урок русского языка по теме" Синонимы и антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Спевакова Ирина Борисовна

открытый урок по русскому языку проведённый на городском семинаре   городского МО  учителей  и получивший высокую оценку ( урок дан в соответствии с ФГОС второго поколения по программе " школа России", с использованием учебника Канакиной В. П. и ИКТ )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_3kl.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык 

Класс: 3

Тема урока:  «Синонимы  и  антонимы .»

Цели урока:

Создать условия для:

 -систематизации  знаний  о синонимах и антонимах, умения находить их в тексте, определения

  признаков синонимов и антонимов, обобщения  знаний  об их роли  в предложении. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки синонимов и антонимов;

- знакомится с  их ролью  в предложении;

- развития  устной  и письменной  речи  учащихся; развития  орфографической  зоркости,   внимания,  мышления,

  воображения; формирования  навыков самоконтроля  и познавательной активности. В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

 - воспитания умения  работать в парах; формирования  личностных качеств, таких  как ответственность,

  коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

  Оборудование урока: Учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс. Рабочие тетради.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика,  компьютер, мультимедиа, проектор, презентация Power Point, печатные карточки.

                          1.Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.





Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.



(дети стоят)


(дети садятся)






Вывод:  готовы к уроку.







                                                                                         2. . Повторение изученного. Актуализация  знаний:

Цель: создание условий для развития  регулятивных УУД  .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности.


( На доске буквы: г  у  р  щ д  ц)

  • Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
  •        Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
  •        Эта буква обозначает гласный звук.
  •        Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?



- Что вы можете сказать об этом слове?

- Какая орфограмма в этом слове?


- Подберите родственные слова.

- Докажите, что это родственные слова.

- (запишите их в тетради)

         

         

             - А как вы понимаете лексическое значение слова друг?






-Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

( Показываю этимологический словарь  поясняя откуда взяла толкование этого слова)

-  А какие пословицы вы знаете о дружбе


Мобилизация внимания.

Цель:  подготовиться к работе на уроке.

Открывают тетради, записывают число,












-Друг.

-Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.

-Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

-Парная согласная в корне слова.

-Проверка друг -нет друга.

-Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

 -Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.

- Лексическое значение - это то, что обозначает слово.

- Самостоятельные части речи.


- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

 -Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.



     






       



Дети читают с.43 уч.                                                                      





































( вывешиваю на доску)


•         Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

•     Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

•         Друг познается в беде.


Используется методы беседы.

                                                                                   3.  Постановка проблемы урока.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД  через  развитие  устной и письменной речи  учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о синонимах и антонимах,; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении синонимов и антонимов; развитие личностных УУД через развитие   орфографической  зоркости,   внимания,  мышления, воображения, языкового  чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.


Мобилизация внимания.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению.

- Что общего у этих слов?

- Такие слова называются  …(синонимы.)


Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению.


    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.  

-  Что общего у этих слов?


- Такие слова называются …( антонимы.)





Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.




-Приятель, товарищ.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

     - Слова близкие по значению.









- Враг – друг.

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

- Слова, противоположные по значению.











Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.




 (Слайд №1)








Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.



фронтальная беседа.

                                                                                                               4. Введение в тему урока.

Цель: создать условия для развития  логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД через самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «синонимы и антонимы»; умение выделять  их среди  частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);

Задача этапа: систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения данной темы.


-Вы  догадались  какая тема  нашего урока?

-  Для  каких целей мы  будем применять  в своих работах синонимы и антонимы?



Цель: оценить как усвоены новые понятия








Вывод: Синонимы- это слова близкие по смыслу, одной и той же части речи отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.


Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.













( вставка из дет. Программы « спасение дом. Зад.»

Работа с учебником: с.42 правило

                                                                                                         5. Изучение нового учебного материала.


Цель: формирование личностных УУД  через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний о синонимах и антонимах; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « текстовые» синонимы и антонимы; формирование  регулятивных УУД через самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль антонимов в предложении и в речи, используя текст.

- Прочитайте внимательно текст упражнения  72 с.44

Почему он так называется? А какое настроение вызывает  вас осень?

Найдите в тексте  и выпишите из  него  все антонимы




-Какой вывод можем сделать об антонимах?






- Синонимы  и антонимы  могут встречаться как в разговорной  , так и в литературной  речи , могут быть как устаревшими , так и современными общеупотребительными словами





Работа по учебнику стр. 43 упр. 70

- Прочитайте.

- Вставьте пропущенные орфограммы

-Прочитайте внимательно выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном? Как можно сказать по- другому? ( это текстовой синоним , т. е. так можно сказать о человеке , а здесь говорится о туче , какой приём использует автор?)

Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с  его отработкой.

Физминутка:

   Цель: создать условия для

•        мыслительной и физической разгрузки

•         сохранения мотивации учения

-Выполняем движения все вместе.

Зарядка для  глаз:

 закройте глаза – откройте ( 2раза),

 посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

 далеко - близко ( 3 раза).,

 налево - направо (3 раза)

- Кто  был внимателен  какие антонимы я вам назвала?

Цель: сформулировать  понятие «синонимы и антонимы».







Выполняют  задания  по вариантам :

  1. Выписывает существительные;
  2. Прилагательные.



( зачитывают  выписанные антонимы)


 Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.


Самостоятельная работа в печатных  тетрадях упр. 51, 53 с.24





С.25 упр.55 ( по цепочке) устно





- олицетворение.


















Выполняют движения.























Работа  в печатной тетради  упр. 51, 53





Работа по учебнику стр. 43 упр. 70




                                                                                                             6. Закрепление учебного материала.


Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание,  мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.

- А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.

Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.

Маленький мир лучше … …. драки.

Горькая  правда лучше … …лжи.

Лучше враг умный, чем друг … … .


Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.


По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре.


-  Попробуйте подобрать синонимы к словам доска, окно…   Давайте сделаем ещё один вывод:


Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.



Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.

-Закрепление.

   ( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)


Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений.













Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.







                                                                                                      7. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели.  Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать  и оценить  успешности достижения цели урока.


-  Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

 



- Пришло время оценить вашу работу:

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь  смайлик «всё хорошо».
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».


  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».

Цель:  представить  результат  своей  работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.

- Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.











Рефлексивное оценивание работы на уроке





Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся;
























                                        8. Сообщение домашнего задания, инструктаж.


Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача: подобрать  домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; 

инструктаж по выполнению домашнего задания.

-Подвести итог, записать домашнее задание (с. 44 упр. 73)


Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнениями.





Запись в дневник домашнего задания.









На дом предполагается творческое задание,  которое позволяет установить степень усвоения нового материала и выявить пробелы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....

Урок русского языка (3 класс ) тема "Антонимы"

Урок подготовлен на основе УМК "Перспекивная начальная школа". Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»

формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....

Урок русского языка по теме "Синонимы. Антонимы."

Урок был проведён во 2 классе как открытый урок для слшателей курсов ИРО Кировской области. Обозначенная тема урока рссматривается 7 уроком в разделе "Слова. Слова. Слова...", а в данной теме 3 урок. ...

Урок русского языка во 2 классе "Антонимы"

В материале представлен конспект урока...

Урок русского языка по теме "Слова антонимы" 2 класс

Проблемный урок русского языка 2 класса по теме "Слова антонимы"...