Конспект урока с презентацией по русскомуу языку в 3 классе "Приставка".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Насуцева Наталья Владимировна

 Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему "Приставка" в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Приставка, ее роль в слове»

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: на деятельной основе

Система обучения: традиционная

УМК «Школа России»

Цели: 

  • Образовательные: 
  • уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании
  • Развивающие:
  • развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность, оценивать свою работу);
  • развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;
  • продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку;
  • развивать умение работать в группах, согласуя свои действия и мнения.

Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять.

Оборудование:   карточки,  листы,  смайлики  

ТСО: проектор, ноутбук, демонстрационный экран.

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой. (слайд 1)

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные  хозяева, окажем им внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение  у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята,  настройтесь на работу.

-Я   верю в  вас и знаю - у вас всё получится!

2. Сообщение  темы урока.

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование         
- Все вы  станете  исследователями.  Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (
в толковом словаре)

Дарина обратилась  к словарю С.И. Ожегова): 

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».   ( слайд 2)

     - Сегодня мы с вами отправимся по океану Знаний в страну….

     - А вот в какую страну послушайте. (слайд 3)

          Привет, друзья!

          Примите приглашение.

          В нашей стране мы ждём вас с нетерпением.

          Познаете вы много разных тайн.

          Морфемы тут живут и здесь, и там.

         - Что за страну мы посетим?         (слайд 4)

   - Чем интересна эта страна? (она состоит из островов).

- Какие острова находятся в этой стране? (остров Корень, суффикс,                                                  приставка, окончание).

 - Мы с вами уже начали изучать страну Морфемику.  И исследовали  два  острова. Что это за острова? (окончание, корень)
- Расскажите об этих островах :
Ученица:

 Корень слова - значимая часть.    (слайд 5)

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова

- С какой морфемой мы уже знакомы?( с корнем   )

Ученик:

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

- Откройте тетради и запишите  дату исследования и место проведения работы.

3. Чистописание.

-Под каким девизом пройдет наша минутка чистописания? ( слайд 6)

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.   ( слайд 7)

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 к

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 к

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 к

 е

-  Верно, сегодня повторим написание  буквы  К.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

 - Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).

1.

2. Пере  до  раз  над  вы  с  под  без  из  об  при  за  в  о  до   

   

4.  Сообщение темы и задач урока.

Учитель: Посмотрите на дорожку в минутке чистописания, что за части слова мы записали? (Приставки)   Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

-Давайте сформулируем тему нашего урока. (Приставка, её роль в слове)

  - Сегодня мы с вами начнём исследовать ещё один остров.
А что это за остров отгадайте.
- Служит для образования новых слов.

- Часть слова.                                                                  

 - Стоит перед корнем.                                                                                            

- Может состоять из 1,2,3,4 букв?  (слайд 8)

Учитель: Саша, что ты знаешь о приставках?

Ученица:

 У корня в недругах, представь-ка
Есть дама гордая – Приставка
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.

- Какие задачи стоят перед нами?

 Задачи: 

  •  Доказать, что приставка – часть слова.
  • Исследовать, для чего служит приставка
  • Научиться писать приставку слитно со словом.  (слайд 9)

5. Словарная работа.  (слайд 10)

Учитель : 
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака      корозаяц                                                                      

-Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят (слайд 11)       

огорбузы               помипуста               моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием.

6.  Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.

Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них:

1) разрезать лист бумаги

2) надрезать лист

3) вырезать треугольник

4) срезать угол

Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.

Учитель: Какие слова надо было выписать? (Разрезать, надрезать, вырезать, срезать)

Учитель: Эти слова какие? (Однокоренные, у них одинаковый корень все глаголы)

Учитель: Какая часть слова изменяется? Выделите в словах приставку и корень.

Учитель: Как вы думаете, для чего нужны приставки?

(Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словами слитно. Служит для образования новых слов, изменения значения слов.)

Учитель:    Замените и запишите одним словом с приставкой.

  • Пропустить  урок (прогулять)
  • Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)
  • Начать исполнять песню (запевать)
  • Проглотить таблетку  с водой  (запить)
  • Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
  • Сменить место проживания (переехать)

7.  Физминутка.

Учитель: Я буду называть слова, вы слушайте внимательно. Если в слове есть приставка вы присаживаетесь, если нету - хлопаете в ладоши.

-Школа, пришкольный,  море, приморский,  город, пригородный, дорога, придорожный.

Учитель: Какие однокоренные слова вы запомнили? Назовите только те слова, в которых есть приставка.

8. Закрепление.

Учитель: Сейчас у нас с вами будет  самостоятельная работа в группах. (слайд12)

                 Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ:

  1. надел, покрыл, пошел, понес;
  2. прочитать, переиграть, просмотреть, просмотреть, прожить;
  3. догнал, доплыл, наследил, докатил;
  4. подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;

 

Образовать новые слова от слов: (слайд 13)

1 гр.- работать. 2 гр. –учить. 3 гр.- резать. 4 гр. –  думать

Работают в группах, выбирают из набора приставок те, которые подходят по смыслу.

  9. Тест.(слайд 14-15)

Мы с вами выполнили успешно все пункты нашего плана. Я пока на остров «приставка» не могу поставить флажок — ведь мы его до конца не изучили, а будем продолжать учить дальше. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём мы говорили сегодня и на прошлом уроке.  Для этого проведём тестирование.                                                                                            

1. Корень это:
а) часть речи —
п         б) часть слова — м

2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении —
н
б) для образования новых слов —
о

3. Приставка стоит:
а) перед корнем -
л
б) после корня — с  

4. Приставка это:

а) изменяемая часть слова — а
б) неизменяемая часть слова — о

5. Чтобы найти в слове корень надо:
а) изменить форму слова —
т
б) подобрать однокоренные слова — д

6. Укажите правильную схему разбора слов:

А)        -  о

Б)      -  е

7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок —
ч
б) записка — ц
- Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу — слово «молодец». (слайд 16)

 10. Домашнее задание.(слайд 17)

С. 118 упр. 39


11. Итог урока.

- Каковы были задачи нашего урока?

- Справились ли мы с задачами урока?

-И в заключении нашего урока я хотела бы проверить ваше настроение. Моё настроение стало очень хорошим,

так как мы с вами справились со всеми заданиями и очень хорошо работали.
 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме "Глагол"

урок обобщения знаний учащимися 4 класса по теме: "Глагол"...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"

Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов  с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...

Тема текста. Конспект урока с презентацией по русскому языку. 2 класс.

Урок с презентацией по  русскому языку во 2 классе по теме "Тема текста". Образовательная система "Гармония"....

конспект урока с презентацией по русскому языку во 2 классе по программе "школа 2100"

Наблюдение над словами- признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы. Образовательные: Формировать умение находить слова-признаки в предложениях, ставить к ним вопросы.Расширять знания ...