Рабочая программа по ФГСР для учащихся 2 класса
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме
Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr.fgsr_.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование грамматического строя речи»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Формирование грамматического строя речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений II вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва: «Просвещение», 2006г.).
Программа рассчитана на 136 ч; по 4 ч в неделю.
Работа по формированию грамматического строя речи имеет своей целью обеспечить слабослышащим учащимся практическое владение грамматическими закономерностями языка в связной речи. Задача овладения грамматическими средствами выражения в языке связей между словами решается на уроках формирования грамматического строя речи на разных уровнях: понимание отдельных лексико-грамматических комплексов (словосочетаний), выражающих определенные значения; употребление словосочетаний в связной речи на основе практических грамматических обобщений; систематизация языковых фактов. Это обеспечивает большую обращаемость языкового материала в речевом обиходе и формирование более устойчивых речевых навыков.
Во 2 классе ведется работа, направленная на практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка.
Формирование навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
Содержание работы на первом этапе практического формирования грамматического строя речи имеет в виду утверждение навыков построения предложения с одновременным уточнением значений морфологических закономерностей входящих в него слов. В целом это охватывает закономерности, присущие существительным (род, число, падеж), глаголам (время, вид, род, лицо), местоимениям (число), прилагательным (род, число, падеж), наречиям, числительным, предлогам.
Во II классе наряду с расширением понятия о предмете и действии (словосочетания «что делает? + чем?») учащиеся знакомятся с разными способами выражения пространственных отношений (словосочетания с предлогами из, с (со), к, от).
Вводятся новые способы выражения временных отношений (словосочетания с наречиями, обозначающими время действия: вчера, утром, зимой и др., и сочетания с глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени несовершенного вида).
Понятие о признаках действий расширяется при составлении предложений со словосочетаниями с наречиями, обозначающими способ передвижения (бегом), пространственную направленность действия (направо), местонахождение предметов (справа), время протекания действия (утром).
Составляются предложения с личными местоимениями 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа и глаголами настоящего и прошедшего времени. Понятие о способах обозначения в языке действия предмета обогащается за счет включения в предложения сочетаний с возвратными глаголами.
В процессе специальной работы по практическому овладению грамматическими закономерностями языка учащиеся не только приобретают практические речевые навыки пользования связной речью, у них постепенно формируются элементарные грамматические обобщения (второй подраздел). Различение слов по вопросам кто?, что?, что делает?, какой (-ая, -ое, -ие)? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак», а затем к более общему грамматическому понятию «часть речи». Умение образовать словосочетания существительных с числительными один, одна, одно, развивая навык определения родовой принадлежности существительных, в последующем оформляется в грамматические понятия «мужской род», «женский род», «средний род». Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существительных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия о числе. Изменения глаголов, выражающие различия во временных отношениях, постепенно подводят к понятию о спряжении, а изменения грамматической формы существительных в составе предложения в зависимости от изменения значений подготавливают учащихся к усвоению понятия о склонении.
Материально-техническое обеспечение программы: демонстрационные плакаты и таблицы, раздаточный дидактический материал, мультимедийные пособия (презентации по темам).
Итоговый контроль проводится в форме письменных контрольных работ.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов | Уроки | К.р. | Конт. спис. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прощ. вр.»: мальчик читает, девочка читала) | 5 | |||
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек. | 7 | |||
Входная контрольная работа | 1 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение 1-го или 2-го лица ед. ч, и мн. ч. + глагол наст. вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали). | 5 | |||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом) | 5 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное+существительное в им. п. ед. ч. и мн. ч.»: синяя кружка) | 5 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки). | 4 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Итоговая контрольная работа за 1 четверть | 1 | |||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок | 5 | |||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены) | 6 | |||
Алфавит | 3 | |||
Контрольная работа по теме: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения" | 1 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо («существительное + глагол непереходный, переходный»: бабушка одевается, бабушка надевает) | 6 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное: пять тетрадей) | 7 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Итоговая контрольная работа за 2 четверть | 1 | |||
Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное» | 12 | |||
Разделительные твердый и мягкий знаки | 4 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.); | 11 | |||
Вопросительный и восклицательные знаки | 3 | |||
Контрольная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения» | 1 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими признаки предметов по счету («числительное + существительное»: третий дом). | 7 | |||
Контрольная работа за 3 четверть | 1 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. или мн. ч. + глагол наст. вр., буд. вр.»). | 5 | |||
Слова с удвоенными согласными | 3 | |||
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега) | 6 | |||
Контрольная работа по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения» | 1 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими принадлежность («местоимение притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш); | 5 | |||
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо). | 7 | |||
Итоговая контрольная работа | 1 | |||
Обобщение изученного материала | 3 | |||
Контрольное списывание | 1 | |||
Итого | 136 | 8 | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу II класса учащиеся должны знать:
- названия букв алфавита,
- правила переноса слов.
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, указанные в программе;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении; выделять по вопросам слова из предложения;
- различать слова по вопросам кто? что? что делает? какой? как? где? определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетании с числительными один, одна, одно;
- различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное»; различать временные формы глаголов по вопросам что делает? что делал? что будет делать?;
- различать гласные и согласные звуки и буквы; писать слова с удвоенными согласными, слова с разделительными знаками (ъ, ь);
- каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажении букв;
- писать раздельно предлоги со словами; употреблять большую букву в начале предложения;
- ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
- писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.
Содержание тем учебного курса
I. Практическое овладение основными грамматическими закономерностями языка. Составление предложений.
Установление по вопросам связи между словами в предложении.
Практические грамматические обобщения.
Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Различение слов, обозначающих предметы и действия, признаки предметов и действий; их группировка по вопросам кто? что? что делает? какой(-ая,-ое, -ие)? как? где?
Определение рода существительных по окончаниям начальной формы.
Различение единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное».
Различение временных форм глагола по вопросам что делает? что делал? что будет делать?
Согласование прилагательного с существительным в начальной и косвенной формах.
Первая четверть:
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими: временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прощ. вр.»: мальчик читает, девочка читала); временные отношения («наречие + глагол наст, вр., прош. пр.»: сейчас рисует, вчера вязала); временные отношения («местоимение 1-го или 2-го лица ед. ч, и мн. ч. + глагол наст. вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом); признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное+существительное в им. п. ед. ч. и мн. ч.»: синяя кружка); пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки).
Вторая четверть:
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок); пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены), переходность действия на действующее лицо («существительное + глагол непереходный, переходный»: бабушка одевается, бабушка надевает); количественные отношения («числительное + существительное: пять тетрадей).
Третья четверть:
Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими переходность действия па предмет (читает интересную книгу), направленность действия на предмет (помогает старой женщине), орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом). Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.); признаки предметов по счету («числительное + существительное»: третий дом).
Четвертая четверть:
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. или мн. ч. + глагол наст. вр., буд. вр.»). Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношении («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега); принадлежность («местоимение притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш); признаки действия («глагол + наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).
II. Сведения по грамматике и правописанию.
Навыки правописания.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.
Алфавит. Знание алфавита. Умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве. Умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
Разделительные знаки (буквы ъ, ь), двойные согласные в простейших словах. Раздельное написание со словами предлогов с (со), из, к, то.
Чистописание. Закрепление гигиенических навыков письма, правильной посадки, положения тетради, ручки и др.
Повторение пройденного за год материала.
Перечень обязательных контрольных работ
- Контрольное списывание (4 за год)
- Входная контрольная работа
- Итоговая контрольная работа за 1 четверть
- Контрольная работа по теме: «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения"
- Итоговая контрольная работа за 2 четверть
- Контрольная работа по теме: «Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения»
- Контрольная работа за 3 четверть
- Контрольная работа по теме «Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: пространственные отношения»
- Итоговая контрольная работа
Литература для учащихся
- Русский язык: 2 класс, специальная (коррекционная) школа II вида. Абрамова Т. А., Зикеев А. Г., Коровин К. Г. В 2 ч. - М., 2009.
Пособия для учителя
- Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. М. Быковой. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.
- Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов / К. В. Комаров. – 2-к изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М. С. Соловейчик и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2997.
- Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
Электронно-учебные пособия
Таблицы:
Времена глаголов
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек.
Местоимения
Что делает? + Чем
Какой? Какое? Какая? Какие?
Что делает? + Где?
Что делает? + Куда?
Что делает? + Как?
Что делает? + Когда?
Сколько? + Чего?
Разделительный мягкий знак
Разделительный твердый знак
Восклицательный знак
Вопросительный знак
Диски:
Диск «Рус.яз 1 кл. Канакина В.П.»
Диск «Рус.яз. 1 кл. Климанова Л.Ф.»
Диск «Рус.яз. 1 кл. Зеленина Л.М.»
Тренажер «Я пишу грамотно»
Диск «Рус.яз. 2 кл. Климанова Л.Ф.»
Диск «Рус.яз. 2 кл. Зеленина Л.М.»
Тематические мультимедийные презентации к урокам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФГСР для учащихся 4 класса с нарушением слуха
Рабочая программа учебного предмета «Формирование грамматического строя речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует авторской программе....
Рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА&r...
рабочая программа по "Математике" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...
Рабочая программа по технологии для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...