задание из рабочей тетради (мышонок спускается с горы). Один ученик составляет пару слов: проверочное слово-проверяемое слово, класс показывает нужную букву на веерах.

При затруднении понимания лексического значения слов работаем со словарями. Статьи читают дети.

Толкование слов «лавка», «каска»

Толковые словари

1. ЛА́ВКА1, лавки, жен. 1. В старом русском жилище и крестьянской избе - доска для сидения и лежания, прикрепленная к стене. «И царевна очутилась в светлой горнице; кругом лавки, крытые ковром.» Пушкин. || Неподвижная скамья в вагоне. 2.

dic.academic.ru › Толковый словарь Ушакова

Ла́вка. I ж. 1. Скамья в доме для сидения или лежания (обычно прикрепленная к стене). 2. Скамья в саду, на улице. II ж. Небольшой магазин (обычно в сельской местности).

dic.academic.ru › Толковый словарь Ефремовой

ЛАВКА 1. ЛА́ВКА 1, -и, ж. Длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. Л. в избе. Спать на лавке. Семеро по лавкам у кого-н. (о том, у кого большая семья, много детей; разг.).

dic.academic.ru › Толковый словарь Ожегова

Каска Защитный головной убор (металлический, пластмассовый, пробковый) в виде шлема.

На основе устного задания

  1. Выполнение задания в печатной тетради на стр. 13, упражнение 26. Задание по выбору: кто хочет попробовать свои силы в новых словах, выполняет второй столбик; тот, кто хочет отработать умение подбирать соответствующие буквы к знакомым словам, выполняет первый столбик.
  2. Взаимопроверка: посоветуйтесь друг с другом, проверьте написанное. В помощь вам мой вопрос: назовите слова, в которых звук и написанная вами буква не совпали. Докажите.

Ложка – ложечка                                  указка-указывать

Лавка – лавочка                                    когти- коготь

Шубка – шубы                                       лодка-лодочка          

Оцените свою внимательность и правильность выполнения. Кто уверен в результате.

4. Зарядка для глаз.

(слайд №7 со спокойной музыкой)

5. Работа в группах.

Правила работы в группе:

Учитель задаёт вопрос,  дети поясняют правила.

- зачем?  Делимся знаниями, работаем быстрее, помогаем друг другу

-как? Дружно, слушаем друг друга, делим обязанности, с уважением относимся к игрокам других команд.

- сообщаем о результате, выбираем участника, который будет защищать честь команды.

Каждая команда получает карточку с заданием. По сигналу выполняют работу. Об окончании команда сообщает поднятыми руками. Команды составлены по уровню возможностей детей.

Задание 1.

Выбери слова, которые будут проверочными для слова трубка.

Труба                          трубный                трубчатый                          трубач

Задание 2.

Выбери слова, которые будут проверочными для слова гриб.

Грибник                        грибочек                        грибки                                        грибок

Задание 3.

Выбери слова, которые будут проверочными для слова тетрадь

Тетрадный                 тетради                       тетрадка                     тетрадочка.

Задание 4.

В каких словах на месте пропуска нужно писать букву г.

Ко . ти               пиро .                       рюкза .                      творо .

Задание 5.

В каких словах на месте пропуска нужно писать букву ж

Гара .        ладо . ка                 ланды .                      сторо .                    ло . ка

Задание 6.

Вставь пропущенные буквы    т    в   д   ф

Поез .      остро .      зага . ка        лоша . ь        верё . ка         кус.      шар .     бро . ь

     Проверка: СД русский язык. Правописание парных по звонкости-глухости  согласных на конце слова или перед согласными. Проверочная работа.

Оценивается 3 этап работы. Участие каждого в общем деле.

7. Физкультминутка. Музыкальная (Музыка затихает, дети рассаживаются)

(слайд №8)

8. Самостоятельная работа.

Наше путешествие подходит к концу. Неизвестный герой приготовил задание каждому из вас. Будьте внимательными.

В печатной тетради с 15, упр 30. По заданию.

                                                  (слайд №9)

  • Проверьте себя. Вам поможет экран. Оцените свою самостоятельность.  Работа с картой самооценки.
  • Итог урока

- На экране появился  … арбуз. Это неизвестный герой хотел нам помочь правильно выполнить задание. Мы с заданием справились и ждем нашего гостя.

 (слайд №12)

-Узнали? Это кот Леопольд идет к нам навстречу из леса. Хорошо известен мультфильм. А знаете, кто создал этого персонажа?  Режиссёр Анатолий Резников.

9. Подведение  итогов урока.

- Я, надеюсь, что вы многому научились на сегодняшнем уроке и многому научили наших мышат.

Дети рассказывают о том, что делали на уроке.

Какие возникли вопросы? Запишите их на дорожке успеха.

Самое главное - дружба помогает нам преодолевать трудности. Вместе и быстрее, и правильнее. А сейчас возвращаемся из леса домой.

Приложение. Дорожка успеха

символ самооценки на этапе введения

Заполнение «дорожки» проходит поэтапно. Учащиеся самостоятельно оценивают свои успехи:

- зелёная медаль – справился быстро, самостоятельно;

- жёлтая медаль – использовал различную помощь;

- красная медаль – не  смог принять помощь, не понял задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Конспект урока по русскому языку на тему "Парные звонкие и глухие согласные"

Урок представлен в очень интересной занимательной форме с использованием интерактивной доски. Урок прошел на высоком уровне...

конспект урока "Парные звонкие и глухие согласные"

Цели урока:1.                 Дать понятия о парных звонких и глухих согласных, ознакомить с написанием слов с пар...

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Конспект урока " Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова" 2 класс

Урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Парные звонкие и глухие согласные звуки» разработан в соответствии с содержанием программы «Школа России», с использованием учебник...