Урок русского языка в 3 классе "Качественные имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Данный урок проводится в 3 классе по УМК "начальная школа 21 в." под ред. Н. Ф. Виноградовой. В процессе комплексного анализа текста учащиеся упражняются в определени разрядов имён прилагательных,  учатся осуществлять поиск средств художественной выразительности. Лексическое содержание материла способствует воспитанию интереса и уважения к родному языку, потребности чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи. Комплексный анализ текста. Качественные имена прилагательные.

Цели: обучать учащихся проводить комплексный анализ текста (выявлять жанровые особенности, осуществлять поиск средств художественной выразительности); отрабатывать умения обосновывать выбор в тексте качественных имён прилагательных; упражнять учащихся в определении разрядов имён прилагательных;

создать условия для развития мотивации поисково -исследовательской деятельности; формировать элементы логической грамотности;

воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать русский язык, чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность; воспитывать привычку делового сотрудничества, способность к самоконтролю и самооценке;

способствовать формированию творческой личности в процессе поисково - исследовательской деятельности.

Оборудование: презентация к уроку, таблицы толкования лексического значения слова «язык»; карточки для групповой работы.

ХОД УРОКА

 1. Организационный момент.

2. Определение темы и задач урока.

        - Обратите внимание на слайд. Какое задание я хочу вам предложить? (определить разряды прилагательных, составить словосочетания с данными словами, определить грамматические категории имён прилагательных…)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Качественные имена прилагательные»)

- Что же мы должны повторить о качественных прилагательных сегодня на уроке? (признаки, какую синтаксическую роль выполняют…)

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова замечательного советского писателя К. Г. Паустовского:

                                                     Нам дан во владение самый богатый, меткий,

                                                     могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                    Языку мы учимся и должны учиться  

                                                    непрерывно до последних дней своей жизни.

К. Г. Паустовский

3. Индивидуальная работа у доски – фонетический разбор слова интеллект

4. Орфографическая разминка.

-  Чтобы грамотно писать, нужно научиться замечать орфограммы. Вставьте пропущенные буквы и объясните в словах орфограммы.

(По одному человеку выходят к доске, остальные работают  в  тетрадях.)

Си...ц...вый,         в   г...л...ре...,    медл...н...,       из   Грец......,

ин...стран...ц,   ...зык, ра...ч...ска.

-  Подумайте, по какому принципу между словами построен граф отношения «больше»:

           пословица

на 2                              ?       (язык - 5 звуков)

                                     на 2

            мудрость

- Исключите по одному «лишние» слова так, чтобы осталось искомое для

графа слово.

-наречие – неизменяемое;

- прилагательное;

-собственное;

-не в нач. форме;

-одушевлённое;

- Расположите   слова   пословица,    мудрость,    язык   в    какой         либо закономерности

 -по составу;

 -по типу склонения;

 -по алфавиту;

-по количеству твёрдых согласных звуков (2, 3, 4);

 -звуков меньше (столько же, больше), чем букв.

- Как   вы   считаете,   какую   цель   преследуют   задания   на   выявление закономерностей,     исключение     «лишних»     объектов,     классификацию, (Они    развивают    логическое мышление.)

Проверка индивидуальной работы у доски.

- В каких ещё случаях в слове звуков меньше, чем букв?

- ь - показатель мягкости согласного звука (пень);

- непроизносимая согласная (праздник);

 -удвоенная согласная (шоссе);

- несколько букв обозначают одни долгий звук (разжечь).

5. Лексическая работа.

- Объясните лексическое значение слова язык.

1.  Язык — орган вкуса.

2.   Язык - средство общения.

3.   Язык - учебный предмет,

4.   Язык  -  система знаков.

5.   Язык - пленный, от которого можно получить необходимые сведения.

6.   Языки (пламени) — предметы удлинённой, вытянутой формы.

6. Работа в группах.

-Выберите имена прилагательные  к существительному язык в указанном значении.  Используя их, составьте предложения.  ( на партах - карточки)

1) Язык - учебный предмет.             интересный

                                                             трудный

                                                             русский

                                                             познавательный

2) Язык - средство общения.             великий

                                                             непонятный

                                                             родной

                                                             выразительный

3) Язык - орган вкуса.                       длинный

                                                            болтливый

                                                            розовый

                                                            шершавый

4) Языки пламени                              яркие

                                                            горячие  

                                                            жадные

                                                           свирепые

5) Определите  разряды прилагательных, которые встречаются в эпиграфе.

6) Вспомните названия литературных произведений, в которых встречаются

    имена прилагательные и определите их разряды.

Проверка 1-4 групп.

- Выполняя данное задание, мы убедились в том, что русский язык действительно очень богатый, меткий, выразительный.   (Обращаемся к эпиграфу.)

- На какие разряды делятся имена прилагательные? Назовите отличительные признаки качественных имён прилагательных.

- Давайте послушаем, как справились с заданием 5-я и 6-я группы.

7. Физкультминутка.

Звучит запись шума дождя.

- Какие звуки вы услышали?

- Представьте себе ясный летний денек. В небе сияет семицветная радуга. Хочется вам босиком пробежаться по тёплым лужицам?

Танец

-  С русским языком можно творить чудеса. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

8. Комплексный анализ текста.

-  Ребята, сейчас нам предстоит серьёзная поисково - исследовательская работа.  Мы   попытаемся   провести  анализ  отрывка  из  рассказа К.  Г. Паустовского   «Какие   бывают   дожди»   по   различным   направлениям: отметим    жанровые    особенности,    используемые    автором    средства художественной выразительности, выполним грамматические задания.

1) Чтение текста

- Каков жанр этого произведения? (научно - познавательный рассказ)

 -Попробуйте определить тему (виды дождя)

2) Работа по вариантам

1 в.: В 3 абзаце найдите предложение, в котором 2 качественных и  1 относительное прилагательное. (А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.)

2 в.: Во 2 абзаце найдите предложение с кратким именем прилагательным.

 (Особенно хорош спорый дождь па реке.)                                                                                                            

- Какие предложения вы выбрали?

2 ученика  самостоятельно выполняют синтаксический разбор предложений у доски.

        3) Самостоятельная работа

Среди выделенных имён прилагательных отметьте только    качественные.  

Самопроверка.

Проверка индивидуальной работы у доски.

- Какую же синтаксическую роль в предложении могут выполнять имена прилагательные?

- Определи, к какой группе относятся обстоятельства в этих предложениях (образа действия, меры и степени)

4) Работа над художественно- выразительными средствами языка

-  Ребята, как вы думаете, что помогло автору создать яркие, образные выразительные     картины     в     тексте?     (средства     художественной выразительности)

-Какие    средства    художественной    выразительности    вы    знаете? Сформулируйте определения этих понятий. Эпитет - образное определение. Метафора - образное сравнение.

Олицетворение - перенесение свойств с одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Сравнение

        Работа в парах

- Приведите примеры из текста ( 1 ряд – в описании спорого дождя, 2 ряд – в описании грибного дождя, 3 ряд – в описании слепого дождя)

- Дома вы выполняли творческие работы, используя средства художественной выразительности. Какие же чувства вызывает дождь у вас? Поделитесь своими впечатлениями.

(Уч - ся читают стихи собственного сочинения.)

9. Работа с интерактивным пособием «Уроки Кирилла и Мефодия»

- Чтобы отметить ещё одну особенность имён прилагательных, я предлагаю вам выполнить очень интересное задание («Русский язык» , 4 класс; урок 7, задание 10)

- Подумайте, к одинаковым ли разрядам относятся одинаковые имена прилагательные? Какой вывод вы можете сделать?

- В очередной мы  раз убеждаемся в том, какие богатые, неисчерпаемые возможности имеет русский язык!

10. Итог урока.

- Чтобы логически завершить нашу работу, выполните задания теста.

1ряд - 1 задание

2 ряд - 2 задание

3 ряд - 3 задание

Тест

1. Какие имена прилагательные  соответствуют схеме: ∩ ^ □

1)  богат

2)  смешной

3)  известный

4)  звёздный

Ключ к ответу

1)  изучай

2)  люби

3)  береги

4)  знай

2. В каком словосочетании употреблено имя прилагательное мужского рода?

1) грибной дождь

2)  водяная чаша

3)  круглое углубление

4)  крупные слёзы

Ключ к ответу

1)  и

2)  а

3)  но

4)  или

3. Какие пары имён прилагательных являются антонимами?

1)  вежливый - сладкий

2)  мягкий - твёрдый

3)  маленький - большой

4)  сильный – страшный

Ключ к ответу

1)  русский

2)  родной

3)  язык

4)  чужой

- Какие варианты ответов вы выбрали? (Таблички поместить на доску.)

- Составьте ключевую фразу.

Люби и знай родной язык!

-  Это обращение адресовано, ребята, нам с вами. Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой. И только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.

11. Рефлексия.

- Вернёмся к заданию, которое вы выполняли в группах. Каким же получился наш урок? Урок русского языка интересный…

                   Урок русского языка сложный…

                   Урок  русского языка познавательный…

Завершая работу, я предлагаю вам определить,  что было самым значимым для каждого из вас на этом уроке, Опираясь на цвет, сделайте свой выбор.

Красный цвет – Я открыл для себя что-то новое.

Жёлтый цвет – Для меня было приятным общение и участие в дискуссиях.

Зелёный цвет – Я испытывал трудности при выполнении большинства  

                           заданий.

Синий цвет – думать и рассуждать  – это интересно!

Рефлексия учителя: Мне было приятно работать с вами (жёлтый цветок)

В своих творческих работах вы по-новому проявили себя (красный цветок)

Для меня очень важно воспитать у вас желание учиться, стремление к новым знаниям. (синий цветок)

Си....ц....вые,    в г....л....ре....,    медле....н....,  из Грец........,    ин....стран....ц,    ....зык,  ра....ч....ска.

Разберёмся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает    слово,     когда    с     ним     связаны     непосредственные впечатления,   и   как   это   помогает   писателю   безошибочно   им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово спорый означает «быстрый, скорый». Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий  грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что -то своё, усыпительное,  и чуть заметно возится  в кустах, будто трогает лапой то один лист, то другой. Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него буйно лезут грибы - липкие маслята, жёлтые лисички, боровики, румяные рыжики, опёнки, бесчисленные поганки.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

Тест

1. Какие имена прилагательные  соответствуют схеме: ∩ ^ □

1)  богат                        1)  изучай

2)  смешной                  2)  знай

3)  известный                3)  береги

4)  звёздный                  4)  люби

2. В каком словосочетании употреблено имя прилагательное мужского рода?

1) грибной дождь                   1)  и

2)  водяная чаша                     2)  а

3)  круглое углубление          3)  но

4)  крупные слёзы                   4) или           

3. Какие пары имён прилагательных являются антонимами?

1)  вежливый – сладкий                 1)  русский

2)  мягкий – твёрдый                      2)  родной

3)  маленький – большой               3)  язык

4)  сильный – страшный                4)  чужой

1 группа

Выберите имена прилагательные  к существительному язык в указанном значении.  Используя их, составьте предложение.  

 Язык - учебный предмет.              интересный

                                                             розовый

                                                             трудный

                                                             русский

                                                             горячий

                                                             познавательный

                                                            болтливый

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

                                               

           

2 группа

Выберите имена прилагательные  к существительному язык в указанном значении.  Используя их, составьте предложение.  

 Язык - средство общения.             великий

                                                             шершавый

                                                             свирепый

                                                             выразительный

                                                             родной

                                                             непонятный

                                                             длинный

                         ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

          3 группа

Выберите имена прилагательные  к существительному язык в указанном значении.  Используя их, составьте предложение.  

                   

 Язык - орган вкуса.                       длинный

                                                             русский                                                                                   

                                                            непонятный

                                                            болтливый

                                                            шершавый

                                                            интересный

                                                            розовый

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа

Выберите имена прилагательные  к существительному язык в указанном значении.  Используя их, составьте предложение.  

 Языки пламени                              яркие

                                                            родные

                                                            непонятные

                                                            жадные

                                                           свирепые

                                                           болтливые

                                                           горячие

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5 группа

Определите разряды имён прилагательных, которые встречаются в эпиграфе к уроку.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 группа

Вспомните названия литературных произведений, в которых встречаются имена прилагательные. Определите их разряды.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имена прилагательные , противоположные по смыслу".

Данный материал использовался  как урок русского языка в классе компенсирующего обучения ( дети цыганской национальности), поэтому  применяется много наглядности ( развито наглядное мышление...

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Проектная работа по русскому языку на тему " Имена прилагательные в загадках" 3 класс

Конспект проектной работы по русскому языку на тему " Имена прилагательные в загадках" 3 класс...

урок русского языка 3 класс "Имена прилагательные"

Школа России учебник В.П.Канакина,В.Г.Горецкий...

Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные

В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...

Конспект урока русского языка "Как определять имена прилагательные" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление умений определять имена прилагательные; формирование знаний о значении имен прилагательных в речиПланируемые результатыПредметные:Знать, как определить имя прила...