Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Куулар Лариса Дамба-Ламаевна

Использование дидактических игр на уроках  русского языка для достижения познавательной активности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Развитие познавательной деятельности младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности – учения и осуществления на протяжении всего младшего возраста. Что представляет собой познавательная деятельность школьника? Является ли термин познавательная деятельность синонимом по отношению к термину «учебная деятельность».

Есть основания согласиться с Якиманской И.С. ( развивающее обучение, 1979) которая отмечает, что применительно к школьнику термин «учебная деятельность» синонимичен термину «познавательная деятельность», хотя у каждого из данных видов деятельности есть и свои специфические особенности.

В учебной деятельности познание вступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Но познание окружающего мира,  в том числе и родного языка, происходит не только в школе, и не всегда специально программируются. Это обстоятельство позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью.

Итак, с учетом некоторых уточнений можно считать, учебная деятельность школьника – целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях, как и для любого вида деятельности, для нее характерно свое содержание, своя структура, цель и свои мотивы.

Формирование интереса к учению важное средство повышения качество обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребностей в знаниях.

Одно из важнейших факторов развития интереса к учению – понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому предмету большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой –либо темы, каждый учитель много времени должен уделять поискам активной формы и методов обучения.

По словам Сухомлинского «Урок – это первая искра, зажигающая факел любознательности».

Активизация деятельности учащихся на уроке одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходят в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на уроке так , чтобы учебный материал становился предметом активных познавательной деятельности школьников.

С первого класса большое внимание уделяю чтению. Чтение – важнейший источник знаний. Книга дает объяснение тому, что вызывает удивление, интерес, воспитывает в детях внимательных читателей, способных правильно разбираться в эстетической и художественной стороне произведения. Пусть большинство героев писателя – лесные звери и птицы, они пробуждают у ребенка больше человеческие чувства: смелость, находчивость, доброту. Первым прочитали рассказ «Лесные звездочки». Ребята с большим интересом прослушали.

Мы сделали конкурс рисунков  по прочитанному материалу. И каждый ученик защитит свой рисунок. На итоговом занятии состоялось викторина, и мы выявили победителей в конкурсе.

В таком же плане проводились работы, по произведениям других писателей. Провожу загадки, ребусы, игры, головоломки, занимательные модели, творческие работы.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усваивать учебный материал. Игры развивают память, наблюдательность творческие способности. Очень полезны игры соревнования: например «Аукцион», «Живые слова», «Кто больше», «Чей ряд лучше» и т.д..

Именно игры помогают учащимся быть внимательными и не заметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют восприятию интереса  к русскому языку, развитию мышления.

В книге Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!» есть такие слова: «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «Хорошая игра похожа на хорошую работу» каждому учителю необходимо научиться, умело использовать игру на уроке.

Когда я начала работать учителем начальных классов, передо мной сразу встали следующие вопросы: почему одни учатся с увлечением и у них на лицах все время светятся радость, улыбка? А другие на уроках сидят равнодушно, ничем не интересуются? В глазах у них нет огонька, блеска радости. Как учить так, что бы не было таких детей? Что бы все дети учились с увлечением, а не с мученьем?

Чтобы решить эти проблемы, я начала вводить в уроки дидактические игры. Цель дидактических игр – пробудить желания у детей учиться. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнить задания, соблюдая все правила игры.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает учебный материал усиливает интерес к предмету и знанию ими окружающего мира.

При использовании дидактических игр удачно получается следующее:

  1. Повышается результативность обучения и воспитания
  2. Углубляется изучаемый материал
  3. Улучшается качество творческой работы учащихся
  4. Четко на уроке чередуется устные, письменные и другие виды учебной деятельности.

Игры со словами:

  • Игра «Какое слово»: лу…а, …аба, кру…ок.

«Слово рассыпалось»: Р У Л Ж А Н (журнал)

«Из одного слова несколько»: С Т О Р О Н А – сто, оса, нора, роса, рано, нос, рот, он, она.

  • «Собери урожай»: (на карточках написаны название овощей) Суть игры: первый ученик собирает существительные мужского рода, а другой женского рода.
  • «Слоговой аукцион»: (называть не предметы, а действия предметов). Да(ет), по(ет), бе(рет), жи(ет)…
  • Интересно и живо проходит работа со словарными словами.

Придумываю загадки, в которых отгадках словарные слова. Загадку читаю, а ответ пишут в тетрадях самостоятельно и сразу проверочное слово (ученик хорошо справившийся с ответами проверяет тетради остальных и выставляет оценки).

Например: На соломинах дом, сто ребяток в нем. (колосок)

  • В развитии речи ребенка, его творческого мышления большое значение имеет игра «Помоги карандашу». В гости к детям приходит веселый карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. «Дети помогают карандашу, составляют рассказ.

Лето погода                    осень листья                 зима холодно

Небо речка рыба           дождь листопад            снег сугроб, лед

Удочка весело               перелетные птицы         горка снеговик

Утром в воздухе           дни ночи                       пошли кататься

Получилось вот такая картина (на обратной стороне картина Лета, осень, зима, весна.

Примерные рассказы детей: Наступило лето. Погода ясное. Небо чистое, синее. Вода в реке, теплая. Коля и Миша взяли удочки, и пошли на речку. Коля поймал рыбу. Им очень весело.

  • Урок-зачеты ( системная работа)

Эти работы полезны тем, что они помогают учащимся поверить свои

Силы, повышается личная ответственность каждого ученика за результатом работы. Они проводятся в конце изучения темы или раздела.

Примерные вопросы к зачету:

1.     Что обозначают глаголы?

2.     На какие вопросы отвечают?

3.     Напиши слова. Подчеркни глаголы.

    Прыгает, ведро, высокий, пишет, доит, ручка, зеленый.

  1.    Подчеркни в предложении глагол.

Дом стоит на берегу.

  • Применяю предметные перфокарты.
  • Часто в работе использую загадки, а пословицы по темам.
  • Большое значение в развитии познавательной активности детей имеют экскурсии в природу и беседы о природе и бережном отношении к ней. «Заставить природу любить нельзя. Но помочь полюбить – можно», говорил Н.Сладков.

Занимательный материал, который использую на уроках и во внеурочное время.

  • По теме: «Звуки и буквы».
  1. Какую букву надо заменить в слове кость, чтобы получилось название желанного в доме человека? (гость)
  2. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов:            

Флаги – фляги

Плот – плод

Суп – зуб

  1. В названиях каких месяцев в русском языке на конце произноситься звук [р’]?

(Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

  • По теме: «Звонкие и глухие согласные».

Игра: «Цепочка». (Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий – проверочное).

Друг – друга

Зуб – зубы и т.д.

  • По теме: «Непроизносимые согласные».

Игра: «Подумай и запиши».

Учитель помешает на доске вырезанные согласные буквы: т, д, в, л.  Учащиеся должны записать как можно больше слов с данными непроизносимыми согласными. Например,

Т                                       Д                                 В                                  Л

Грустный                  Звездный               Здравствуй            Солнце

известный                  праздник               чувство                  лестница

сердце                        радостный

  • По теме: «Непроизносимые согласные»

Игра: «Молчанка»

К каждому имени существительному из левого столбика подобрать имя существительное, из правого столбика так, чтобы образовалось новое существительное:

Мыло                        ель

Пост                          уст

Град                          вар

Игра: «Цепочка слов».

Учитель на доске записывает существительное, от него надо образовать цепочку слов так, чтобы каждое последующее существительное начиналось с буквы, которое стоит в конце предыдущего. Определить род и число существительного

Шуба – альбом – магазин – ноги - … и т.д.

 Игра: «Подумай слова».

Учитель предлагает учащимся придумать слова, в которых 3 звука и 4 буквы, затем вызывает двух учеников. Один записывает на доске в один столбик слова, в которых количество звуков и букв совпадает, другой – букв больше чем звуков.

  • Отгадать загадки, определить род, число существительных.
  1. Я над речкою лежу

Оба берега держу. (Мост)

  1. И зелен и густ

На грядке куст

Покопай немножко –

Под кустом            (Картошка)

  1. Кругла да гладка

Откусишь – сладка

Засело крепко

На грядке                (Репка)

  • По теме: «Глагол»

Вопросы:

               В каком глаголе слышится сто нет? (стонет)

В какой части речи относится выделенные слова?

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало все поле покрывало.

Стою на нашем берегу.

Покой, границы берегу.

  • Какие буквы нужно вставить? Почему?

Он буд…т хорошо учиться. Он буд…т меня каждое утро.

  • Как можно имена существительные жар, ель превратить в глаголы?

Все перечисленные виды работ, которые я провожу с детьми, вызывают у них познавательный интерес, потребность в знаниях, направляют их на творческие поиски, вызывают радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории,  Пасько Татьяны...

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

В работе представлен комплекс интерактивных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка....

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

В презентации показана система интерактивных мультимедийных  заданий для активизации познавательной деятельности, используемая на уроках русского языка...

Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Презентация к работе "Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...