Разбор слова по составу
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шмакова Александра Семёновна

Тема. Разбор слов по составу.

Цель: активизация  умения  выполнять разбор слов по составу.

Задачи: учить применять теоретические знания на практике;

повторить  разбор слов по составу;

содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

                    способствовать обогащению словаря учащихся;

     развивать коммуникативные навыки речи,  творческий потенциал детей;

развивать  речь, устойчивость и объём  внимания,  умение делать выводы;

                   дать представление о причинах успеха в учебе;

                   воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razbor_slov_po_sostavu_1.10.doc61 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt289.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема. Разбор слов по составу.

Цель: активизация  умения  выполнять разбор слов по составу.

Задачи: учить применять теоретические знания на практике;

              повторить  разбор слов по составу;

        содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

              способствовать обогащению словаря учащихся;

           развивать коммуникативные навыки речи,  творческий потенциал детей;

развивать  речь, устойчивость и объём  внимания,  умение делать выводы;

   дать представление о причинах успеха в учебе;

           воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

В мире много интересного.

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

  1. Мобилизующий этап.

- Посмотрите, какую работу нам предстоит выполнить. Мы должны дойти до вершины грамматической пирамиды.

- Для того чтобы настроиться на рабочий лад, давайте решим грамматическую задачу.

                    Г         Б    Д

                Д    Б    Г               

Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково?

  1. Каллиграфическая минутка.

- Из первого задания сделайте вывод, какие буквы будете писать на каллиграфичес-кой минутке?

- Для чего мы проводим каллиграфические минутки?

- Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)

- Давайте составим из букв предыдущего задания  соединения  букв и пропишем их с комментированием:   Гб  гд ….

  1. Формулирование темы, учебных задач.

- Давайте поиграем и определим тему урока. Я задаю вопросы и даю варианты ответов. Ваша задача найти правильный ответ и подойти к  картинке с номером ответа:

  • Морфема – это:

1. часть речи                                   3. буква

2. часть слова                                4. звук

  • Общая, главная часть родственных слов – это:

1. приставка                                     3. корень

2. окончание                                    4. суффикс

  • Может ли быть слово без корня?

1. не знаю                                    3. да

2. нет

  • Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов – это:

1. приставка                                3. корень

2. окончание                               4. суффикс

  • Значимая часть слова, стоящая перед  корнем и служащая для образования новых слов – это:

1. приставка                                3. корень

2. окончание                               4. суффикс

  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – это:

1. приставка                                3. корень

2. окончание                               4. суффикс

  • Слово без окончания – это:

1. приставка                                3. корень

2. корень                                    4. основа

- Какова же тема урока?

- Сформулируйте учебные задачи:  знать …

                                       уметь …

                                       быть …

  1. Словарная работа 

1)         Поиск нового словарного слова:

- Рассмотрите таблицу и шифр к ней. Используя знания таблицы умножения, отгадайте новое слово.

2

3

4

5

 6

Ф

Д

П

Ж

7

Е

Т

Л

К

8

А

Ч

Ь

С

9

Э

А

И

Н

Шифр:  35   16   24  36    21    27    45   (капитан)

- Запишите слово в словарик.

2)         Ознакомление с лексическим значением слова

- Кто такой капитан? Дайте понятие этого слова.  (1 уч-ся ищет в словаре, остальные отвечают самостоятельно)

- Какое это слово? (многозначное)

3)         Введение нового слова в активный словарь

- Составьте словосочетания с каждым из значений слова. (капитан корабля, капитан  хоккеистов, капитан – лейтенант)

- Придумайте предложение с новым словом, соответствующее следующей характеристике:  побудительное, восклицательное, простое, распространённое.

- Посмотрите на экологическое панно. Что вы там видите? (предлоги)

- Употребите каждый из них с новым словом.

- Что вы назвали: однокоренные слова или формы слова?

- Образуйте родственные слова.

  1. Физкультминутка

Сделаем сейчас зарядку,
Организм свой зарядим.
С ленью мы устроим схватку,
Скуку разом победим.

Потянитесь вверх повыше –

Вы достать хотите крышу.

1, 2, 3 – корпус влево поверни,

И руками помотай, поясницу разминай.

Руки в стороны потянем

И на место снова сядем.

  1. Работа по теме урока
  1. Теоретическая минутка.

- Вспомните и назовите алгоритм разбора слов по составу.

2)            Работа в парах - игра «Найди пару»

- Найдите схему к каждому слову:

Новинка

подсказка

фокусник

приехал

выпечка

 

3)    Работа в мини-группах (по 4 человека)

Каждый учащийся берёт карточку с одним  предложением. Выполняет задание. Затем из предложений составляется текст.

- Вставьте в слова нужные приставки и суффиксы. Составьте текст, озаглавьте его и назовите тип текста.

От инея …желтели берёз…и  и …краснели осин…ки. Вода  в  реч…е …темнела. Холодный осенний ветер  …рывал лист…и  и  …носил их. Небо часто …крывалось  тяжёлыми  осен…ими  облаками.

4)     Работа у доски

- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

- Укажите связь слов в предложении.

  1. Итог урока.

- Подведём сейчас итог,

А не зря ль прошёл урок?

Вы, ребята, не зевайте,

А скорей мне отвечайте: С помощью  каких морфем образуются новые слова?

- Расскажите сначала  о приставке, потом о суффиксе по плану:

1. Что это такое?

2. Где стоит в слове?

3. Для чего служит в нашем языке?

4. Привести пример.

  1. Рефлексия.

- Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока.  Как вы считаете, наш урок достиг цели?

- А какими  способами? (Вместе, самостоятельно) 

- Где будете применять полученные знания?

- Кому сегодня сопутствовал успех?

- Как вы думаете, почему?

- Заполните таблицу:

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

  1. Домашнее задание.

Упр. 77, Р.т. № 18


Шмакова Александра Семёновна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....