Рабочая программа по русскому языку в 3 классе для национальных школ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

В основу программы 3 класса лежит развитие устной и письменной речи на основе ранее усвоенных и вновь вводимых учебных единиц во всех разделах программы; совершенствование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в соответствии с программными требованиями; углубление и расширение знаний на основе усвоения образовательно-воспитательного материала по темам; ознакомление с основными понятиями элементарной грамматики и орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_plavnirovanie_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  В современном мире знание русского языка призвано:

  • Сохранить единое образовательное пространство РФ;
  • Обеспечит функционирование русского языка как государственного и языка межнационального общения;
  • Координировать в условиях двуязычия взаимосвязанное обучению родному и русскому языкам, имеющим статус государственных в ЧР.

    Русский язык является языком изучения других предметов в среднем и старшем звене, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Следующий приоритет русского языка в национальной школе диктуется многонациональностью российского народа: в качестве средства межнационального общения русский язык позволяет воспитывать уважение к культуре и языку других народов.

  В основу программы 3 класса лежит развитее устной и письменной речи на основе ранее усвоенных и вновь вводимых учебных единиц во всех разделах программы; совершенствование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в соответствии с программными требованиями; углубление и расширение знаний на основе усвоения образовательно-воспитательного материала по темам; ознакомление с основными понятиями элементарной грамматики и орфографии.

Цели  и задачи обучения русскому языку в национальной школе первой ступени

     Целями обучения русскому языку в национальной школе первой ступени являются:

- развитие способности учащегося к общению на русском языке;

               -овладение уровнями языковой  системы (фонетическим, лексическим, морфологическим, синтаксическим строем языка, построением текста) на начальном уровне;

                 -овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно – бытовой и учебной сферах;

                 - воспитание уважительного отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа, к мировой культуре.

     Реализация этих целей связана с решением следующих задач:

Общеучебные:

- использование школьником рациональных приемов овладения русским (неродным) языком;

- формирование самостоятельной деятельности учащихся в освоении содержания;  

-  овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией

в учебной деятельности и повседневной жизни.

- формирование учебной деятельности школьника как деятельности по самоизменению;  

- развитие личности ребёнка, его речевых и умственных способностей;

- формирование  коммуникативных, социальных, предметных компетенций учащихся;  

              - создание поликультурной среды для обучаемых в целях сохранения межнациональных отношений

Предметные:

- формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно – познавательных задач в устной речи, чтении и письме, необходимых для общения в семейно – бытовой и учебной сферах;

-  приобретение начальных знаний о строе русского языка, языковой системе, особенностях, сходстве с родным языком и различии;

- осуществление межкультурной коммуникации через диалог культур.

    В основу обучения положены следующие принципы:

  • принцип коммуникативно – деятельностного подхода (обеспечение активной речевой деятельности через учебный процесс; от речи к языку);
  • практическая направленность (содействие формированию и развитию речевых умений);

- учёт специфики родного языка обучаемых; (изучение структуры двух языков (чувашского и русского) поможет предвидеть появление в речи билингва отклонений от норм русского языка);

  •  принцип цикличности (этапность и концентричность в подаче учебного материала);
  • преемственность и перспективность.

Ожидаемые  результаты:

Коммуникативные компетенции

1. В области аудирования:

  • понимание и реагирование на устные высказывания собеседника в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;
  • понимание просьбы и указания учителя, сверстников, связанных с учебными и игровыми ситуациями в классе;
  •  понимание общего содержания учебных, а также аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и вербальная и невербальная реакция на их содержание;
  • полное и точное понимание коротких сообщений монологического характера, построенном на знакомом учащимся языковом материале.

2. В области говорения:

  •  осуществление диалогического общения со взрослыми и со сверстниками   в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;
  •  построение элементарных связных высказываний о себе, об окружающем мире,

 о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

3. В области чтения:

  •  выразительно читать вслух;
  •  читать про себя с целью:

      а) понимания основного содержания учебных, а также несложных текстов, соответствующих уровню развития и обученности  младшего школьника;

           б) полного и точного понимания содержания учебных, а также несложных текстов с явно выраженной информацией, построенных на знакомом   учащимся материале или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться;

          в) поиска необходимой информации.

4. В области письма:

  •  составление и запись плана прочитанного;
  •  составление выписок из текста;
  •  письмо под диктовку или по памяти предложений и текстов  с определенным           объемом слов,  содержащих усвоенные орфограммы;  
  •  составление сочинений с определенным объемом слов после коллективной           проработки и предупреждения орфографических трудностей;
  • составление изложений определенного объема по готовому плану после            коллективной проработки материала и предупреждения орфографических ошибок;
  • ответы на вопросы по знакомому тексту, картинам знакомого содержания, из опыта        с определенным объемом слов, содержащих  изученные орфограммы.

     

        Лингвистические компетенции

  •  Знание и использование терминов: слово, слог, ударение, звук, буква, опасное для     письма место (орфограмма), корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова,         часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение,         числительное, наречие, предлог, союз, член предложения, главные члены         предложения, второстепенные  члены предложения, подлежащее, сказуемое,         предложение, повествовательное, вопросительное, побудительное предложение,        восклицательное  и невосклицательное предложение, текст.
  •  фонетико – графический разбор  слов, не содержащих  орфограммы;
  •   разбор слова по составу наиболее прозрачных по морфемному составу слов;
  •  знание изученных частей речи и характерных для них грамматических категорий;  
  •  выявление связи между словами в простом предложении, вычленение в них     словосочетаний.  

Учебник    В.И.Бычков, З.М. Беляева, А.В.Рыбакова.  Русский язык: учебник для 3   класса чувашской школы. Чебоксары: Чувашское книжное  издательство, 2009.

Рабочая тетрадь к учебнику русского языка чувашской школы. Бычков В.И. Чувашское книжное издательство, 2010

Количество  часов            136     в том числе:

                                     1. Комплексное развитие речи в связи  с чтением, письмом, изучением    

                                         основ грамматики и правописания – 123

                                     2. Обучение изложениям и сочинениям, диктанты - 13

Программа  по русскому языку для 1-4 классов общеобразовательных  школ ЧР с родным    (нерусским) языком обучения – Чебоксары, 2008.                                                                

   

    №

   п/п

   

              Тема

             урока

 

   Элементы грамматики, фонетики и правописания

          Рекомендуемые    

             упражнения

           в разных видах

    речевой деятельности

      1-2

Текст

Разделение слов по обозначению предмета, признака, действия. Нахождение основной мысли текста.

Чтение стихотворения выразительно, ответы на вопросы.

3

Предложе

ние.

Виды предложений по высказыванию. Границы предложений.

Определение границ предложения.

4-5

Значение слова.

Корень слова. Названия с большой буквы.

Устное сочинение о семье. Экспресс - опрос о названиях нашей местности.

6

Алфавит.

Правильное чтение и произношение букв и звуков.

Чтение текста. Ответы на вопросы. Повторение и запоминание названий букв алфавита. Рассмотрение простейших примеров расхождения звукобуквенных соотношений.

7-8

Большая буква в именах и названиях.

Правописание имён и названий с большой буквы

Упражнения с выборочным письмом.

9

Диктант.

10

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме.

Твердые и мягкие, парные и непарные согласные

Чистоговорки. Чтение текста. Работа по  таблице «Гласные и согласные звуки». Словарный диктант: отряд, брат, нож, шалаш, след, зубы, города, маки, овраги, дороги.  

11-12

Буквы Е, Ё, Ю, Я

Твёрдость и мягкость согласных звуков. Обозначение букв Е, Ё, Ю, Я в начале слова.

Выразительное чтение рассказа и сжатый пересказ

13-14

Звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами.

Парные и непарные согласные

Списывание. Мини – сочинение: огород, морковь, грядка, лук составить и записать с данными словами рассказ

15





Шипящие согласные. Сочетание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

Перфокарты, Стих «Щука в озере жила…»

16

Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ

Правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ

Чтение текста , выделение нужных слов

17-19

Ударение. Безударные

гласные в корне слов.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Вставить пропущенные буквы. В скобках написать проверочные слова (с…сновые д…ревья, м…рская в…лна, ст…льная л…нейка, в…здушные ш…ры, д…лёкая стр…на, л…сная тр…пинка)

20-21

Текст. Тема текста.

Определение темы текста. Нахождение основной мысли текста.

Рассказ на тему «Как начался учебный год»

22

Изложение.

23-24

Предложе

ние. Повествова

тельные, вопросительные и побудитель

ные предл.

Умения правильно интонировать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Составление диалогов, небольших рассказов об осени.

25-26

Диктант.

Работа над ошибками

27-28

Главные и второстепенные члены предложе

ния

Определение главных и второстепенных членов предложения.

Синтаксический разбор простых предложений. Списывание с заданием подчеркнуть главные члены в предложениях:

Малыши ели варенье из вишни.

По оврагам запестрели цветы

Дедушка купил к зиме валенки

За дальним лесом блесну

29

Связь слов в предложе

нии.

Определение связи слов по смыслу, постановка вопросов

Составление предложений по схемам.

30-31

Состав слова. Корень.

Родственные слова.

Представление о значимых частях слова. Определение состава слова, однокоренные слова

Скороговорки. Разбор слов по составу

32-33

Окончание и основа слова.

Связь слов в предложении с помощью окончаний

Ответы на вопросы. Изменение окончаний по вопросам

34

Приставка.

Умение выделять приставки

Изменение смысла слов с помощью предлогов

35

Суффикс

Образование новых слов с помощью суффиксов

Чтение рассказа и пересказ.

36

Сложные слова.

Составление сложных слов с помощью соединительных гласных

Игры со словами: собирание и разделение

37

Диктант

38-39

Правописа

ние проверяе

мых безударных гласных в корне слова.

Родственные слова, подбор проверочных слов

Составление рассказа «Помощники»

40

Непроверя

емые безударные гласные в корне

Пользование словарём

Обогащение словарного запаса

41-42

Правописание проверяе

мых и непроверяе

мых  гласных в корне слова.

Пользование словарём или подбор проверочных слов

Загадки. Ответы на вопросы по тексту

43-44

Правописа

ние слов с глухими и звонкими согласными в корне

Пользование словарём или подбор проверочных слов

Правила

45

Слова с непроизносимыми согласными.

Проверяемые непроизносимые согласные.

Перфокарта. Чтение рассказа с выбором слов с непроизносимыми согласными.

46

Слова с двойными согласными

Правописание слов с двойными согласными

Чтение слов с двойными согласными.

47-48

Для чего нужен мягкий знак.

Обозначение мягкости согласного. Разделительный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.

Чтение стихотворения. Пословицы.

49






Разделительный твёрдый знак.

Правописание Ъ после приставок перед Е, Ё,Б,Я

Чтение стихотворения, ответы на вопросы

50-51

Имя существи

тельное

Понятие об имени существительном. Закрепление и совершенствование умения различать, понимать и употреблять в речи одушевлённые и неодушевлённые существительные

Придумать, что подсказать товарищу в трудных ситуациях

52

Творческое письмо. Сочинение «Золотая осень»

Вопросы: Какие изменения произошли в поле, в саду? Как изменился лес к началу октября? Как птицы и звери готовятся к зиме?

53-54

Род имён существи

тельных

Умение различать женский, мужской и средний род. Родственные слова. Тема текста.

Придумать рассказы о профессиях. Диалоги в парах о профессиях

55

Изменение имён существи

тельных по числам

Усвоение форм ед. и множ. числа имён сущ.; оглушение и озвончение согласных

Наблюдение над изменением им. сущ. при ответе на вопросы: составление диалогов о домашних животных

56

Имя прилагательное

Активизация термина имя прилагательное, понятий рода, числа

Чтение текста. Ответы на вопросы. Постановка вопросов к выделенным словам.

57-58

Изменение прилагательных по родам

Согласование имён прилагательных с именами существительными.

Подобрать имена прилагательные, определить род: …мак, …лимон, …помидор, …берёза, …комната, …кольцо, …небо, …ягода.

59-60

Изменение прилагательных по числам

Связь имён прилагательных с именами существительными

Выборочное чтение текста. Определение основной мысли рассказа, Ответы на вопросы. Пересказ содержания

61

Диктант

62

Что обозначает глагол?

Понятие о глаголе, как часть речи

Составление рассказа по рисункам

63

Начальная форма глагола

Что делать? что сделать?

Загадки. Чтение сказки, ответы на вопросы. Беседа о зиме

64

Времена глагола

Умение различать времена глаголов

Разговор о лесных тайнах

65

Изменение глаголов по временам

Умение различать глаголы в разных временных формах. Активизация временных форм глаголов

Связное рассказывание «Мой режим дня»

66

Настоящее время глагола

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам

Диалоги – цепочки: Во сколько часов ты встаёшь с постели? Ты долго лежишь в постели, когда просыпаешься? Кто убирает за тобой постель?

67-68

Прошедшее время глагола

Времена глагола. Согласование глагола в прошедшем времени с им. сущ. в роде и числе. Неопределённая форма глагола.

Индивидуальная работа.

Спишите, изменяя время глаголов на прошедшее. Подуют студёные ветры, и зима загудит в трубу. Зачерствеет грязь на дороге, станет жёсткой, как камень. Лужицы промёрзнут до дна. Вся деревня заскучает. Таня будет сидеть дома и играть в куклы, и на улицу не пойдёт.

69-70

Глаголы на вопросы что делать? что сделать?

Завершённость и незавершённость действия. Приставочные глаголы. Использование предлогов.

Составить рассказ «Лесная прогулка»

71-72

Будущее время глагола

Простая и сложная форма будущего времени

Ответы на вопросы: Кем ты мечтаешь стать? Что делаешь ты, чтобы мечта твоя исполнилась? Беседа о разных профессиях, о роде занятий их родителей, полезности и важности любой профессии.

73-74

Изменяем глаголы на вопросы что делать? по временам

Образование разновременных форм глагола

Чтение текста и пересказ. Кто какие действия производит

75-76

Изменяем глаголы на вопросы что сделать? по временам

Образование разновременных форм глагола

Чтение стихотворения.

77

Глаголы с приставкой

Усвоение семантики приставок.

Чтение сказки.

78

Частица НЕ с глаголами

Раздельное письмо частицы НЕ с глаголами

Пословицы.

79

Глагол (обобщение)

Понятие о глаголе, как часть речи. Форма. Времена глагола. Сказуемое.

Беседа о любимых домашних животных

80

Творческое письмо. Сочинение «Мои планы на зимние каникулы

Вопросы: 1) Когда будут зимние каникулы?

                  2) Как и где ты думаешь проводить дни каникул?

                  3) Чем ты собираешься заниматься в эти дни?

                  4) Какую пользу ты принесёшь себе и своим родителям?

81

Имена существи

тельные, которые отвечают на вопросы кто? что?

Имена существительные и личные местоимения.  Их распространение определениями.

Чтение текст. Определение рода имён существ. Ответы на вопросы. Составление рассказов «Друзья» и «Подруги»

82-83

Существи

тельные, которые отвечают на вопросы кого? чего? у кого? у чего?

Изменение существительных по вопросам без предлогов и с использованием предлогов.

Творческий диктант (синонимическая замена по образцу): Из зёрен пшеницы мелют муку и крупу. – Из пшеничных зёрен мелют муку и крупу. Макароны и белый хлеб тоже получают из зёрен пшеницы. -……….Для выпечки чёрного хлеба мелют муку из зёрен ржи. - ……… Сладкие кукурузные палочки изготавливают из зёрен кукурузы. - ……..

84

Существи

тельные, которые отвечают на вопросы

(к) кому? (к) чему?

Изменение существительных по вопросам без предлогов и с использованием предлогов

Для слухового письма: Андрейке очень нравилось помогать старым людям. На уроках он часто смотрел в окно и не слышал учителя. Поэтому Андрейка отставал в учёбе. Мальчику трудно было решать задачи по математике.

85

Существи

тельные, которые отвечают на вопросы (в, на) кого?  (в, на) что?

Изменение существительных по вопросам без предлогов и с использованием предлогов

Скороговорки. Чтение стихотворения.

86-87

Имена существи

тельные, которые отвечают на вопросы (с, перед, за) кем? чем?

Изменение существительных по вопросам без предлогов и с использованием предлогов

Игры с проговариванием

88

Имена существи

тельные, которые отвечают на вопросы (о, в, на) ком? чём?

Изменение существительных по вопросам без предлогов и с использованием предлогов

Разговор по картине «Мишки в лесу»

89

Изменение имён существи

тельных.

Ед. и множ. число имён сущ.; оглушение и озвончение согласных

Наблюдение над изменением им. сущ. при ответах на вопросы

90

Диктант

91

Местоиме

ние. Личные местоиме

ния.

Понятие местоимения. Замена существительных местоимениями.

Диалоги в парах и по цепочке.

92-93

Изменение личных местоиме

ний.

Склонение местоимений. Выделение окончаний

Игра « Передай дальше»

94

Мой, твой, наш, ваш, этот, такой.

Притяжательные местоимения, изменение по вопросам

Составление диалогов

95

Сочинение

96

Согласова

ние прилагательных с существи

тельными

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже

Беседа о мамах, разучивание стихов

97

Изменение прилагательных женского рода

Правильный подбор окончаний к прилагательным

Беседа о добре и зле

98

Изменение прилагательных мужского и среднего рода

Правильный подбор окончаний к прилагательным

Пословицы и поговорки о маме. Помощь родителям

99

Изменение прилагательных, отвечающих на вопросы чей? чья?

Правильный подбор прилагательных на поставленный вопрос

Беседа о благодарности и неблагодарности по отношению к близким людям. Продолжи «Если бы…»

100

Изложение

101-102

Простое предложе

ние

Грамматическая основа простого предложения.

Работа с текстом.

103-104

Однородные члены предложе

ния

Понятие однородные члены. Знаки препинания между ними

Правильное чтение предложений с однородным членами

105-106

Обращение

Выделение в речи и письме обращения.

Чтение стихотворения. Обращение с просьбой

107

Диктант

108

Сложное предложе

ние

Грамматическая основа сложного предложения. Выделение главных членов

Беседа о космосе и космонавтах

109-110

Сложное предл.союзами а, но

Постановка знаков препинания при использовании союзов а, но

Диалоги с отрицанием

111-112

Сл.предл. со словами что, чтобы, который, потому что

Сложное предложение с пояснительным значением второй части

Объяснительные. Рассказ про Андрияна Николаева

113

Сложное предл-ие (обобщение)

Закрепление.

Работа по картине

114

Сочинение

115-116

Текст

Термин «заголовок». Закрепление ранее изученного

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

117

Части текста

Начало, основная часть, концовка

Продолжи рассказ товарища

118

Абзац. План

Абзац – начало новой мысли. Составление плана

Краткое изложение содержания текста

119-120

Повествова

ние.

Текст повествование. Выражение мысли

Рассказать о своём хобби или хорошем поступке

121-122

Описание

Интересные сравнения, яркие картины

Описание любимых картин, блюд и т.д.

123

Рассуждение

Объяснить событие или явление

беседа «Какой д.б. настоящий друг»

124

Сочинение

125-127

ПовторениеНепроизносимые согласные

 Повторение и закрепление  ранее изученного материала

Беседы, игры ролевые, ответы на вопросы

128

Контр.дикт

129

Анализ контр.работ

130-136

Повторение изученного в течение года

Итоговое повторение и закрепление материала

Беседы по картине. Словарные диктанты, анализ ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 класс с учетом требований ФГОС УМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева....

Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программы составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-тех...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 170 часов....

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа учебного курса по русскому яэыку составлена на основе ФГОС второго поколения и программы "Русский язык", автор Иванов С.В. к УМК "Начальная школа 21 века" под редакцей Виноградовой Н...

рабочая программа по русскому языку 4 класс для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Учебник авторского коллектива В. П. Канакина, В. Г. Горецкий....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева....