Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка" Группирование. Кластеры
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Рождественская Елена Борисовна

В работе представлен материал по русскому языку, направленный на формирование творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1._gruppirovanie._klastery.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Группирование.

Количество участников: самостоятельно или в группе от 3 до 5 человек.

Необходимые вспомогательные средства:

- для работающих в одиночку – лист бумаги,

- для групп – доска.

Особенности: основой метода  креативного письма, соединяющей правое и левое полушария, побуждающий ассоциативное мышление.

Английское слово «cluster”  означает в переводе «группа, скопление».

В этой форме креативного письма речь идет об одной из сторон мозгового штурма, когда найденные ассоциации и идеи сознательно связываются друг с другом.

Несмотря на похожесть способа действия, нельзя путать кластер ( группирование) с ментальной картой, потому что оба метода служат различным целям: если в группировании речь идет о технике развития ассоциаций, то ментальная карта служит дальнейшему развитию и систематизации имеющихся знаний.

                          Ход работы для самостоятельного выполнения

Предположим,  учитель просит детей,  записав в центре чистого листа бумаги слово «зима»,  записать все слова – существительные с орфограммой «безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» и слова с орфограммой «непроверяемая безударная гласная», которые приходят на ум в соответствии с этим ключевым словом.

Дети фиксируют отдельные слова -  предметы, одушевленные и неодушевленные, чувства,  состояния, слова -  настроения.        Далее дети группируют слова в центре листа. Обводят найденные слова с каждым видом орфограмм определенным цветом, соединяют линиями с основным словом в середине, продолжают линию, если какие-то слова связаны между собой.

Например, дети записывают слова: «кормушка», «снежки», «Снегурочка», «снежинка» и обводят их зелёным цветом, потому что эти слова относятся к одной группе - слова с орфограммой «проверяемая безударная гласная в корне». Далее дети соединяют  линиями слова «снежки», «Снегурочка» и «снежинка», т.к. эти слова – однокоренные.

Слова «синица», «снегирь», «сорока», «мороз» дети записывают, а затем обводят красным цветом, т.к. эти слова относятся к орфограмме» непроверяемая безударная гласная». Ребята соединяют линиями эти слова с ключевым словом «зима», а линиями  синего цвета соединяют слова «синица», «снегирь», «сорока» и «кормушка», т.к. между этими словами можно установить смысловую связь.

Учитель просит проверить написание слов, выделив орфограмму. Устно подбирая проверочные слова, где это возможно, проверить связи между отдельными словами, обвести яркой линией слова, которые кажутся детям особенно важными или выделить цветной ручкой те слова, к которым можно подобрать  связанные с ними ассоциации в дальнейшем.

                                                  Составление кластера в группе.

Чтобы все участники могли наблюдать за процессом и участвовать в нем, кластер составляется не на листе бумаги,  а на доске или с помощью проектора.

Задача учителя привлечь к составлению группового кластера как можно больше детей. Ключевое слово располагается в центре доски: после этого все участники  по очереди могут называть свои слова, выходят к доске и записывают слова,  выделяя орфограмму, устно подбирая проверочное слово,  где это возможно. Важно, чтобы ученик догадался,  где расположить на доске свое слово и с каким словом, кроме ключевого,  возможно установить связь.

Далее учитель и ученик вместе обсуждают, какие связи вытекают из собранных слов и где еще можно провести линии.

Кластер – оптимальный метод, который заставляет отлично взаимодействовать разные области мозга. А именно левое и правое полушария. В то время как  левая часть нашего мозга отвечает за логику, правая часть ответственна за чувства и интуицию. Здесь одновременно может обрабатываться несколько видов информации, процессы протекают комплексно. Следовательно, с помощью кластера можно соединить друг с другом абстрактные и творческие мыслительные процессы и, таким образом, прийти к оптимальным креативным результатам. Метод кластера заботится о том, чтобы рациональные,  конкретные элементы левого полушария вербализовались и артикулировались эмоциональными, языковыми элементами правого полушария.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативное мышление на уроках в начальной школе

Креати́вность — (созидательный, творческий) —творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиц...

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения

Материл по развитию творческого мышления на уроках литературного чтения....

Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка"

Материал полезен на уроках русского языка. Используется для развития креативного мышления младших школьников, повышения мотивации к изучаемому предмету....

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации   .Развитие креативного мышления младших школьников наиб...

Доклад на РМО " Развитие креативного мышления на уроках математики в начальных классах".

Материал доклада на РМО раскрывает смысл творческого подхода к урокам математики в начальных классах на примере уроков, проведённых в первом классе Чашниковской СОШ....

Развитие креативного мышления на уроках русского языка

Развитие креативного мышления на уроках русского языка...