Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Витчинова Елена Владимировна

Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и многих других

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

                    СЛОВАРИК  

                 

Автомобиль – греческ. «авто» - сам, латинск. «мобил» -подвижный.

Автобус – греческ. «авто» - сам + латинск. «омнибус» - для всех

Агроном – греческ. «агрос» - земля, «номес» - закон

Альбом – греческое «альбус» - белый

Аромат – греческ. «арома» - приятный запах

Апрель – латинск. «априкус» - согретый солнцем

Апельсин – латинск. «априкус» - согретый солнцем

Астроном – греческ. «астрон» - звезда, «номес» - закон (человек, знающий законы звезд)

Багаж – франц. «баг» - пакет

Баскетбол  – англ. «баскет» - корзина, «бол» - мяч

Береза – древнерусск. «бер» - светлый, белый

Библиотека – греческ.«библио» - книга; «текос» - хранилище

Бинокль – от лат. «бини» -два, «окулюс» - глаз

Велосипед – от латинск. «велокс» - быстрый. «педис» - нога

Ветеран, ветчина – латинск. «ветус» - старый

Волейбол – англ. «волей» - полет, «бол» - мяч

Газета – итал. «газа» - сорока – изображение птицы на монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией

Голубой – цвет назван по оперенью шейки голубя

Дорога – общеславянск. «дор» - расчищенное  место

Каникулы – латинск. «канус» - собака (Звезда Сириус из созвездия Псов появлялась в середине июля и у учеников начинался отдых)

Карандаш – тюркс. «кара» -черный», «даш» - камень

Капуста, капитан, капюшон – латинск. «капут» - голова

Картина, картон – греческ. «харта» - лист, бумага

Кенгуру – на языке австралийцев «кенг» – прыгать, «роу» - четвероногое

Колесо, кольчуга, коляска– древнерусск. «коло» - круг

Корова – древнерусск. «кор» - рог (рогатая)

Корзина – общеславянск. «корзать» - плести ветки

Лопата, лопух – древнерусск. «лоп» - плоское расширение, лист

Лягушка – общеславянск. «ляга» - нога

Малина – ягода, состоящая из маленьких зернышек.

Медведь – древнерусск. «мед», «ведать»

Мелодия – греческ. «мело»- песня, «оде» песня

Мемориал – латинск. «мемор» - память

Милиция  - латинск. «милис» - воин

Москва – древнерусск. название  реки «Моцка» - небольшой водоем

Пенал – немецк. «пена» - ящичек для перьев

Пейзаж – франц. «пейжус» - село

Перчатка, перстень – общеславянск. «перст» - палец

Печаль, печать  - древнерусск. «пека» - жар, зной

Пирог – образовано от существительного «пир», пирог – «праздничный хлеб»

Портфель, портмоне, паспорт – франц. «порте» - носить

Портной, портянка– древнерусск. «порто» - полотно

Подушка – под ушко или по душе

Рябина – от древнерусск. «рябь» - разноцветный, пестрый

Салют – франц. «салюс» - пожелание здоровья

Солдат – итальянск. «сольдо» - деньги (раньше поступали в войско за деньги)

Тетрадь – греческ. «тетрос» - четвертая часть листа. Раньше тетради имели 4 листа

Телевизор – греческ. «теле» - вдаль, «визор» - вижу

Телескоп – греч. «теле» - далеко, «скопео» - смотрю

Телефон – греческ. «теле» - далеко, «фон» - звук

Топор – общеслав. «топати» - рубить, тяпать

Фестиваль – латинск. «феста» - праздник

Фотоаппарат – греческ. «фотос» - свет

Хороший  - исконно русск. «хорс» - чистый, убранный

Человек – индоевроп. «кел»(чел) – род, «век» - жизненная сила

Январь – римск. «Янус» - двуликий бог солнца



Предварительный просмотр:

Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе

В последнее десятилетие возрос интерес к родной истории, в том числе и к истории родного языка.

 Начальная школа – это, казалось бы область наиболее далекая от такой сложной науки , как история языка и тем не менее отдельные элементы исторического комментирования, ознакомления школьников с историей слов проникают и сюда.

Детям младшего школьного возраста свойственна склонность к этимологизированию, ведь они часто слышат слова, смысл которых им непонятен. Обилие и частота самостоятельных «толкований» слов детьми свидетельствуют о постоянной тяге ребенка выяснить происхождение слова.

 Этимология – это раздел языкознания, который занимается происхождением слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях.

На уроках русского языка я стала применять элементы этимологического анализа в работе со словами с непроверяемыми написаниями, которые даются в программе на каждом году обучения. За четыре года обучения младший школьник должен усвоить правописание от 200 до 250 слов:

- с непроверяемыми безударными гласными;

- с удвоенными согласными;

- сложные слова с соединительной гласной;

- слова с непроизносимыми согласными.

Дети допускают большое количество ошибок именно в словах с непроверяемыми написаниями. Все методы и приемы, существующие в методике работы со словарными словами, я использовала, но результат чаще всего остаётся тем же.

              Использование элементов этимологического анализа на уроках русского языка помогают  мне  существенно  улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое мышление самих детей.  Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным, вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к предмету, расширяет кругозор школьника, обогащает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и многих других. Для того чтобы начать работу с этимологическим анализом в начальной школе необходимы два условия:

- желание самого  учителя

- систематически  и целеноправленно обращаться к истории слов на уроках русского языка, чтения и др.;

- наличие справочной литературы.

       Используя в работе над словами с непроверяемыми написаниями «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, книгу Л.Успенского «Почему не иначе» и др., я собрала свой  «Этимологический словарик» для учеников начальной школы

                Правила работы с этимологическим словариком

1.  Дается толкование современного лексического значения слова. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется.

2. Этимологическая справка, сообщающая язык-источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова, выделяется слово иди морфема с опорным написанием.

3. Образец краткой записи этимологической справки в тетради учеников.

4. Представление этимологии с помощью рисунка.

АЛЬБОМ – книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.

Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. – альбум – “белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению”, альбус – “белый”.

Альбом – альбус = “белый”.

И с тех пор порядок в доме,
А грибы растут в альбоме.

/Э. Успенский./

БЕРЕЗА – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

Это слово общеславянское. Дерево названо по белому цвету коры: бер – “светлый, ясный, белый”.

Береза – бер = “светлый, ясный, белый.”

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

/С. Есенин./

САЛЮТ – приветствие в торжественных случаях, отдание почестей ружейными залпами, разноцветными ракетами, флагами.

Салют – заимствовано в Петровскую эпоху из франц. языка. Посредством латин. салюс – “пожелание здоровья”.

Салют – салюс = “пожелание здоровья”.

Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный .../салют/.

КАРАНДАШ – графитная палочка, обычно оправленная в дерево, для письма, рисования, черчения.

Карандаш – заимствовано в ХVIII веке из тюркского языка. Тюркское “карандаш” образовано путем сращения двух слов кара – “черный” и даш – “камень”.

Карандаш – кара, даш = “черный камень”.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (загадка)

Практика показала, что дети охотно занимаются такой работой, она вызывает у них самый живой отклик. А в конечном итоге повышается  и интерес к урокам русского языка, и уровень орфографической грамотности, появляется внимательное отношение ко многим языковым фактам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

«Использование элементов исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе».

Одной из таких педтехнологий является технология проведения учебных исследований учащихся.Эта технология использовалась только во внеурочной деятельности. Теперь ФГОС заявляет об использовании учебных...