Статья «Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»"
статья по русскому языку по теме

Лаврова Лидия Петровна

«Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»

Лаврова Л.П.

ГБОУ «Школа здоровья»

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи  решают.

     Игра и учёба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем незаполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и  выступают дидактические игры. Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок.

     В.А.Сухомлинский писал:»Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка…  Для него игра-это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Духовная  жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планирова-

нию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору  альтернатив.

    Цель игр, проводимых на уроках русского языка, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра- это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку.

    Функции игр как метода изучения русского языка в школе.

«Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.

Вторая функция-«театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.

Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает  активность, стремление к лидерству , от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

    Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием.

    Дидактическая игра в школе - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

    Дидактическая игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:

-дидактическая задача;

-игровые действия;

-правила игры;

-результат.

     Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия.

Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность.

    Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися. Она определяет игровые   действия, становится задачей самого ребёнка.

    Игровые действия- основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

    В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

   Организация и проведение игры.

Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет

правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что  ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.

     Основные правила проведения игры.

1.Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.

2.Отличительной особенностью игры является её добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.

3.Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.

4.Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта. доброжелательности к учащимся ,чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей. Если ответ не верен, следует тактично поправить ученика. Не нужно стремиться во что бы то ни стало довести до сознания ребёнка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.

5.Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.

6.Дидактические игры можно проводить как соревнования команд, групп и т.д. В этом случае избираются капитаны команд. Они  осуществляют контроль за правильностью ответов, решений и устанавливают порядок, очерёдность ответов. На первых порах роль контролёра учитель берёт на себя. В последующих играх учитель следит только за правильностью действий капитанов. Желательно, чтобы учащиеся по очереди становились капитанами команд.

7.В каждую команду лучше включать школьников с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторной игре нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.

8.Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего. Это один из учеников, которому в процессе игры приходится что-то отгадывать, находить спрятанные предметы, отвечать на вопросы других учащихся и т.п., можно выбирать водящего с помощью считалок.

9.Подвидение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал надо повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает  участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но  успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.

    Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

Основные виды игр, которые используются в начальной школе на уроках, это загадки, шарады, логогрифы. анаграммы, метаграммы, ребусы и кроссворды. Некоторые относят к ним  омонимы и омографы. Все названные виды игр можно использовать на уроках обучения грамоте, уроках русского языка уже с 1 класса. Наиболее часто на уроках используются загадки, ребусы и кроссворды. Некоторые относят к ним омонимы и омографы. Все названные виды игр можно использовать на уроках обучения грамоте, уроках русского языка уже с 1 класса. Наиболее часто на уроках используются загадки, ребусы и кроссворды.

     Ценность загадок велика. Они учат детей говорить ярко, кратко, образно. Всё в загадках просто, доступно детскому пониманию. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения.

Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка: дети запоминают их, загадывают их своим товарищам, приносят в школу новые загадки и даже проводят конкурс «Кто больше знает метких, поучительных загадок».

    Над загадкой я работаю много, но не теряю чувство меры в использовании их.

Работу свою строю так. Загадки использую  на  различных этапах уроках (как при объяснении нового материала, так и при закреплении изученного).

    При объяснении нового материала можно использовать три – четыре загадки, при закреплении – большее количество. Использую их по-разному: только одни отгадки, слова из текста загадок и, наконец саму образность, выразительность загадок  (особенно при подготовки к сочинению). Загадки подбираю заранее.

     На уроке читаю загадку , прошу поднять руку тех кто отгадал. Когда загадка понята , разрешаю записать отгадку в тетрадь и прошу выделить в ней  нужную орфограмму. Вот какие загадки можно использовать при изучении некоторых тем:

  Безударная  гласная О, проверяемая ударением.

На шесте дворец, во дворце певец,

 А зовут его…….

        (Скворец.)

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло, спать летит в дупло

        (Сова.)

Отгадки скворец, сова ученики записывают на доске, ставят в них ударение, подбирают проверочные слова ( скворушка ,совы) и делают вывод: безударная гласная О проверяется ударением.

Безударные гласные, не проверяемые ударением.

За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая,

на вкус, как сахар. сладкая.

        (Морковь)

Телятки гладки, привязаны к грядке.

        ( Огурцы)

Сто орешков, да усы кисточкой.

        (Горох).

Круглый, как мяч, с виду зелёный, на вкус сладкий.

                                                                   (Арбуз.)

Неказиста, шишковата, а придёт на стол она, скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна».

                                      (Картофель.)

Был  ребёнок - не знал пелёнок,

Стал старичком - сто пелёнок на нём.

                                                            (Капуста.)

В словах  морковь, огурцы, горох, арбуз, картофель, капуста  дети ставят ударение, пытаются проверить их и приходят к выводу: написание этих слов нужно запомнить (как и написание  родственных слов- морковный, гороховый, капустный, арбузный, огуречный).

   Запомнить подобные «трудные» слова помогут слова-отгадки с безударной гласной е.

Без рук, без ног, а двери отворяет.

                                          (Ветер.)

Стояли в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены.

                                                                             (Берёзы.)

Не воин, а со шпорами, не сторожем  стоит,

а всех рано будит.

                                 (Петух.)

Хоть я не молоток, по дереву стучу.

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

                                (Дятел.)

На раскрашенных страницах много праздников хранится.

                                                                      (Календарь.)

Протянул струну на всю страну.

Далеко - далечко плывёт моё словечко.

                                               (Телефон.)

Пять мальчиков, пять амбарчиков.

У каждого мальчика свой амбарчик.

                                                       (Перчатка.)

      Дети запоминают загадки лучше, чем написание слов-отгадок, и уже по загадке вспоминают

отгадку и правильное написание этого слова.

        Правописание звонких и глухих согласных ( закрепление темы).

Бегут по дорожке доски да ножки.

                                       (Лыжи.)

Маленькие зверьки, серенькие шубки,

чёрненькие глазки, остренькие зубки.

                                             (Мыши.)

В сенокос горька, а в мороз - сладка.

Что за ягодка?

                               (Рябина.)

    Загадки записываю до урока на доске. Каждую загадку ученики читают, отгадывают, находят слова с трудными орфограммами, проводят орфографический разбор. Затем я закрываю загадки и прошу учащихся записать другой текст (включаю  в него слова глазки, зубки, ножки, дорожка, сладкий): У кошки зоркие глазки и острые зубки. По дорожке бежит лошадка, Маша испекла сладкий пирог. У стула четыре ножки.

    Выполнив работу, ученики проверяют правильность написания слов  с сомнительной согласной путём сравнения записей в тетрадях и на доске. Этим развивается орфографическая зоркость детей.

Правописание гласных после шипящих(закрепление темы)

Я всё знаю,  всех учу, но сама всегда молчу.

        (Книга).

Мы проворные сестрицы-

Быстро бегать мастерицы.

Уж такой у нас режим.

В дождь лежим, в снег - бежим.

                                   (Лыжи.)

На кустах белеют чашки,

В них нитки и рубашки.

                                  (Хлопок.)

У туши - уши, а головы нет.

                                   (Ушат.)

В лесу котелок шипит, а накипи нет.

                                    (Муравейник.)

Ученики записывают слова лежим, бежим,  учу, молчу, уши, туши, шипит и подчёркивают

в словах сочетания жи - ши, чу - щу.

    Использую я загадки и при подготовке  к сочинению по опорным словам или по картинке.

Так, чтобы подготовить детей к сочинению по теме «Зима», нужно обогатить их язык образными,

меткими выражениями и словами, выделенными из стихотворений, рассказов, загадок, пословиц,

поговорок. Дети вспоминают загадки о зиме, снеге, морозе, ветре, пурге.

       Белые мухи на поле сели.

                                             (Снег.)

Дедушка мост мостит без топора и без клиньев.

                                              (Мороз.)

В огне не горит, а в воде не тонет.

                                               (Лёд.)

Скатерть бела всё поле одела.

                                               (Снег.)

Предлагаю подобрать к словам-отгадкам слова-признаки, слова-действия. Например. Какой снег?- белый, блестящий, колючий, искрящийся, узорчатый, красивый, пушистый.

Снег что делает?- блестит, искрится, сверкает, белеет, падает, идёт, сыплется, лежит.

     Такие упражнения дают возможность ученикам практически овладеть изобразительными

средствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно определяющие тот или иной предмет, явление, действие.

  Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомительно для учащихся.

Они доставляют уму ребёнка полезные упражнения.

Реже других на уроках используются шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы.

Шарада- это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило,

Односложное (пар+ус, фа+соль). Разгадав каждую часть шарады, и сложив их вместе, получается

заданное слово.

   Первое слово над чайником тает,

   Второе – у папы растёт над губой.

   А целое -  ветер морской надувает

   И в плаванье нас приглашает с тобой.

                                                        (Парус.)

              Первое – нота,

              Второе – то же.

              А в целом-

              На горох похоже.

                                      (Фасоль)

Предлог стоит в моём  начале,

В конце же - загородный дом.

А  целое мы все решали

И у доски, и за столом.

                                  (Задача)

                 Начало – нота,

                 Потом – оленя украшенье.

                 А вместе – место

                 Оживлённого движенья.

                                     (Дорога)

Не всегда слово можно разделить на законченные самостоятельные части (слова), тогда в задании

указываются дополнительные условия.

Анаграмма - это игровое задание, в  котором при перестановке слогов и букв или при чтении

справа налево получается другое слово (кот – ток, соль – лось).

Под тенью у меня

Вы летом отдыхаете,

Но коль согласные

Местами поменяете,

Превращусь в один момент

Я в столярный инструмент.

                                      (липа - пила)

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца-

Во сне увидишь что угодно.

                                      (нос – сон)

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

                                   (насос – сосна)

Как зонт, могу прикрыть я многих

И в летний зной, и в непогоду.

Но поменяй местами слоги-

Я превращусь в период года.

                                    (навес – весна)

В метаграмме зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв.

Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось

новое слово по смыслу ( цапля – капля, карта – парта, сорт – борт – торт).

С  Г- её на винт накрутят,

С  Л- конечно, лает,

С  М- одежда, но не греет,

С  З- от волка убегает.

                ( гайка – лайка – майка – зайка)

С буквой Г- я по небу лечу,

С буквой В- детишек лечу.

                                       (грач – врач)

С  Г – я выше облаков,

С  Н – прячу я в себе зверьков.

                                      (гора – нора)

С глухим шипящим - кругл, как мяч,

Со звонким – как огонь, горячий.     (шар – жар)

С  Л – я слёзы вытираю,

С  Ж – я по лесу летаю.

                                  (лук – жук)

С  Ы – мы мчим вас что есть мочи,

С  У – мы ноги вам промочим.

                                        (лыжи – лужи)

Логогрифы - в них новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной

буквы или слога (кран – экран).

Его откроешь – и вода

Из него польётся.

Добавишь Э – и тогда

В кинотеатре он найдётся.

                                    (кран – экран)

На голове барана и быка

Ты можешь их найти.

А ноту лишь добавишь-

По ней сумеем мы пойти.

                                        (рога – дорога)

С буквой Р – подземный житель,

Без неё – мышей любитель.

                                           (крот – кот)

Мы взрослых и детей

В часы досуга развлекаем.

Но если нам прибавить Т,

Мы всех ужасно напугаем.

                                        (игры – тигры)

С  Т – нужна, чтоб в бадминтон играть,

А без  Т – чтоб в космосе летать.

                                        (ракетка – ракета)

Омограф - загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания важно правильно перенести ударение с одного слога

на другой.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение –

И превращусь в конфету.

                                     (ирис – ирис)

Ставь на первом ударенье-

Будет зданье, без сомненья,

А поставь ты на втором-

Сохранит оно твой дом.

                                   (замок – замок)

Омоним – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию

слова, но с разными значениями.

Я журчу, журчу, журчу,

Глядь – и я в замке торчу.

                                          (ключ)

Первые всё мы в игре набираем,

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам всё улучшают,

Летом от солнца глаза защищают.

                                                     (очки)

Помочь учащимся играть в эти игры могут рисунки – отгадки.

Современные дети очень чувствительны, эмоциональны. Часто они не умеют играть и работать в коллективе. Игры помогают воспитывать в них чувство коллективизма, сопереживать, радоваться

не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценивать свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игра – метод косвенного воздействия на личность в целях коррекции поведения, в приобретении гуманных черт и качеств, необходимых для социальной адаптации личности к современным условиям.

Игры учат не только добывать знания, но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умения общаться, высказывать своё мнение и слушать других.

  Используя в своей практике самые разные игры, заметила, что у ребят повышается мотивация  обучения. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе. Игры помогают нам повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения и делают учебный процесс интересным и увлекательным.

Использованная литература:

1.Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.,1976

2.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.4. М.,1984

3.Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.,1995.

4.Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением. М.,2005

5.Загадки – шарадки. И не только… Волгоград, 2007

6.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская  О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.  М.,2004

7.Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.,1990.

         8.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всесто...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

Словарная работа на уроках русского языка с младшими школьниками.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети ус...

Тема по самообразованию "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Тема по самообразованию учителя начальных классов: "Развитие орфографической зоркрсти на уроках русского языка у младших школьников"...

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов ...

Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индив...