Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему

 

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы

деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zap._russkiy_yazyk_2.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  предусмотрена для учащихся 2 класса ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат».

В младших классах умственно отсталым  школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение  которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной  и письменной речи, формирования основных орфографических  и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области  фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует умственному и речевому развитию.

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы

деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

Все учащиеся, в зависимости от сформированности навыков и умений, разделены на три группы.

1 группа.  Учащиеся могут самостоятельно списывать с печатного текста, писать под диктовку слова,  написание которых не расходится с произношением.

2 группа. Учащиеся 2 группы работают медленнее, им дается меньший объём работы,   затрудняются самостоятельно выполнять работу, при письме под диктовку им необходима помощь учителя.

3 группа.  Дети самостоятельно не работают. Программу 1 класса не усвоили.

Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение русского языка  во  2  классе отводится следующее количество часов.

Период

                           Кол-во часов

Неделя

3 ч.

Год

101ч

                    

 Продолжительность занятия 40 минут.  Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.

Содержательный минимум образования

Звуки и буквы.     Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких и др.

Слово.    В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Формирование навыков правописания.

Предложение.     Формирование у школьников навыков построения сложного предложения; закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

Связная речь.  Развитие фонематического слуха и правильного произношения,  обогащение и уточнение словаря, обучение построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Графические навыки.  У учащихся  совершенствуются графические навыки,   трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным движением мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в написании строчных и прописных букв и их соединении, что предупреждает появление орфографических ошибок, в списывании рукописного и печатного текста.    

Цель обучения: коррекция и развитие  коммуникативной функции речи у учащегося  на уроках русского

(родного) языка для дальнейшей интеграции в обществе.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно-информационную,  коммуникативно - деятельностную,    ценностно - ориентационную).              

Составляющие качества образования.

1.Предметно - информационная: 

Формирование знаний и умений:

  • различение звуков и букв, гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных.  
  • различение слов с буквами  и – й.
  • правописание слов с гласными  и, е, ю, я  в начале слова и после гласных.
  • правописание слов  с твердыми и мягкими согласными.
  • правописание буквы Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

2.Деятельностно - коммуникативная: 

  • Формирование у учащихся умения  правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
  •  Вырабатывание элементарных навыков грамотного письма.
  • Формирование разных способов письма (списывание по слогам, письмо  под диктовку).
  • Повышение уровня общего и речевого развития учащихся.
  •  Формирование у учащихся умения  последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Вырабатывание у  учащихся навыков  контроля и самоконтроля.

3.Ценностно - ориентационная:

  • Формировать нравственные качества, целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность.
  • Выработать навыки гуманного отношения к природе.

Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей:

  • коррекция и формирование у ребенка четких зрительно – двигательных образов каждой письменной буквы, графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
  • воспитание умений общения в обществе.

Компетенции:

  1. Предметные

1) Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:

  • овладение учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом, рассуждением.
  • давать полный словесный ответ.
  • формирование умений и навыков использования умений в различных сферах и ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
  • развитие умения комментировать свои действия.

2) Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач: 

  • Овладение элементарными сведениями по грамматике, усвоение которых важно для выработки достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка, в области фонетики, морфологии  и синтаксиса.
  • Овладение элементарными знаниями по грамматике, для приобретения практических навыков устной и письменной речи.
  • Формирование основных  орфографических и пунктуационных навыков.
  • Умение анализировать, обобщать группировать, систематизировать даже элементарный языковый материал, давать простейшие объяснения  должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
  • Формирование у учащихся способности к анализу, сравнению, синтезу, оценке  явлений и фактов.
  • Воспитание интереса к родному языку.

3)   Культуроведческая  компетенция:

  • владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

2.  Общепредметные:

  • Воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины.
  • Обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания.
  • Повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими.
  • Формирование умения получать информацию и передавать другим.
  • Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • Развитие пространственных представлений и ориентации.
  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  • Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.
  • Обогащение словаря.
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

3. Ключевые

1) Деятельностно-коммуникативные способность субъекта выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс. 

2) Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

  1.  Социально-трудовая:
  • продуктивно сотрудничать;
  • действовать в социуме;
  • осознание себя и своего места в обществе.

     б) Культура личностного самосовершенствования: 

  • способность к ценностно-смысловой ориентации;
  • способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

     в) Ценностно-смысловая:

  • понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
  • способности принимать человека как высшую ценность;
  • способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
  • целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
  • принимать решение.

3)  Информационно-методологические:

а) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

б) Учебно-логическая: критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

2.Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):

-  демократический стиль общения учителя с учащимся;

- развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-  развитие чувства ответственности за сохранение книг;

-  воспитание чувства гордости за  культуру речи;

-  воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа  и др.

4. Экологическая (человек и природа).

5. Культура здоровья (человек и здоровье):

а) Валеологический подход (физический и психический уровень):

- благоприятный климат в кабинете (освещённость, время и др.);

-физическое состояние учащихся (здоровье);

-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации;

б) пропаганда ЗОЖ

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Алфавит.
  • Перенос части слова при письме.  
  • Письмо большой буквы в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
  • Правописание гласных с шипящими (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
  • Правописание словарных слов.
  • Выделение предложения из текста.

Учащиеся должны уметь:    

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Педагогические условия и средства реализации стандарта.

Технологии обучения

  1. Современное традиционное обучение (классно –урочное).
  2. Дифференцированное обучение.
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Проблемное обучение.
  5. Личностно – ориентированное обучение.
  6. Игровое обучение.

Принципы обучения

  1. Общепедагогические:

Принципы гуманизации:

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
  • принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

  1.  Принципы изучения грамматики,  правописания и развития речи:

Общеметодические принципы:

  • экстралингвистический;
  • функциональный;
  • структурно – семантический;
  • межуровневых и внутриуровневых связей;
  • нормативно – стилистический;
  • исторический.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

При обучении грамматике используются следующие принципы:

  • принцип коррекционно-речевой направленности,
  • принцип доступности обучения,
  • принцип последовательности,
  • принцип наглядности в обучении,
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
  • воспитывающий и развивающий принципы и т.д.

При последовательном изучении курса грамматики может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

Виды и формы контроля

      Форма:   контрольная работа,   самостоятельная работа, диктант -  словарный, картинный.

      Виды: вводный,  тематический,  рубежный,  итоговый.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения диктантов, списывания текстов. Тексты, контрольно-измерительные материалы создаются в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения определенной темы. Время, отводимое на уроке для контроля  – 5 - 30 минут.

Программное и учебно - методическое обеспечение

Программа:

Программы  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы  Сб.1. –М.: «Просвещение», 2004  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, с. 192.

 Учебник: 

Учебник  по русскому языку 2класс,  под редакцией Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова  Просвещение, 2009

Методические пособия: 

Рабочие тетради, таблицы, карточки для самостоятельных работ.

Дополнительная литература:

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.272.
  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — С.416.
  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— С. 191.

Программа составлена на основе документов:

  1. Федеральный Закон от 28.12.2012  № 273 - ФЗ  «Об образовании в РФ»  
  2. Закон от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
  3. Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
  4. Годовой учебный календарный  график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»  на 2013-2014 учебный год.

  1. Расписание уроков.                                                    

Оборудование.

Классное наборное полотно букв,  слогов. Словарные слова. Предметные картинки.  Телевизор. Ноутбук, проектор, интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Русский язык" 1 класс Школа России...

пояснительная записка по предмету русский язык

Пояснительная записка по предмету "Русский язык". УМК "Школа России". Авторы  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий   . 2 класс....

Пояснительная записка по предмету русский язык 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по русскому языку для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету математика. 1 класс

В данном документе содержится пояснительная записка по предмету математика для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету "Русский язык"

Пояснительная записка к рабочей программе предмета "Русский язык" для 2 класса...

Пояснительная записка по предмету "Математика". 2 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Математика" 2 класс. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету русский язык 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа курса русского языка для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ ...