Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Нугаева Людмила Васильевна

В данном материале рассказывается об особенностях организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка (УМК "Перспективная начальная школа")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках

в УМК «Перспективная начальная школа»

(Выступление перед слушателями курсов КПК)

Нугаева Л.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» (Саранск)

По учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа» я работаю с 2006 года. Сегодня мне хочется поделиться опытом своей работы. УМК «Перспективная начальная школа» вполне устраивает меня, учеников и родителей. Работаю я с большим интересом и удовольствием.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Цель и задачи проводимого мастер-класса: продемонстрировать и обозначить формы организации учебной деятельности и показать их на практике.

Успешность обучения на уроке во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. В философском смысле понятие «форма» трактуется как «строение, устройство, система организации, внутренняя структура, непрерывно связанная с определённым содержанием». Любой урок осуществляется путём функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия. Методическую роль форм организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД) трудно переоценить:

  • без организации определённой структуры отношений между участниками процесса обучения невозможна полноценная реализация целей учебного занятия;
  • ФОПД во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения;
  • через ФОПД решается задача активизации познавательной деятельности учащихся на любом уровне усвоения учебного материала;
  • разное сочетание в использовании ФОПД даёт возможность в ходе процесса обучения преодолевать индивидуалистический характер деятельности ученика и повысить роль коллективных форм;
  • ФОПД оказывают влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса: учащиеся учатся слушать при фронтальной работе, обсуждать учебные проблемы при коллективной работе, организовывать свою деятельность при индивидуальной работе, тем самым, формируя актуальные сегодня ключевые компетенции;
  • через ФОПД учащиеся овладевают определённым социальным опытом, прежде всего навыками работы в коллективе.

Различают четыре формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуально-обособленная;
  • фронтальная;
  • групповая;
  • коллективная.

Учитель отдаёт предпочтение индивидуально-обособленной форме организации познавательной  деятельности  в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно. На уроках в начальной школе индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач на уроках математики, при выполнении письменных упражнений на уроках русского языка. Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она учитывает особенности конкретного ученика в части его образовательной подготовки и потенциальных учебных возможностей. Индивидуальная форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности и организованности учащихся.

Фронтальная форма организации познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространённая в педагогической практике учителя форма работы. Её характерными чертами являются:

  • непосредственное общение учителя со всеми учениками класс в ходе объяснения, закрепления, обобщения, повторения учебного материала;
  • прямое идейно- эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся;
  • достижение общей цели работы за счёт индивидуальных усилий каждого ученика.

Среди достоинств фронтальной формы организации познавательной деятельности следует назвать возможность для учителя работать со всем классом, обеспечивая активность учащихся, их внимание к учебному материалу. Однако не следует считать эту форму гарантом успеха, так как при её моноиспользовании резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся, а используемые при этом объяснительно-иллюстративные методы обучения тормозят развитие активных мыслительных процессов учащихся.

Групповая форма организации познавательной деятельности предполагает постановку познавательной задачи перед определённой группой учащихся. Величина группы может быть различна, от 3 до 6 человек, и зависит от содержания и характера работы. Вспомним алгоритм организации групповой формы:

  • предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебной задачи и инструктаж учителя;
  • обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;
  • работа по выполнению учебной задачи;
  • наблюдение учителя за ходом работы учащихся и корректировка хода деятельности;
  • взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе;
  • сообщение учащихся о результатах работы, организация обсуждения и формулировка окончательных выводов;
  • индивидуальная оценка работы группы.

Групповая форма широко используется на всех уроках в начальной школе. Наиболее эффективно её использование на уроках изучения нового учебного материала, когда учащиеся «конструируют» собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности, а учитель грамотно оперирует адекватными приёмами и методами обучения.

Коллективная форма организации познавательной деятельности, к сожалению, редко используется учителями-практиками, хотя с позиции компетентностного образования она крайне актуальна. Формула коллективной формы может быть озвучена так: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». Широко известна авторская технология коллективного обучения В.К.Дьяченко, который так определяет признаки коллективной формы обучения:

  • наличие у всех учащихся общей цели;
  • между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей;
  • работа строится на сотрудничестве и взаимопомощи;
  • работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость;
  • совпадение общественных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам;
  • всей работой руководит учитель, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной позиции каждого ученика.

Коллективная форма организации познавательной деятельности, по определению М.Н.Скаткина, «…общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава». Различают три варианта пар сменного состава:

  • статистические пары, когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за одной партой;
  • динамические пары, когда для решения учебной задачи объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами;
  • вариационные пары: в группе из 4 человек каждый работает с разными учебными партнёрами, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый попеременно является то учеником, то учителем.

Профессионализм же настоящего учителя состоит в том, чтобы методически правильно выбирать форму организации познавательной деятельности на уроке адекватно целям урока, его типу, содержанию учебного материала и методам обучения.

Особенности курса русского языка (3 класс)

В учебнике русского языка УМК «Перспективная начальная школа» основные системы научно-теоретических понятий в языке, выстроенные ещё в 60-70 годы практически не претерпели изменений. Содержание образования изменилось коренным образом, так же как и построение учебного процесса. Попробую определить те основные направления, по которым строится и уже идёт инновационная работа по УМК « Перспективная начальная школа».

1 направление – работа по формированию индивидуального учебного действия младшего школьника. Эта проблема встаёт достаточно остро в связи с тем, что к концу младшего школьного возраста мы формируем «коллективного субъекта учебной деятельности», а для организации работы в подростковой школе необходимо иметь «инструмент» для организации самостоятельной учебной деятельности школьника.

2 направление – развитие различных форм учебного сотрудничества в рамках учебной деятельности младшего школьника. Не только идёт организация коллективной формы работы (групповой, парной), но и ведётся сотрудничество с учителем, автором, героем.

3 направление – организация работы со знаково-символическими средствами в начальной школе, в том числе и проблемы с действием моделирования в учебной деятельности. Для подростка характерна опытно-экспериментальная форма знания, поэтому в начальной школе стали уделять больше внимания способам работы с разными видами моделей.

4 направление – значительная часть серьёзных инноваций носят исследовательский, проблемный, экспериментальный характер.

Большая часть этих инноваций носят не спонтанный, а системный характер, «завязываются» не на отдельном учебном предмете, одном методе обучения или форме работы, а охватывают систему обучения в целом. Это помогает получить более широкие знания.

Особенностями подготовки и проведения урока русского языка можно назвать следующие:

  • методический аппарат заложен на страницах учебника;
  • использование словарей (к пяти словарям, с которыми дети работали во втором классе, добавляется ещё Словарь устойчивых выражений);
  • интерактивность (ведение переписки);
  • наличие пиктограмм;
  • работа над ошибками с помощью обратного словаря.
  • применение разнообразных форм организации учебной деятельности, которые заложены в учебнике.

Методическая цель моего урока состоит в том, чтобы показать различные формы организации учебной деятельности.

Я ни в коем случае не претендую на то, что это идеальный вариант. А чтобы затем получился конструктивный разговор, я вам предлагаю следующее. Наблюдая за ходом урока, определите для себя три ключевых момента:

  • наблюдение за ходом организации познавательной деятельности учащихся на уроке;
  • сравнение собственного представления о целесообразности выбора той или иной формы с предлагаемым на уроке вариантом;
  • определение степени эффективности форм, которые используются при организации познавательной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....

Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились  материалами из опыта раб...

Доклад "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ"

Для создания новой образовательной среды в  школах появилось  современное учебно-лабораторное оборудование, которое позволяет не только  наиболее эффективно применять традиционные педаг...

Доклад "Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке"

Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляет: фронтальная, индивидуальная и групповая...

Методический семинар "Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности учащихся на уроке"

Методический семинар "Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности учащихся на уроке"...