интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 1-2 классов "Королевство Звукоречье"
презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме

Грудцына Наталья Михайловна

Обобщение знаний по русскому языку для учащихся 1-2 класса пло темам "Фонетика", "Правописание", "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolevstvo_zvukoreche.rar1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Малиновский.

Сценарий

 интеллектуальной игры

«Королевство Звукоречье»

для учащихся начальной школы (1- 2 класса).

Место проведения: Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Малиновский, актовый зал или просторный класс.

Участники игры: учащиеся 1-2 классов.

Цель: В игровой форме обобщить знания, умения и навыки учащихся, по темам русского языка «Фонетика», «Лексика», «Синтаксис» и «Правописание» , изученных в 1 классе.

Задачи:

  1. Повышение интереса детей к урокам русского языка.
  2. Развитие  творческих способностей детей.
  3. Совершенствовать полученные навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Воспитание коллективизма, умения работать в коллективе и группе.
  5. Популяризация и пропаганда внеклассной  работы в школе по предмету «русский язык».

Оборудование и оформление:

  1. Оформление сцены.

Нарисованный сказочный  город с домами и улицами, над городом надпись «Королевство «Звукоречье» ( можно на электронном панно через компьютер).

2.Шары.

3. Пословицы, поговорки и скороговорки о речи.

Азбука – наука, а ребятам -  мука.

     Грамоте учиться – всегда пригодится.

     Ученье – свет, а неученье – тьма.

  1. Столы для работы в группах.

На столах: цветные карандаши, фломастеры, листы А-4 c заданиями, маркеры, фишки для звукового анализа, колокольчики.

Подготовительная работа в группах:

1. Представление команды:

-Название,

-девиз,

-обращение к жюри и другим командам,

-эмблему.

Группы будут награждаться по номинациям:

-Дружная команда,

-Умники и умницы,

-Самые внимательные,

-Самые активные,

-Самые быстрые.

Личные номинации:

-Самый активный,

-Самый быстрый,

-Самый умный,

-Самый внимательный.

Ход проведения праздника:

Дети сидят за столами по командам.

Звучит мелодичная музыка.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

    Сегодня вам представится  замечательная возможность совершить сказочное путешествие в волшебное королевство. В этом королевстве мы должны будем найти «Великую книгу знаний», которая откроет нам тайну, как стать грамотным, научиться правильно говорить, читать и писать. Но прежде чем мы откроем с вами эту книгу, мы должны пройти ряд испытаний и конкурсов, которые приготовили нам сказочные жители волшебного королевства.

   А оценивать вас будут наши волшебные магистры.  

(Представление членов жюри - три человека в колпачках).

НА ЭКРАНЕ:

Кадр 1

Нарисовано королевство за стеной и воротами.

Ведущий:

И так внимание всем начинается наше сказочное путешествие в волшебное королевство…

(заставка на экране, присказка с бабушкой)

Ведущий:

Это была присказка, а вся наша сказка пройдет вот в этом сказочном королевстве…Посмотрите, какие здесь сказочные улицы, дома, замки…Сейчас мы пройдем по этим улицам…Сможем познакомиться с его жителями.

(заставка- сказочный город)

Ведущий:

       Посмотрите, вот это королевство перед нами…( заставка королевства)

- Какое название у этого королевства?

-Как вы думаете, кто живет в этом королевстве?

-А буквы там живут? Почему?

-А живут ли в этом королевстве слова и предложения?

Вы знаете, мы с вами пока не можем попасть в королевство, ворота для незнакомых гостей закрыты, Давайте представимся и расскажем о себе.

КОНКУРС 1 «Визитка» ( название команд, девиз, обращение к жюри, соперникам и т.д.)

Ведущий:

 Вот мы и познакомились. И теперь мы можем войти в сказочное королевство, но что это ребята на двери замок с загадочным кодом.

НА ЭКРАНЕ:
Кадр 2

Замок с 6 окошками пустыми. А, О, К, Н, Р, У

Ведущий:

 Надо нам его открыть. Чтобы открыть этот замок надо быть очень внимательными. В коде расположены буквы в разной последовательности, надо их запомнить в течении 30 секунд и вписать в свои листочки. А второклассникам еще из этих букв составить слова ( чем больше тем лучше). И так время пошло…

КОНКУРС 2

На зрительное внимание.

Дети запоминают код, который загорается на замке и запоминают его в течении 30 секунд, а затем на листках, где нарисованы замки с пустыми окошечками записывают буквы в той последовательности, в которой запомнили.

Члены жюри оценивают и говорят, кто открыл замок, а кто нет…

Ведущий:

  Не все смогли открыть замок, поэтому нам предстоит еще одно испытание, чтобы попасть в волшебное королевство. Замок работает и на голос. Внимательно послушайте волшебное заклинание, запомните его после трех прочтений и запишите…А для второклассников просим их отгадать закодированное слово, которое состоит из первых букв этих смешных слов…

Внимание, читаю волшебное заклинание: Зак, Вак, Ук, Как...

КОНКУРС 3

На слуховое внимание и память.

Дети слушают слова, запоминают их и записывают на листах. А затем прочитывают.

НА ЭКРАНЕ:
Кадр 3

     Происходит открытие замка и ворот.

Ведущий: Посмотрите, мы с вами вместе открыли дверь в королевство «Звукоречье», потому что были очень внимательными и правильно набрали код и назвали слова заклинаний.

Посмотрите, как здесь красиво…

НА ЭКРАНЕ
Кадр 4

План города. Улочки с домами и магазинами, клумбами и т.д.

В конце стоит замок.

Ведущий:

 И так мы с вами в самом начале пути. Нам надо попасть в замок, в котором и находится волшебная книга знаний. Но что это? Город заколдован. В нем нет ни названия улиц, ни номеров домов… Наверно злая колдунья Мракобесья заколдовала этот город. Никто нас с вами не встречает и не приветствует… Давайте поможем жителям этого волшебного королевства, расколдуем улицы города и познакомимся с его жильцами…

   Посмотрите внимательно мы на первой улице этого королевства. На улице три дома: красного, синего и зеленого цвета.

НА ЭКРАНЕ
Кадр 5

Улица с тремя домами. Красного, синего и зеленого цвета. В домах подъезды со звонками и без.

Ведущий: Кто же живет в этих домиках?

Кто живет в красном домике?

Кто живет в синем домике?

Кто же живет в зеленом домике?

( ответы детей)

Молодцы! Правильно эта улица, где живут звуки речи. А как ее название?

( предположения детей и ответы)

НА ЭКРАНЕ загорается: улица Звуковая.

КОНКУРС 4

Звуки приготовили нам свои испытания…

Я называю звуки, а вы рисуете  на листочках их цветовую гамму или схему. А второму классу - напротив цветной схемы написать транскрипцию. И так внимание, рисуем и подписываем…

А.В.П.Э.Ш.Ч.О.Р.М. ( называются гласные, согласные твердые и мягкие)…

Давайте проверим, правильно ли вы нарисовали схемы этих звуков и подписали  транскрипцию.

НА ЭКРАНЕ: Нарисована звуковая схема выложенных звуков в виде бус ( красный, синий, зеленый, красный, синий, зеленый).

Ведущий: Кто не допустил ошибки? У кого получились красивые звуковые бусы, давайте проверим. Молодцы!

А теперь еще одно испытание от звуков речи. Мы попали с вами в сказочный лес звуков речи. Здесь растут сказочные деревья:  ( на экране картинки деревьев). Назовите эти деревья. А теперь просигнальте звуковые схемы слов на своих листочках, а для ребят 2 класса надо рядом написать  транскрипцию этих слов, но помните, время ограничено… Это надо сделать за 3 минуты.

(Раздать листы детям со словами. Дети рисуют рядом со словами звуковые схемы).

НА ЭКРАНЕ

Картинки:  клен, дуб, липа, ива, сосна.

Дети составляют звуковые схемы слов. Подписывают транскрипцию.

Ведущий: Просим проверить составленные схемы, наших магистров.

( проверка, выставление баллов)

Ведущий:

Молодцы! Звуки речи очень рады за вас и они вам желают счастливого пути по волшебному королевству «Звукоречье». И мы с вами шагаем дальше и переходим на следующую улицу… А как название этой улицы вы должны догадаться сами. На этой волшебной улице живут 33 сестренки. Что это за сестры?

 

( ответы детей)

НА ЭКРАНЕ

Три домика с пустыми окошками. Один домик - гласных букв, второй согласных- твердых, третий-  мягких.

Ведущий:

  Что бы попасть в замок королевства, надо расколдовать эту улицу и выпустить ее жильцов из заточения. Как же название этой улицы и кто живет в этих домиках?

А вы всех жильцов этой улицы знаете? Давайте с вами повторим алфавит.

 ( повторение алфавита детьми).

Молодцы, буквы довольны вами,  и они приготовили нам небольшие испытания.

А теперь первое задание: надо расколдовать первый красный домик.

КОНКУРС 5

Гласные первого и второго ряда.

Ведущий:

Как вы думаете, какие буквы живут в этом домике, там десять окошечек и два подъезда?

( ответы детей)

А какие буквы живут в первом подъезде?

Какие буквы  во втором подъезде?

Почему?

НА ЭКРАНЕ

В пустых окошечках появляются гласные буквы.

Ведущий:

Посмотрите, мы с вами расколдовали первый домик, правильно ответили на все предложенные вопросы и буквы нас с вами приветствуют из своих квартир. Они освобождены от злых чар колдуньи Мракобесьи.

А теперь следующее испытание, мы должны освободить буквы ,которые живут в другом домике.

Испытание: напишите на своих листах только те буквы, которые всегда твердые.

А второклассники не только напишут буквы, которые дают т олько тведый звук, но и  напишут слова, в которых первая буква слова всегда твердая.

(Дети пишет на листочках твердые согласные буквы)

КОНКУРС 6

Твердые согласные

Ведущий: Давайте проверим, правильно ли вы написали эти согласные буквы.

 ( на экране высвечиваются ответы).

А какие слова написали второклассники?

Ведущий:

Прошу ваши ответы передать нашим магистрам.

А теперь буквы просят вас написать только те буквы, которые всегда мягкие.

А старшие ребята пусть еще и напишут слова, в которых первая буква всегда мягкая…

КОНКУРС 7

Мягкие согласные.

Ведущий: Давайте проверим, правильно ли вы написали эти согласные буквы.

 ( на экране высвечиваются ответы).

Все справились с заданием? Прошу передать ваши ответы.

-Назовите мне буквы, которые живут и в зеленом и в синем домике. Это что за буквы?

( ответы детей)

  А теперь посмотрите на домик согласных букв и ответьте мне: почему над одним подъездом есть звоночек, а над другим его нет?

( ответы детей)

Правильно, согласные звуки и буквы бывают звонкие и глухие.

И давайте сейчас с вами немного в них поиграем. Прошу всех встать со своих мест. Я буду показывать букву, и если она дает звонкий звук  - вы поднимаете колокольчики и звоните в них, а если глухой - вы опускаете его вниз. Будьте внимательны!

Второй класс- называет пару ( по звонкости и глухости).

ИГРА  на внимание
Звонкие и глухие согласные.

Ведущий показывает буквы, дети звонят в колокольчики. Можно поднять и гласные буквы, чтоб спутать детей.

Ведущий: Молодцы! Вы все были очень внимательны и буквы вас за это благодарят.

Ответьте мне на вопрос: может ли буква давать и звонкий и глухой звук?

Какое свойство есть у звонких и глухих?

Назови мне пару: З, Ж, Г, Д. Какие они?

Назови мне пару: С, П, Ф. Какие они?

   А теперь давайте посмотрим, кто в какой квартире и подъезде живет в домике согласных букв.

НА ЭКРАНЕ

В окошечках согласного домика появляются согласные буквы.

Ведущий:

  Молодцы! Буквы приветствуют вас из своих окошечек, но еще не прощаются с вами. Они просят выполнить последнее их задание: Вставить на своих листочках пропущенные буквы. А второклассники должны правильно вставить пропущенные буквы, с помощью проверки данных слов.

КОНКУРС 8

Дифференциация звонких и глухих согласных.

На листах слова 1 класс:

Вставь буквы С и Ш:

Мы.ка,   .умка,   кры.а,  колба.а,  пыле.ос,  каранда.,   ми.ка,   ма.ина,   .тул,   .уба,   .лон,   камы.,   лап.а,   .арф,   .анки.

На листах 2 класс:

Ложка

Кружка

Чашка

Мышка

Плюшка

Стрижка

Клюшка

Фляжка

Бляшка

Мышка

Варежка

Стружка

Сережка

Наташка

(дети вставляют пропущенные буквы)

Ведущий:

Прошу сдать выполненное задание нашему жюри.

Молодцы! Пока наши магистры проверяют выполнение этого задания. Буквы с нами прощаются и благодарят вас за знания, которыми вы владеете.

Мы переходим с вами на следующую улицу, но что бы расколдовать название этой улицы нам надо ответить на один вопрос: что можно составить из букв?

( ответы детей)

Правильно из букв можно составить слова и это улица слов.

НА ЭКРАНЕ

Три домика с черными полосками, поделены на слоги. Первый домик с одной дугой ( один слог), второй домик- с двумя дугами ( два слога), третий домик -с тремя дугами ( три слога).

Ведущий:

И так мы все ближе и ближе к заветной книге знаний. Слова тоже заколдованы.

  Как вы думаете, какие слова живут в первом домике? А во втором? А в третьем?

( ответы детей)

 Давайте расколдуем слова и поселим их в свои домики. На листах вам даны слова, которые надо поселить или в первый, или во второй, или в третий домик. Поставьте над словом номер его домика, в котором оно живет. А старшим ребятам надо еще и поставить в данных словах ударение. Но для начала ответьте, как определить количество слогов в слове?

( ответы детей)

КОНКУРС 9

Деление слов на слоги и постановка номера домика над словами.

Слова на листах:

Тетрадь, пенал, мел, доска, учебник, карандаши, фломастеры, линейка, книга, ручка, парта, ученик, школа, школьники, ученики, зал, класс.

(дети выполняют задание)

Ведущий:

Выполнение закончили и давайте проверим, правильно ли мы с вами поселили слова.

 ( На экране высвечиваются правильные ответы первого, второго и третьего домика)

А я прошу вас сдать свои листочки нашим волшебникам.

А теперь ответьте мне на вопросы:

-Сколько слогов может быть в слове? Как это определить?

-Как найти ударный слог в слове?

( ответы детей)

Ведущий:

И так, вы все замечательно справились с заданием, и слова вам желают победы в этой игре и доброй дороги на улицу…Что это за улица?

Как вы догадались, что эта улица предложений?

Что такое предложение?

НА ЭКРАНЕ

Улица с домиками, где нарисованы схемы предложений: повествовательного, побудительного и вопросительного.

( ответы детей)

Ведущий:

Правильно, это улица предложений. Здесь слова построились по смыслу и встали в предложения.

Предложения тоже приготовили вам последнее и самое простое испытание. В конвертах  даны слова, из них вы должны составить 3 предложения, которые будут разные по цели высказывания, и которые вы поселите в свои домики. А вторым классам надо еще найти и главные члены предложения и подчеркнуть их.

КОНКУРС 10

Составь предложения согласно предложенной схеме.

На листках схемы и слова:

Дети , В, идут, школу.

Читают , книги, интересные, школьники.

Кто,  мяу, сказал.

( дети составляют предложения и их записывают на листах)

Ведущий:

Прошу сдать последнее выполненное задание нашим магистрам.

И так какую улицу мы с вами расколдовали, как ее название?

Смотрите, двери замка нам открываются. Мы со всеми испытаниями справились на отлично! И перед нами книга великих знаний и открытий.

Давайте прочтем, что же в ней написано!

НА ЭКРАНЕ

Книга, которая открывается и на ее листах написаны слова:

Дорогие ребята!

Сегодня вы стали великими волшебниками!

Показали, как вы много знаете и умеете.

 Вы просто умницы!

Не останавливайтесь на достигнутом, а идите дальше по волшебной и великой стране знаний! Желаю вам учиться только на 4 и 5! Быть добрыми , трудолюбивыми и честными!

Самый великий волшебник страны «Звукоречье»  ПИШИЧИТАЙКА.

Ведущий:

Вот мы с вами и открыли волшебную книгу, прочитали заветные слова, расколдовали улицы волшебного королевства «Звукоречье», побывали в гостях у звуков, букв, слов и предложений! А теперь давайте посмотрим, кто с заданием справился лучше всех! И слово предоставляется нашим магистрам для поздравления и награждения.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Выступление по итогом игры членов жюри. Награждение и поздравление.

ЗАДАНИЕ №1

Впиши код замка

СОСТАВЬ И ЗАПИШИ СЛОВА ИЗ ЭТИХ БУКВ (чем больше, тем лучше)






__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №2

Напиши заклинание

ИЗ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ, СОСТАВЬ И ЗАПИШИ СЛОВО:_________________

ЗАДАНИЕ №3

ПРОСИГНАЛЬ ЗВУКИ (кружочками):

НАПИШИ ТРАНСКРИПЦИЮ ЭТИХ ЗВУКОВ:

ЗАДАНИЕ №5

 1.ЗАПИШИ, КАКИЕ БУКВЫ ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ:


НАПИШИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ЭТИХ БУКВ:

____________________________________________________________________________________________

2.ЗАПИШИ, КАКИЕ БУКВЫ ВСЕГДА МЯГКИЕ:

_____________________________________________

НАПИШИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ЭТИХ БУКВ:

____________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №6

НАПИШИ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ПАРАМИ:


ЗАДАНИЕ №4

 

ПРОСИГНАЛЬ, А РЯДОМ СДЕЛАЙ ТРАНСКРИПЦИЮ

КЛЕН

СОСНА

ДУБ

ИВА

ЛИПА

Напиши только твердые буквы:

Напиши только мягкие буквы:

ЗАДАНИЕ №7

Вставь буквы С-Ш:

Мы . ка

 . умка

Колба . а

Пыле . ос

Каранда .

Ма .ина

.тул

 . уба

 . лон

Камы .

Лап . а

 . арф

 . анки

ЗАДАНИЕ №7

ВСТАВЬ Ш-Ж, напиши рядом проверочное слово:

ЛО…КА

КРУ…КА

ЧА…КА

МЫ…КА

ПЛЮ…КА

СТРИ…КА

КЛЮ…КА

ФЛЯ…КА

БЛЯ…КА

ВАРЕ…КА

СТРУ…КА

Сере…ка

Ната…ка

ЗАДАНИЕ №8

Поставь возле слова

 номер домика, а так же ударение в словах:

Тетрадь

Класс

Пенал

Доска

Учебник

Мел

Карандаш

Фломастер

Пять

Линейка

Книга

Ученик

Зал

Школа

Лист

Дети     идут   в   школу   .

Дети     идут   в   школу   .

Дети     идут   в   школу   .

Читают     школьники

интересные

книги  !

Читают     школьники

интересные

книги  !

Читают     школьники

интересные

книги  !

Кто сказал мяу   ?

Кто сказал мяу   ?

Кто сказал мяу   ?

Таблица результатов оценивания классов в игре-соревновании «Королевство «Звукоречье»».

Класс

Название команды

Визитка

( до 5 баллов)





1

Зрительное внимание и память

( до 5 баллов)



2

Слуховое внимание и память

( до 5 баллов)

3

Звуковые схемы

( до 5 баллов)




4

Звуковой анализ слов

( до 5 баллов)



5

Твердые согласные

( до 5 баллов)



6

Мягкие согласные ( до 5 баллов)



7

Звонкие и глухие согласные

( до 5 баллов)


8

 

1









2








3







4




Деление слов на слоги

( до 5 баллов)



9

Ударение

( до 5 баллов)





10

Состав

ле

ние предло

же

ний (до 5 баллов) 11

Дополнитель

ные баллы за правильные ответы в процессе игры

( до 1 балла)

Общее количество

Баллов

за игру


ИТОГ: место

Награждение номинаций команд:

Запись фамилий самых активных участников.

 



















АЗБУКА-

НАУКА,

А РЕБЯТАМ-

МУКА.

ГРАМОТЕ

УЧИТЬСЯ-

ВСЕГДА

ПРИГОДИТЬСЯ

УЧЕНЬЕ-

СВЕТ,

А

НЕУЧЕНЬЕ-

ТЬМА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"

Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3класса"Ты наш друг, русский язык"

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели....

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 класса.

Презентация к проведению интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 3 класса. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе. Последовательность слайдов составлена так,...

интеллектуальная игра по русскому языку и литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

Игра для учеников 3-4 классов по русскому языку и литературному чтению....

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...