Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Целью  данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что поможет учителям начальной школы разнообразить уроки при прохождении частей слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_suffiks.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок русского языка в 3-м классе        ОС "Школа-2100"
  2. по теме :"Суффикс и его роль в слове"

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид контроля: фронтальный, самоконтроль.

Цель: Уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.

Задачи:

  • Организовать наблюдение за  ролью суффикса в слове;
  • развивать у учащихся память, мышление, внимание, речь;
  • воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, аккуратность в работе , чувство товарищества и взаимопомощи.  

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, флеш – анимации, тесты, таблица разбора слова по составу, «волшебная палочка», снежинки (белые и голубые), снеговики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Сегодня у нас необычный день. Праздничный. У нас на уроке много гостей. Повернитесь, ребята, и еще раз поприветствуем всех.

А теперь поприветствуем друг друга и пожелаем успехов.

Игра-приветствие “Здравствуйте!”

(Учащиеся поочередно касаются пальцами пальцев рук своего соседа, начиная с больших)

- Желаю                            (соприкасаются большими пальцами) 

успеха                              (указательными)

большого                         (средними)

во всем                             (безымянными)

и везде                              (мизинцами)

Здравствуйте!                 (прикасаются всей ладонью)

  1. Минутка  чистописания:

 - Ребята, работа на уроке предстоит серьезная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте.

Запишите число, «Классная работа».     (1 слайд)

Посмотрите на первую строчку.

   ОК   ИК   ЧИК   УШК   ОНОК

- Что интересного увидели в 1-й строке?

- Как можно одним словом назвать эти сочетания букв? Запишите их красиво в тетрадь.

Посмотрите на вторую строку.

   ЛЕСОК    СТУЛЬЧИК      ДОМИК  

                Кто скорее всех узнает,

                что слова объединяет?

                Их внимательно прочтите,

                   что в них общего, найдите.

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

 Запишите и их красиво в тетрадь.

  1. Словарная работа. 

- Отгадайте загадки. Напишите отгадки в строку, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

1. Маленький серенький,

Под кустом  сидит.

От страха дрожит.  (заяц).

2.Серебристой бахромой

 на ветвях висит зимой

а весною на весу

превращается в росу.    (иней)

3. он всегда на что-то злится

И всегда, когда сердит

Детворе румянит лица,

А всех старых молодит.  (мороз)

4.Варенье солнечно, как юг,

На пирожки с повидлом – спрос.

В сушеном виде он – урюк,

А в натуральном - …  (абрикос).

Самопроверка: Сверьтесь с записью на доске. (слайд  1)              

  1. Актуализация изученного.

      Еще раз посмотрите на словарные слова. Возьмите первые буквы и составьте слово. Какое слово у вас получилось?     (зима)

Мы постараемся, чтобы зимняя тема проходила через весь урок. (слайд  2)

Этому времени года художники, композиторы, поэты посвящали свои произведения. Показ иллюстраций картин Шишкина, Грабаря (слайд3,4).

Сейчас прочитайте строки из стихотворений Н.Некрасова.  (слайд 5)

         Мороз – воевода дозором                     Дело под вечер, зимой,

         Обходит владенья свои.                        И морозец знатный.

 Какому времени года посвятил поэт эти строчки из стихов?

Выпишите из каждого предложения слова, однокоренные со словом заморозки. (слайд 6)   В записанных словах выделите окончание и основу, а также корень и приставку. Что за часть у нас осталась? Кто знает, как она называется? А что такое суффикс? Как он обозначается на письме? (флеш- анимация G 5)

 (Демонстрация на экране сказки-флеш «суффикс», созданной в компьютерной программе FLASH)

  1. Формулирование темы и цели урока.

- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:

«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три».

Правильно, это суффикс. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Запись темы. (слайд 7)

«Суффикс и его роль в слове».

  1. Работа над новым материалом. Введение в новую тему.

- Давайте вспомним все, что мы знаем о суффиксе? (слайд8)

(флеш- анимация G 6)

ЧАСТЬ СЛОВА

СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ (слайд 9)

- Эти высказывания мы и будем проверять на уроке.

- Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках. У меня на экране (слайд 10), а у вас на партах лежат снеговики.

- Сейчас мы сформируем лицо снеговика. Вы вспомните, как называются части слова и как они обозначаются, и лицо примет определенное выражение.

Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу.

(Окончание)

Графически обозначаем левый глаз.

Ну а я частичка.

Обозначусь я как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет.

(Суффикс)

Графически обозначаем правый глаз.

Я и часть, я и предлог.

Без меня никто не смог.

Я и слово, и добавка,

Называюсь я… (приставка)

Графически обозначаем нос.

Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу.

(Корень)

Графически обозначаем рот.

Без окончания, часть слова.

Называюсь я… (основа)

Графически обозначаем челку над глазами.

(слайд  10)

Да, лицо у нашего человечка получилось немного грустное, но я думаю, что к концу урока он улыбнется. А для этого надо выполнить все задания.

(флеш- анимация G 2)

Вернуться к началу урока.

- Доказали ли мы, что суффикс является частью слова?

Каждая часть слова выполняет свою работу. Какая работа у суффикса?

(слайд 11)

Вы хорошо справились с заданием. Я думаю, что наш снеговик остался доволен и предлагает вам выполнить еще одно задание.

 Работа с учебником.

Упр.194 стр.131

- Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)

- В какое время года происходят события?  ( зимой)  

 Почему? (Докажите строчками из стих-я)

- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

- Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)

- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

- ИК, -ЕК, -К

- Какое значение придают эти суффиксы словам?  Вы это узнаете, посмотрев на экран.                            (Уменьшительно-ласкательное)

(флеш- анимация G 1)

Орфографическое задание.

- Найдите слова с безударной гласной в корне и в приставке.

(Ребята, у которых голубые снежинки- 8 строчек, белые снежинки- 4 строчки)

У доски работает 1 ученик.

Проверка по записи с доски.  

 

  1. Физминутка для глаз «Лепим снеговика»

(слайды 12-19)

Лексическая работа.

- Прочитайте слова в рамке. Что можете о них сказать?(Синонимы)

- Какие слова называются синонимами?(слова одинаковые по значению, но разные по написанию)

Разбор слов по составу. Посмотрите, какая схема подходит к словам (лапа, лапка). Проверка.  (Слайд 20)

  1. Закрепление пройденного.

Игра «Побудь волшебником».

У меня есть «волшебная» палочка, а вот на экране слова: нос, дом, хвост, стол.  (слайд21) Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Суффиксы вносят в слова и другое значение.

(флеш- анимация G 7)

Скажите, с какой частью слова мы сегодня познакомились на уроке? Перечислите все части слова. А сейчас проверьте себя. У вас на партах лежат листы с тестом. Вам нужно найти правильные варианты ответов.

Микроитог.

  1. Итог урока. Рефлексия

Быстро время пролетело

И идет к концу урок.

Так давайте без задержки

Подведем всему итог.

-Чему мы учились на уроке?    (употреблять суффиксы в словах)

-Что же такое суффикс?

-Что ещё вы о нём знаете?

-Какую роль играют суффиксы в словообразовании?(образуют новые слова)

- Доказали ли мы, что суффикс-это часть слова и нужен для образования новых слов?

-Кто остался доволен своей работой? (Поднимите снежинки)

- Выставление оценок.   (Самооценка на снежинках)

  1. Домашнее задание.

Откройте учебник с. 139 упр.6 Прочитайте задание и текст .

Есть ли вопросы? Затруднения? Откройте дневники и запишите. Это задание для всех.  

Дополнительное задание для желающих: придумать сказку о суффиксе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...